Как работало Детское читательское жюри
Этот конкурс просто класс!
Прочитаем книги враз,
Четыре дня на чтения
И день на размышления.
ТАКОЕ стихотворение пришло в письме из села Шопша Ярославской области, где, как и в десятках других городов и сел России, проводился конкурс «Детское читательское жюри».
Идея конкурса, предложенного НКФ «Пушкинская библиотека», была поддержана Государственным комитетом по печати и массовым коммуникациям. Благодаря этой поддержке были закуплены комплекты из 15 детских книг, из числа лучших среди изданных в последние годы.
Вот какие книги были предложены.
Даль Р. Матильда (М. : РОСМЭН, 2005)
Старк У. Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?; Сикстен (М.: Самокат, 2004)
Усачев А. Малуся и Рогопед (М. : Эгмонт-Россия Лтд, 2003)
Седов С. Сказки несовершенного времени (М. : Гаятри, 2006)
Гиваргизов А. Хитрый Зубов (М. : Дрофа+, 2006)
Нёстлингер К. Лети, майский жук! (М. : Контакт-культура, 2006)
Воскобойников В. Всё будет в порядке (М. : ОГИ, 2006)
Уилсон Ж. История Трейси Бикер (М. : РОСМЭН, 2006)
Зингер И.Б. День исполнения желаний: Рассказ о мальчике, выросшем в Варшаве (М. : Самокат, 2005)
Литтл Дж. Слышишь пение? (М. : Нарния, 2006)
Адра Ф. Лис Улисс (М. : Время, 2006)
Функе К. Король воров (М. : РОСМЭН, 2006)
Турнье М. Пятница, или Дикая жизнь (М. : Самокат, 2003)
Тор А. Остров в море (М. : Самокат, 2006)
Хобан Р. Мышонок и его отец (М. : Стокниг, 2006)
Тысяча комплектов – 15 тысяч книг! – были бесплатно разосланы в 7 российских регионов: Архангельскую, Владимирскую, Липецкую, Ростовскую, Тюменскую, Ярославскую области и республику Чувашия. И закипела работа.
НКФ «Пушкинская библиотека» знаменит в библиотечном сообществе многочисленными полезными начинаниями – помимо помощи в комплектовании библиотек, он инициирует и поддерживает различные профессиональные программы, а также акции в поддержку чтения. И все же этот детский конкурс выделяется в череде прочих важных и нужных начинаний.
Программ и акций по чтению проводится и у нас в стране и в мире ныне великое множество. Но эффективность их разная. Накопленный отечественный и международный опыт показал: наиболее эффективны те программы, в которых детям и подросткам отводится не пассивная роль обучаемых, воспитываемых и развлекаемых, а предоставляется возможность активно действовать самостоятельно – вносить свой вклад, высказывать собственное мнение и оценку.
Конкурс «Детское читательское жюри» предоставил всем участникам возможность не только прочесть замечательные высокохудожественные книги, отобранные знающими экспертами в море современной детской литературы, но и обсудить их, создать собственные творческие работы – рецензии, эссе, сочинения, где изложить свои мысли и чувства и – что очень важно – рассказать о себе.
Инициаторы проекта, приступая к его реализации, поставили перед собой очень важные задачи:
- поддержать в детях интерес к чтению как к увлекательному творческому процессу, выявить читательские предпочтения детей и подростков;
- привлечь к детской книге и проблемам детского чтения педагогов, родителей и широкие круги общественности, сплотить их и поощрить сотрудничество в деле пропаганды чтения;
- поддержать издателей, выпускающих хорошие детские книги, и авторов книг – писателей, художников, переводчиков.
И надо признать, что ВСЕ эти задачи были выполнены!
В большинстве регионов координаторами проекта стали центры чтения, организованные несколько лет назад по инициативе того же НКФ «Пушкинская библиотека». Сотрудники центров оперативно распределяли книги по библиотекам своей области – помог опыт многолетнего сотрудничества. Так, в Архангельской области в конкурсе приняли активное участие 66 библиотек, 20 школ области, детский дом г. Онеги, санаторий имени М.Н.Фаворской Красноборского района, санаторная школа-интернат №1 г. Архангельска.
Ростовская областная детская библиотека им. В.М.Величкиной для участия в конкурсе определила 26 территорий: 13 районов и 13 городов.
На конкурс получены материалы из 9 районов и 11 городов.
За время акции все книги, предложенные конкурсом, были прочитаны школьниками разного возраста и руководителями детского чтения, в нем приняли участие более 8000 человек, написано более 700 отзывов.
Во Владимирской области в конкурсе приняли участие 113 массовых библиотек, 8 школьных, 3157 индивидуальных участников и 311 коллективных.
Участие в конкурсе потребовало от библиотекарей большой работы в местном сообществе: библиотекари стали постоянными посетителями школ, клубов, местных газет и радиостанций. В Архангельской области информационную поддержку конкурсу оказывали газета «Волна» и государственная телерадиокомпания «Поморье». В Ярославле состоялась съемка сюжета о конкурсе «Детское жюри» для детской телевизионной передачи «Пять+» на Детском телевидении областной телерадиокомпании «Ярославия», а координатор конкурса «Детское жюри» выступал в прямом эфире – в программе «Соседи» на телевидении «Рыбинск-40».
Информация о конкурсе появлялась практически во всех местных газетах и была размещена на различных сайтах. Вот какое объявление было помещено в газете города Гаврилов-Ям Ярославской области: Детской библиотеке срочно требуются умные, творческие, начитанные молодые люди в возрасте от 7 до 15 лет для участия во Всероссийском конкурсе читательских симпатий «Детское жюри».
Стоит ли говорить, что в библиотеках посетителей прибавилось – сюда спешили не только дети, но и взрослые – учителя и родители.
Вот строки из отзыва одной семьи, присланного из Тюменской области: Книгу А. Тор «Остров в море» принесла из библиотеки младшая дочь Алена, ей 11 лет. Я думала, что это сказки: так она увлеченно читала и так искренне переживала. Но когда увидела, что читает дочь, удивилась и сама стала читать. Затем к чтению подключилась старшая дочь – Юля, ей уже 17. Мы даже спорили, кто будет читать первым. А когда дочитали книгу, то, поговорив, решили, что книга – замечательная и очень серьезная.
Дети воспринимали книги по-своему, пытаясь найти в них что-то близкое, соединить прочитанное со своим жизненным опытом. Моя сестра Света похожа на корову Розалию и на фею (Андрей Усачев «Малуся и Рогопед»). Света сочиняет стихи и смешинки. Она очень умная, добрая и трудолюбивая. Поможет добрым словом, и урок объяснит, и накормит (Михайлов Юрий, 9 лет Чувашская Республика, пос. Урмары).
А вот другой отзыв – в нем искренняя надежда ребенка на силу Слова. Я прочитала эту книгу (Жаклин Уилсон «Дневник Трейси Бикер»), и мне стало очень печально, что мама бросила Трейси. Я не хочу, чтобы моя мама меня также бросила. Я ей дала прочитать книгу о жизни Трейси, она прочитала, но боюсь, что ничего не поняла. Моя мама пьет вино. Эта книга про меня… (из разговора библиотекаря с 9-летней Аленой).
Точки зрения взрослых и детей часто не совпадали. Мнения о книгах сложились разные. Дети воспринимали книги со своей точки зрения, а взрослые – со своей. Мы считаем, что такой альтернативный подход к прочитанным книгам очень полезен. Дети и взрослые высказывали свое мнение, находили что-то общее, спорили, – написали библиотекари города Александрова, а их коллеги из города Гороховца отметили, что книги, вошедшие в комплект, качественно отличаются от тех произведений, которые предлагает розничная торговля. Большинство книг несут определенную идею, проблему. Заставляют задуматься, порассуждать, подискутировать.
Особые споры вызвала книга Сергея Седова «Сказки несовершенного времени». Одни ругали ее, другие попытались с уважением отнестись к позиции автора, постараться понять смысл столь на первый взгляд «несовершенных сказок». И здесь дети проявляли, пожалуй, больше мудрости и терпимости, чем взрослые: Мне кажется, что книга называется «Несовершенные сказки», потому что сказки эти о нашем времени. А наше время несовершенно. В нем нет стабильности, порядка и постоянства. А какое время, такие и сказки (Настя, 11 лет, Тюменская область).
Почти ни одна книга не принималась безоговорочно. Конечно, непросто было в условиях столь жарких споров определить финалистов. И все же имена их были названы:
Андрей Усачев «Малуся и Рогопед» – М.: Эгмонт-Россия Лтд., 2003;
Артур Гиваргизов «Хитрый Зубов» – М.: Дрофа+, 2006;
Валерий Воскобойников «Все будет в порядке» – М.: ОГИ, 2006;
Анника Тор «Остров в море». – М.: Самокат, 2006.
Отныне эти книги будут выпускаться со специальным логотипом «Победитель конкурса “Детское читательское жюри“».
Но победителями стали не только авторы и издатели. В каждом регионе были отмечены призами и наградами лучшие «критики», самые активные участники.
На основе присланных из регионов материалов жюри НКФ «Пушкинская библиотека» отметила призами юных участников – победителей в номинации «Лучший читатель». Ими стали:
Михаил Русов, 8 лет, г. Данилов Ярославской обл. (рецензия на книгу А.Усачева «Малуся и Рогопед»);
читатели Сетовской сельской библиотеки Тобольского района: учительница В.Н. Цветкова и 17 учеников 4-го класса, приславшие коллективный отзыв на книгу В.Воскобойникова «Все будет в порядке»;
Ирина Бородина, 11 лет, школа № 19, г. Каменск-Шахтинский Ростовской обл. (рецензия на книгу Мишеля Турнье «Пятница, или Дикая жизнь»).
В номинации «Лучший координатор проекта» победили Владимирская областная библиотека им. А.М.Горького и Архангельская областная научная библиотека им. Н.А.Добролюбова.
В каждом регионе выбирали и чествовали своих победителей по-своему. Кульминация празднества пришлась на Книжкину неделю, превратив традиционный фестиваль в настоящий праздник трудовых читательских свершений, где нет зрителей, а все участники.
Конкурс прошел с большим успехом во всех регионах. Очень важно, что он не только подарил тысячам участников – детям и взрослым – радость чтения, но и выявил многие «профессиональные проблемы».
В отчетах о конкурсе библиотекари написали и о тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться. Конечно, прежде всего жаловались на нехватку времени. Это справедливо, а причина до обидного простая – деньги на финансирование конкурса были выделены лишь в конце 2006 года. Но, возможно, именно сжатые сроки подстегнули инициативу на местах: никому не хотелось упускать уникальный шанс.
Некоторые библиотекари жаловались, что детей «трудно было заставить писать рецензии – они этого не умеют». Но ведь условия конкурса этого и не требовали! Здесь как раз главная тяжесть ложилась на плечи взрослых – именно им надо было проявить внимание и участие: помочь детям сформулировать свое отношение к прочитанному, услышать мнение ребенка и учесть его при подведении итогов. Некоторые библиотекари предлагают в будущем использовать и альтернативные способы оценок – более доступные младшим детям – рисунки, устные отзывы, беседы! КОНЕЧНО! Все это уже было заложено в условия конкурса, но, думается, наш взрослый страх перед «отчетностью» (а вдруг не так напишем, и нас не учтут?!) сыграл здесь свою неблаговидную роль.
Что ж, на ошибках учатся. И конкурс лишний раз подтвердил, что надо больше доверять себе, исходить из интересов наших читателей, а не из гипотетических требований высоких комиссий. И пусть всем послужит примером опыт библиотекаря Башковской сельской библиотеки В.В.Трошковой, которая предложила ребятам выбрать из прочитанных самые интересные книги, написав мини-рецензии с символами. Ребятам предлагалось выбрать книгу – суперинтересную (символ – сердце); оставившую их равнодушними (символ – облако); книгу, дающую больше вопросов, чем ответов (символ – головоломка); книгу, которая не понравилась (символ – черная метка). Подобных новаций конкурс дал немало.
Книги, предложенные в комплекте, были разделены на три возрастные категории. В сопроводительном письме, правда, указывалось, что деление это условно. И очень правильно поступили те библиотекари и учителя, которые разрешили детям читать то, что им хочется – без всяких регуляций. И без пресловутого окрика «тебе еще рано», который, увы, никак не уйдет из библиотечной практики.
Очень важно, что книги были прочитаны не только детьми, но и взрослыми – во многих регионах они были включены в школьную программу. Увы, не так часто школьные учителя, да и мы, библиотекари, даем себе труд прочесть те книги, которые читают наши дети.
Книги были предложены непростые, неоднозначные, – каждая со своей важной темой, с острыми проблемами. Однако оказалось, что многие взрослые не готовы к серьезному обсуждению прочитанного.
В отзывах часто повторялась одна и та же просьба: дайте больше книг отечественных авторов. Дали бы, охотно, – кивали головой эксперты, – да беда в том, что книг по-настоящему честных и высокохудожественных в родном отечестве издается очень и очень мало. Более того, следует учитывать и то, что в нашей многонациональной поликультурной стране сейчас практически не издается детских книг, которые бы представляли ребенку это культурное богатство. Нет книг башкирских, марийских, чувашских авторов. А как их не хватает! Ведь это первая прививка толерантности, первый шаг к открытию иной, непохожей культуры, что ж, в этих условиях хорошая зарубежная детская книга восполняет эту зияющую лакуну, позволяя услышать голос писателя другой страны, другой культуры. Что обязательно следует учитывать.
Мы, взрослые, загруженные своими проблемами, пытаемся сами оградить детей от реальной жизни – предпочитаем развлекать, а не говорить начистоту. Десятилетие такого отношения дало свои печальные результаты. Сегодняшнее поколение не хочет погружаться в проблемное «чтиво» и решать чужие загадки и вопросы – такой отзыв попался в одном из писем. А может, это не совсем так? Может, это мы сами боимся такого «погружения»? Опыт конкурса показал – придется этому учиться. Многие библиотекари честно признавались, что им не хватило времени глубже и внимательнее вчитаться в такие непростые книги, как повесть Кристине Нёстлингер «Лети, майский жук!» или воспоминания о детстве И.Б.Зингера «День исполнения желаний».
Но среди отзывов есть и совсем противоположные. Так, в г. Гороховце Владимирской области не только обрадовались тому, что конкурс открыл новые имена провинциальному читателю, но и сразу включились в сотрудничество, предлагая свои варианты конкурсных книг на будущее. И книги эти совсем не простые!
Мы бы хотели видеть произведения современных авторов, которые дают разобраться ребятам в своем мироощущении, взаимоотношении с окружающим миром (в разных его проявлениях). Это очень актуально и важно для них. На наш взгляд, именно такой литературы недостает сегодня юным читателям. Например, книги Юстайна Гордера «Мир Софии», Мари-Од Мюрай «Oh, boy!», «Голландский без проблем», Жана-Клода Мурлева «река, текущая вспять», новая книга Артура Гиваргизова «Мы так похожи», Корнели Функе «Чернильное сердце», Альберта Лиханова «Русские мальчики» и др.
В своем отчете зав. библиотекой Устьянской общеобразовательной средней школы В.Н.Никифорова отметила: Я уверена, что все книжки, полученные нами, будут очень читаемы в библиотеке. Почему? Во-первых, они уже стали популярны, о них много говорят. Во-вторых, они очень хороши, хотя все разные по жанрам и темам. Уже в мыслях – библиотечные уроки, на которых главными героями станут книги с конкурса; оформим выставку, сделаем газету с отзывами ребят-конкурсантов. В общем, большое спасибо организаторам конкурса. Мы с удовольствием в нем поучаствовали. Дело оказалось обоюдно полезным.
Что ж, конкурс завершился, но чтение продолжается!
Самые интересные детские рецензии мы будем печатать в ближайших номерах «Острова Сокровищ».