По страницам наших газет за март 2007 года
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Ахмедвелиева А. Подвижные народные игры / А. Ахмедвелиева // Спорт в школе. – 2007. – № 5. – С. 29–35. – (Методика. Авторские проекты).
Журавлева Е. Константин Георгиевич Паустовский : К 115-летию со дня рождения / Е. Журавлева // Начальная школа. – 2007. – № 5. – С. 10–12. – (Традиционная школа).
Викторина по произведениям К.Паустовского.
Лобанова Е. Пасха на Руси : Урок-концерт / Е. Лобанова // Начальная школа. – 2007. – № 5. – С. 21–24. – (Праздники).
Лошкарева Н. В. Масленица в художественном слове, живописи, музыке : Интегрированный урок / Н. В. Лошкарева // Русский язык. – 2007. – № 5. – С. 27–30. – (Развитие речи).
Малыгина М. Игры для девочек / М. Малыгина // Здоровье детей. – 2007. – № 5. – С. 47–48. – (Игровая площадка).
Описания игр, которые можно включить в спортивный конкурс «А ну-ка, девочки!».
Малыхина М. Ура, каникулы! / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2007. – № 5. – С. 47–48. – (Игровая площадка).
Подвижные игры для школьников 5–6-х классов.
Михайлова Ю. С. «День космонавтики» / Ю. С. Михайлова // Физика. – 2007. – № 5. – С. 9–11. – (Внеклассные занятия).
Сценарий внеклассного мероприятия.
Омаров М. Экспедиция в «Затерянный мир» : Урок-игра / М. Омаров // Биология. – 2007. – № 5. – С. 12–17. – (Я иду на урок).
Разработка игры (при подготовке учащимся предлагается прочитать роман Артура Конан Дойла «Затерянный мир»).
Петрунина Н. Ю. Александр Прокофьевич Бородин – великий химик и композитор : Интегрированный урок: химия и музыка / М. Ю. Петрунина, В. А. Жукова // Химия. – 2007. – № 5. – С. 42–46. – (Из опыта работы).
Пряжников Н. Три судьбы : Игровое упражнение для классного часа / Н. Пряжников // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 35–37. – (Работа с классом. Классный час).
Смысл этой игры – помочь формирующимся личностям разобраться, чем принципиально различаются стереотипы труженика, лентяя и бездарности.
Шматкова Н. Игра «Умницы и умники» по сказкам А. С. Пушкина / Н. Шматкова // Литература. – 2007. – № 5. – С. 11–14. – (Я иду на урок: 5–6-е классы).
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Арсланьян В. Как сотрудничать с родителями : Родительское собрание / В. Арсланьян // Математика. – 2007. – № 5. – С. 22. – (Страничка психолога).
Хоменко И. Совместная деятельность : О проектировании работы с родителями / И. Хоменко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 19–21. – (Внеурочная деятельность. Работа с родителями).
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Клавис К. Что скрывается за детской ленью? : Самые разные проблемы ребенка, которые мы склонны объяснять одной-единственной причиной / К. Клавис // Первое сентября. – 2007. – № 6. – С. 19. – (Детный мир. Отношение с характером).
Кузуб Н. Бабочка сновидений / Н. Кузуб // Школьный психолог. – 2007. – № 6. – С. 46–47. – (Игротека).
Игра может использоваться в рамках индивидуального диагностическо-коррекционного занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста или в консультативной работе со взрослыми.
Максимова С. Чего я жду от консультации? : Попробуем превратить общение с психологом в ресурс собственного развития / С. Максимова // Первое сентября. – 2007. – № 5. – С. 11. – (Школьное дело. Путь к сотрудничеству).
Ненюкова О. Общение – это непросто / О. Ненюкова // Спорт в школе. – 2007. – № 6. – С. 39–40. – (В фокусе внимания. Советы психолога).
Как грамотно налаживать контакты; улаживать конфликты.
Работа психолога с детской тревожностью // Школьный психолог. – 2007. – № 6. – С. 19–30. – (Методическая копилка).
Подборка материалов в рубрике «Методическая копилка» (в т.ч. Л. Ярославцева «Птица радости: Психокоррекционные занятия с тревожными детьми младшего школьного возраста»; Е. Плотко «Гештальт в работе с тревогой и тревожностью»).
Сакович Н. Игры в «Тигры» – 2 : Работа с подростками по снижению агрессивности / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2007. – № 5. – С. 11–14. – (Метод в теории и на практике).
Соловьева Т. Происшествие в 7 «Б» : Игра-расследование / Т. Соловьева // Школьный психолог. – 2007. – № 5. – С. 46–47. – (Игротека).
Описание игры для подростков. Среди целей и задач: организация досуга, диагностика взаимоотношений в группе, тренировка логического мышления.
Травина Л. …А речь шла о профнепригодности : Как профессиональный взгляд может перевернуть представление об учебной ситуации / Л. Травина // Первое сентября. – 2007. – № 5. – С. 11. – (Школьное дело. Путь к сотрудничеству).
Хромова Ю. Программа Дня психологии : Для учащихся средней общеобразовательной школы (5–11-е классы) / Ю. Хромова, Е. Колосова, Л. Приступа // Школьный психолог. – 2007. – № 5. – С. 36. – (Психолог у доски).
ВСЕ ВМЕСТЕ
Кириллова С. Воспитание родителей / С. Кириллова // Управление школой. – 2006. – № 5. – С. 13–17. – (Партнерство. Семья и школа).
О проекте «Развитие сотрудничества родителей, школ и местных органов самоуправления Республики Карелия».
Учителя и директора пилотных школ создали в рамках проекта «Родительские университеты» – структуры, позволяющие через занятия, семинары и совместные программы привлекать родителей к активному сотрудничеству и участию в управлении школой.
Леонтьева О. Школьный клуб: так создаются традиции / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2007. – № 5. – С. 12. – (Школьное дело. Свободное пространство).
Зачем школе клуб?
Виды и возможности школьных клубов.
Слепцова О. «Жываронки, прилятитя к нам!» : О том, как в разных уголках России в старину весну встречали / О. Слепцова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 6. – С. 18–20. – (Внеурочная деятельность. Преемственность традиций).
ПОДРОСТОК
Гобова Е. Психологический портрет поколений : Типология представлений о себе / Е. Гобова, О. Игнатова // Школьный психолог. – 2007. – № 6. – С. 33–37. – (Наши дети).
Для того чтобы понять настроение и отношение к жизни целого поколения, необходимо изучить наиболее типичные представления детей и подростков о себе и своем будущем.
Иваницкая Е. Застенчивые и очень ранимые : По результатам психологических исследований, мучаются своей некрасивостью 87% старшеклассников / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2007. – № 5. – С. 18. – (Детный мир. Открытый диалог).
Ускова Е. За партой, перед телевизором, на диване : Психолог Галина Абрамова считает, что на самочувствие подростков серьезно влияет дисбаланс между потребностью в движении и невозможностью ее проявить / Е. Ускова // Первое сентября. – 2007. – № 5. – С. 18. – (Детный мир. Открытый диалог).
ПРОБЛЕМА
Быстрова Р. Школа против наркотиков / Р. Быстрова // Здоровье детей. – 2007. – № 5. – С. 18–21. – (Нам пишут).
О социальном проекте по профилактике ПАВ.
Пример программы для 7-го класса.
Демьянов Н. Для геймеров и их родителей / Н. Демьянов, А. Харыбин; руководитель О. Бондаренко // Здоровье детей. – 2007. – № 6. – С. 38–41. – (Семья и дети).
Компьютерные игры: вред или польза?
«Откуда этот порошок взялся, ты думал когда-нибудь? : Культовым антигероям можно противопоставить культовых писателей // Первое сентября. – 2007. – № 6. – С. 18. – (Детный мир. Имя беды – наркотики).
Социологические данные свидетельствуют, что чтение определенных книг у подростков стало престижным. В культовые писатели попали: В. Набоков («Лолита»), В. Пелевин («Generation П»).
А что, если воспользоваться творчеством кумиров молодежи в прагматически-профилактических целях?
Семенов Д. Приобщение к наркотикам : исследование психологических механизмов / Д. Семенов // Первое сентября. – 2007. – № 6. – С. 18. – (Детный мир. Имя беды – наркотики).
Семина Н. Главный вопрос коррекционной педагогики / Н. Семина // Здоровье детей. – 2007. – № 5. – С. 3–5. – (Репортаж).
Чему и как учить детей с ограниченными возможностями.
Шипицына Л. Профилактика ВИЧ-инфекции в школьной среде / Л. Шипицына // Здоровье детей. – 2007. – № 6. – С. 34–37. – (Опасность).
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Артемова О. Я б в профессию пошел, пусть меня научат! / О. Артемова // Здоровье детей. – 2007. – № 6. – С. 29–31. – (Нам пишут).
О принципах предпрофильной подготовки. Модель психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения старшеклассников.
Степанова М. Профильное обучение : Идеалы и реалии / М. Степанова // Школьный психолог. – 2007. – № 5. – С. 20–21. – (Методическая копилка).
Резапкина Г. Словарь професий / Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2007. – № 5. – С. 25–32. – (Методическая копилка).
Резапкина Г. Холланд + Климов = ? / Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2007. – № 5. – С. 22–24. – (Методическая копилка).
О методиках определения профессионального типа личности.
РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Акперова И.А. Предметные декады в школе / И. А. Акперова, Е. Б. Алцыбеева, Е. С. Репницына, Н. Г. Шабардина // Биология. – 2007. – № 5. – С. 42–43. – (Копилка опыта).
КВН «Цветик-семицветик» (5-й класс); вопросы и задания олимпиады по природоведению (5-й класс).
Александрова Т. Наследники Ломоносова : В гостях у ученического научно-исследовательского общества / Т. Александрова // Управление школой. – 2007. – № 5. – С. 30–33. – (Проекты и исследования. Научное общество).
О системе работы по организации оригинальной структуры внутригимназического (внутришкольного) дополнительного образования в гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» Санкт-Петербурга.
Витковский А. Педагог – психологу, психолог – педагогу : Когда запросы друг к другу становятся едиными задачами / А. Витковский // Первое сентября. – 2007. – № 5. – С. 11. – (Школьное дело. Путь к сотрудничеству).
Когда говорят о взаимодействии психолога и учителя, как правило, анализируют причины всевозможных трений и конфликтов. Обычно делается вывод о принципиальном различии задач, профессиональных установок... К сожалению, гораздо меньше думают о том, как наладить продуктивное взаимодействие. Между тем существуют методики, которые могут в этом помочь...
Ганькина М. Пять штук «самого-самого» : Урок в музее : прологи и эпилоги / М. Ганькина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 6. – С. 40–43. – (Внеклассная работа. Музейная педагогика).
Иванов М. О проповеди во время классного часа : Из записок нерелигиозного (как он сам о себе говорит) классного руководителя. – Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 6. – С. 11–12. – (Работа с учениками. Нравственное воспитание).
Кордонский М. Интернет-путеводитель по музейной педагогике / М. Кордонский, Т. Полянская // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 6. – С. 46–48. – (Внеклассная работа. Музейная педагогика).
Морозова Г. Эффект созависимости в работе педагога : Что происходит, если учитель распространяет установку «я могу научить тебя» на все сферы жизни ученика / Г. Морозова // Первое сентября. – 2007. – № 6. – С. 11. – (Школьное дело. Профессиональные факторы риска).
О причинах эмоционального выгорания.
Ожеховская Л. Право на бесправие, или О безнравственном подходе к тестированию в школе / Л. Ожеховская // Школьный психолог. – 2007. – № 6. – С. 40–43. – (Тест со всех сторон).
О чем должен помнить классный руководитель при подготовке и проведении тестирования учеников.
Остапенко А. Век глобализации или природосообразности? / А. Остапенко // Управление школой. – 2007. – № 6. – С. 40–45. – (Школьный уклад. Воспитательная работа).
Воспитание – тема на все времена. Об основных компонентах воспитательной системы Азовского педагогического лицея.
Печатникова Л. Школьное образование: идеальная картина и реальная ситуация : Глазами учеников и учителей / Л. Печатникова // Первое сентября. – 2007. – № 5. – С. 10. – (Школьное дело. Ориентиры).
Как убрать разного рода барьеры, которые мешают самореализации учеников и педагогов.
Полонников А. Не хлопай дверью! : Педагогическое озарение приходит, когда все воспитательные подходы уже перепробованы / А. Полонников // Первое сентября. – 2007. – № 5. – С. 19. – (Детный мир. Правила частного случая).
Савенков А. Каждый от природы – исследователь : Как интерес ребенка может работать на его образование / А. Савенков // Первое сентября. – 2007. – № 6. – С. 7–8. – (Школьное дело).
О психологии детского исследовательского поведения.
Самсонова Н. Конфликты на уроке / Н. Самсонова // Здоровье детей. – 2007. – № 6. – С. 26–28. – (45 минут).
О причинах возникновения конфликтов.
Степанов П. Диагностика воспитательного процесса. Как сделать ее содержательной? : В первую очередь нужно ориентироваться на собственную позицию педагога / П. Степанов // Первое сентября. – 2007. – № 6. – С. 9. – (Школьное дело. Педагогический практикум).
Почему в школе воспитательный процесс находится под гнетом довольно жесткого и часто непрофессионального чиновничьего контроля, инструментированного к тому же некачественными, но весьма многочисленными диагностическими методиками? Как решить эту проблему? Как изменить существующее положение?
Ясницкая В. Как сделать класс классным : Определяем воспитательный потенциал / В. Ясницкая // Первое сентября. – 2007. – № 5. – С. 13; № 6. – С. 13–14. – (Школьное дело. Педагогический бестселлер).
Фрагменты из книги «Как сделать класс классным».
ИМЕНА
Барабанов Н.Н. Леонард Эйлер и его вклад в развитие физики : К 300-летию со дня рождения ученого / Н. Н. Барабанов // Физика. – 2007. – № 5. – С. 40–44. – (Классики).
Кушнер А. Прямой разговор о жизни / А. Кушнер // Литература. – 2007. – № 5. – С. 39–42. – (Школа филологии).
Об ученом филологе – Лидии Яковлевне Гинзбург.
Эйлер // Математика. – 2007. – № 6. – С. 32. – (На стенд. Легенды истории математики).
О математике, механике, физике и астрономе Эйлере (1707–1783).
Эратосфен // Математика. – 2007. – № 5. – С. 24. – (На стенд. Легенды истории математики).
О древнегреческом ученом Эратосфене Киренском (ок. 276–194 до н.э.).
ЧАС ЧТЕНИЯ
Ключарева Н. Экспансия добра : История педагогической попытки, которая могла бы закончиться иначе / Н. Ключарева // Первое сентября. – 2007. – № 5. – С. 24. – (Идеи. Судьбы. Времена. Страница одной книги).
О книге Елены Арманд «О Господи, о Боже мой : Педагогическая трагедия».
Костюхина М. Дела и ужасы детского детектива / М. Костюхина // Литература. – 2007. – № 6. – С. 34–37. – (Детское чтение).
Детектив – признанный лидер среди жанров современной детской литературы. И хотя со всех сторон его теснят новомодные фэнтези и «виртуальные» приключения, детский детектив продолжает жить и бурно развиваться, несмотря на свой солидный возраст.
Костюхина М. Советское детство: постсоветский взгляд / М. Костюхина // Литература. – 2007. – № 5. – С. 35–36. – (Детское чтение).
О повести Н. Нусиновой «Приключения Джерика».
Лужбина С. Писательница, умевшая понимать лошадей / С. Лужбина // Библиотека в школе. – 2007. – № 5. – С. 26–27. – (Остров сокровищ. Капитанский мостик).
Об Анне Сьюэлл и ее книге «Приключения Черного Красавчика».
Лупегова А. Книга учит и... лечит / Л. Лупегова, М. Чумакова, С. Янина // Здоровье детей. – 2007. – № 5. – С. 38–41. – (Образ жизни).
О детском чтении и библиотерапии. Что понимают под библиотерапией современные практики и исследователи?
Яснов М. Что я узнал / М. Яснов // Библиотека в школе. – 2007. – № 5. – С. 21–22. – (Остров сокровищ. Ром поэзии).
Об Александре Кушнере и его книгах для детей.
НА ЭКСКУРСИЮ
Букатов В. О мотивах лучше не заикаться : Подсказки начинающему экскурсоводу / В. Букатов, М. Ганькина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 6. – С. 38–39. – (Внеклассная работа. Музейная педагогика).
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» // Литература. – 2007. – № 6. – С. 45. – (Литературная карта).
В ТЕАТР!
Печатникова Л. С чего начинается воспитание зрителя? : С правильного выбора театра и пьесы : [по материалам беседы с кандидатом искусствоведческих наук А. Никитиной] / Л. Печатникова // Первое сентября. – 2007. – № 6. – С. 12. – (Школьное дело. Неделя детского театра).
Троицкая О. Учимся обсуждать спектакль : Вопросы, которые помогут ребятам понять свое впечатление / О. Троицкая, А. Никитина / Первое сентября. – 2007. – № 6. – С. 12. – (Школьное дело. Неделя детского театра).
КАЛЕНДАРЬ
Порядина М. Егоркина эпопея / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2007. – № 6. – С. 40–41. – (Личность. Календарь круглых дат).
К 125-летию со дня рождения писателя Георгия Дмитриевича Гребенщикова.
Распутин В. Дорога на Аталанку : [беседа с писателем Валентином Распутиным / беседовал Д. Шеваров] // Первое сентября. – 2007. – № 6. – С. 21–22. – (Идеи. Судьбы. Времена).
Валентину Распутину исполнилось 70 лет.