Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2007

Костинская
Вера Алексеевна
Костинская

главный библиотекарь
по организационно-
массовой работе ЦГДБ,
г. Озёрск,
Челябинская обл.

«ТВОРЧЕСТВО», «творческая личность», «развитие творческой личности»… Этими понятиями пестрят сейчас страницы педагогической и библиотечной периодики, методических пособий. И не случайно. Способность к творчеству – важнейшее качество современного человека.

Исследования, проведенные психологами, показывают, что мы, взрослые, мыслим в большинстве своем стандартно, ординарно, в то время как дети, по мнению тех же психологов, – настоящие творцы. Вспоминается высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже никто и ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астролога, который, быть может, жил в тебе когда-то». Согласитесь, эти слова – предупреждение именно нам, взрослым, работающим с детьми. Глина души человеческой лепится, пока ум гибок, пока ребенок восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира.

Практика последних лет показывает, что важную роль в творческом развитии наших читателей играют программы дополнительного образования и циклы занятий, разработанные в нашей библио­теке, – их более двадцати. Несмотря на разнообразие направлений (литературное развитие, краеведче­ское, патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание и т. д.), различие целей и задач, все их объединяет активное использование методов, приемов, форм деятельности, стимулирующих детское творчество как ответную реакцию на прочитанное. Приведу несколько примеров.

Много лет пользуется популярностью программа эстетического развития младших школьников «Азбука искусств», на занятиях которой ребята знакомятся с миром прекрасного: изобразительное искусство, музыка, театр, киноискусство и т.д. Какую роль в этом играют книги? Самую наиглавнейшую. Разговор об искусстве начинается с чтения книг. Именно они помогают детям запомнить необходимые термины, важные факты, имена великих людей и названия произведений. Кроме того, книги служат посылом к дальнейшему творчеству, но уже детскому. Как же это происходит?

«Я люблю родную землю» – так называется одно из мероприятий программы, в ходе которого ребята знакомятся с жизнью и творчеством русского художника-пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова, его картиной «Грачи прилетели», понятиями «пейзаж», «пейзажная живопись», «художник-пейзажист». Особое внимание в разговоре уделяется тому, что пейзаж – это средство передачи чувств, эмоций, настроения и мыслей художника, а также его своеобразная характеристика. Весь этот большой объем знаний очень доступно изложен в книге Надежды Шаниной «Я люблю родную землю». А.К.Саврасову посвящены рассказы «Скорее в лес – фиалки уже распустились!», «Грачи прилетели». С чтения первого и начинается встреча.

В процессе обсуждения прочитанного ребята отмечают, что Саврасов очень добрый, ранимый, беззаветно любящий природу человек, восторженно замечающий все даже самые незначительные изменения в природе. Вопрос: «А такой ли Саврасов в своем творчестве?» – не вызывает затруднения. Юные читатели при описании самой известной картины этого художника «Грачи прилетели» сходятся во мнении: художник так построил свой пейзаж, что хочется рассматривать его подробно – каждый предмет, каждую деталь, все в ней значимо, а главное – она звучит. Ребята с удовольствием прямо на уроке фантазируют, о чем разговаривают суетливые грачи, что могут рассказать стройные березы, освободившаяся от снега земля и т.д. Образы, нарисованные словами, мыслями, впечатлениями, в виде домашнего задания перекладываются на бумагу в сочинениях на тему «О чем рассказали грачи?».

Выполнение творческих заданий на основе прочитанного – неотъемлемая часть программ исторической направленности. Занятия по программам предусматривают поиск, активность детей, их стремление делать открытия.

Например, на занятии «Муромское чудо» ребята знакомятся с жанром «былина», его особенностями и построением, с образом и подвигами славного богатыря Ильи Муромца. Главное место в ходе занятия отводится чтению былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Вопросов, возникающих в процессе обсуждения этого произведения, – множество, но наибольший интерес у ребят вызывают следующие: «Илья Муромец, Владимир Красное Солнышко – исторические персонажи или выдуманные, а если взаправдашние, то когда они жили?», «Каким вы представляете себе Соловья-разбойника? Найдите описание этого героя в тексте». Выясняется, что на первый вопрос ребята смогут ответить только тогда, когда проведут книжное расследование. При поиске ответа на второй выясняется, что в тексте описания Соловья-разбойника нет, есть только факты из жизни (жена, род разбойничий). Поэтому ребятам предлагается создать и нарисовать этого загадочного героя.

Вовлечь в атмосферу творчества как можно больше детей и подростков нам удается, проводя ежегодно городские конкурсы. Год от года число участвующих в них растет, к школьникам присоединились дошкольники, старшее поколение озерчан: родители, бабушки и дедушки. Своеобразный рекорд был поставлен в 2005 году: 650 участников, более 700 работ. Почему такой отклик?

Во-первых, достаточно высок статус детской библиотеки среди озерчан. Во-вторых, четкая, проверенная временем организация процесса, где важное место отводится распространению информации о предстоящем конкурсе среди жителей города. И в этом все средства хороши: индивидуальные беседы, анонс во время проведения массовых мероприятий, стендовая информация, издание информационного бюллетеня «Библиовестник», выступления на совещаниях, педсоветах, методических объединениях учителей-предметников, родительских собраниях, реклама в СМИ и т.д. Схематически этот процесс можно представить следующим образом.

Каков результат нашей работы, вы уже знаете.

Запуская новый конкурс, мы каждый раз находимся в радостном предвкушении чего-то нового и неожиданного. Знакомство с работой – знакомство с человеком. Кто-то открыл в себе талант сочинительства, кто-то попытался передать свои мысли и чувства через краски и рукотворчество, а в ком-то уже живет литературный критик. Хотя не обходится без заорганизованности, шаблонности, графоманства, простой неаккуратности, и в этом, как правило, виноваты не дети. Такое случается, но уже тот факт, что при огромной загруженности (школьные меро­приятия, олимпиады, секции, кружки) дети все-таки нашли время для книги, вдохновения и творчества, говорит о многом!

Нас радует уровень творческих работ наших читателей – он в целом очень высокий. Об этом свидетельствуют победы озерских ребят в конкурсах областного, межрегионального и всероссийского уровня. Кстати, Свердловская областная библиотека для детей и юношества – организатор открытого конкурса литературного творчества для детей и юношества «Волшебная строка», познакомившись с отзывами и сочинениями юных читателей Озёрска, ввела в свой конкурс новую номинацию «Гениальный читатель».

Что касается победителей и активных участников наших конкурсов, то мы их чествуем, вручая дипломы, грамоты и подарки на заключительных праздниках в Неделю детской книги. По итогам каждого конкурса мы стараемся издать сборник творческих работ ребят, и пока нам это удается. Видели бы вы, как начинают гореть детские глаза, когда вместе с подарками вручается небольшая книга, где напечатана их работа.

Закончить свою статью мне хочется словами В.А.Сухомлинского: «Дети должны жить в мире творчества». Поэтому сотрудники ЦСДШБ находятся в постоянном поиске новых форм и методов творческого развития наших читателей, чего желаем и Вам.

схема