По страницам наших газет за март 2007 года
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Войцехович С. А. Игра «Самый умный по информатике» / С. А. Войцехович // Информатика. – 2007. – № 7. – С. 29–36. – (Внеклассная работа).
Джанелидзе Н. День Победы – праздник многих национальностей : История одной затеи. С продолжением / Н. Джанелидзе // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 7. – (Работа с учениками. Классный час).
Знаменская Ю. Так ли безобидны мелкие шалости? : классный час по Уголовному кодексу, подготовленный за большую перемену / Ю. Знаменская // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 3–5. – (Работа с учениками. Классный час).
Малыхина М. Подвижный ринг / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2007. – № 7. – С. 47–48. – (Игровая площадка).
Приведенные игры для ребят не моложе 13–15 лет. Они развивают силовые качества, ловкость, быстроту реакции, решительность, смелость.
Масандилова И. Импровизационная игра на классном чае : О том, как театр спонтанности Я. Морено помог классной руководительнице наладить отношения с учениками / И. Масандилова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 7. – С. 17–22. – (Микроклимат в классе. Классный час).
Мельников А. Великая Отечественная война: год за годом / А. Мельников // История. – 2007. – № 8. – С. 40–45. – (Олимпиады, тесты, конкурсы).
Методическая разработка историко-познавательной игры.
Прилепо А. Что? Как? Когда? : игра для знатоков / А. Прилепо // Здоровье детей. – 2007. – № 8. – С. 36–40. – (Творческая мозаика).
Интеллектуальная игра на общую эрудицию по вопросам здоровья. Рассчитана на учащихся старших классов, имеющих склонность к самостоятельному изучению литературных источников.
Рябченко В. Учение с удовольствием / В. Рябченко // Здоровье детей. – 2007. – № 7. – С. 16–21. – (Урок здоровья).
Разработка урока «Как сохранить свое здоровье?».
Сенькина Н. Н. Новое поколение выбирает здоровье : урок-проект. 11 класс / Н. Н. Сенькина // Биология. – 2007. – № 7. – С. 29. (Я иду на урок).
Приведен тест «Мое здоровье и экология».
Смелова В. Г. Птицы как символ свободного полета : внеклассное мероприятие по картине В.М.Васнецова «Ковер-самолет» / В. Г. Смелова // Биология. – 2007. – № 7. – С. 8–11. – (Я иду на урок).
Старченко Т. В. Увлечение великих : внеклассное мероприятие в рамках недели естественных наук / Т. В. Старченко // Физика. – 2007. – № 8. – С. 21–22. – (Джержинский выпуск).
Материалы к празднику, на котором ребята могут познакомиться с научной деятельностью и увлечениями великих ученых.
Тимофеева С. В. Цветочное казино : познавательная игра для учащихся 5–6-х классов / С. В. Тимофеева // Биология. – 2007. – № 8. – С. 13–14. – (Я иду на урок).
Торопцева И. А. КВН «Птицы» / И. А. Торопцева // Биология. – 2007. – № 7. – С. 14–15. – (Я иду на урок).
Фоменко Е. Будем знакомы! / Е. Фоменко // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 8–11. – (Психолог у доски).
Два варианта проведения занятия по теме «Память» (из цикла занятий «Будем знакомы: «Я!» – по сбережению своего психического здоровья).
Хижняк Н. Ю. Человек и природа: противостояние или содружество? : интегрированный урок по химии и биологии. 11 класс / Н. Ю. Хижняк, Е. П. Малетина. – Химия. – 2007. – № 7. – С. 25–39. – (Проблемы экологии).
Шмырёв А. А. Изобретение радио А.С. Поповым : комьютерная интерактивная видеолекция, 2 ч. 11-й класс / А. А. Шмырёв // Физика. – 2007. – № 7. – С. 2–8. – (Учебные занятия).
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Бабина Ю. Роль отца в воспитании ребенка : деловая игра для родителей / Ю. Бабина // Школьный психолог. – 2007. – № 8. – С. 12–14. – (Конкурс. Номинация: «Родители учащихся и психолог: формы и методы сотрудничества»).
Болсуновская Н. Можно ли воспитывать по советам? / Н. Болсуновская // Первое сентября. – 2007. – № 8. – С. 17. – (Детный мир).
Размышления и советы психолога.
Горбушина О. Сказки вместо указки / О. Горбушина // Здоровье детей. – 2007. – № 8. – С. 32–35. – (Семья и дети).
Что такое терапевтическая метафора. Отличия терапевтической метафоры от литературной. Возможности терапевтической метафоры.
Иваницкая Е. Никогда не уличайте ребенка : Попробуйте удержаться на той высоте отношений, когда ему незачем будет лгать / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2007. – № 7. – С. 19. – (Детный мир. Психология детского поступка).
Несколько советов родителям.
Клавис К. «Почему ты все время врешь?» : Невысказанные слова обманщика могли бы прозвучать так: «Я потому обманываю, что боюсь вас и не верю, что вы поможете» / К. Клавис // Первое сентября. – 2007. – № 7. – С. 19. – (Детный мир. Психология детского поступка).
Почему дети лгут и как сами воспринимают свой обман?
А можно ли ребенка научить всегда говорить правду? И нужно ли это? Ведь детская ложь – это очень часто своеобразный защитный механизм.
Сартан Я. «Родители – это кладезь творческого потенциала» / Я. Сартан // Управление школой. – 2007. – № 8. – С. 9–11. – (Партнерство. Семья и школа).
Как лучше организовать партнерство семьи и школы. Из опыта работы Ключевской средней общеобразовательной школы.
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Балобина А. Доброе слово / А. Балобина // Школьный психолог. – 2007. – № 8. – С. 46–47. – (Игротека).
Два занятия на снижение агрессивности в подростковом возрасте.
Вачков И. Метафора моей жизни : психологическая игра для старшеклассников / И. Вачков // Школьный психолог. – 2007. – № 8. – С. 27–28. – (Методическая копилка).
Цель игры: развитие креативности и эмпатии. Эта двойная цель достигается за счет того, что на разных этапах игры реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога – метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором – процесс совместного творчества.
Кривцова А. Без осложнений : урок психологии как способ адаптации пятиклассников / А. Кривцова // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 40–43. – (Психолог у доски).
В Ломоносовской школе в школьное расписание пятиклассников включены уроки психологии.
Ненюкова О. Исключение, ставшее правилом / О. Ненюкова // Спорт в школе. – 2007. – № 7. – С. 36–38. – (В фокусе внимания. Советы психолога).
Дети в кризисных ситуациях.
Все кризисные ситуации можно условно разделить на три основные группы: возрастные кризисы, кризисы утраты и разлуки, травматические кризисы.
Николаева Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике / Н. Николаева // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 10–12. – (Наши дети).
Руднев И. Конфликт: как его разрешить? / И. Руднев // Здоровье детей. – 2007. – № 7. – С. 28–31. – (Вместе с психологом).
Последовательные шаги по преодолению конфликтных ситуаций.
Чупрова А. Космический полет : большая психологическая игра / А. Чупрова // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 46–47. – (Игротека).
Задачи игры: сплочение детского коллектива, развитие вербальных и невербальных навыков коммуникации; проживание ситуации сотрудничества, взаимовыручки; повышение познавательного интереса.
ВСЕ ВМЕСТЕ
Десять идей организации пространства // Управление школой. – 2007. – № 7. – С. 24–25.
Устройство школы – особое искусство. Информация о 10 школах, сумевших воплотить в жизнь свои необычные идеи.
Ершова А. Принцесса Турандот и колесо от «КамАЗа» : (не)затейливые подсказки для классных руководителей / А. Ершова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 32–33. – (Школьный праздник. Последний звонок).
Как провести последний звонок.
Лукутин А. «Творчество не терпит повторений!» : Очередной «последний звонок» – каким он будет? Советы «бывалого» / А. Лукутин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 34–35. – (Школьный праздник. Последний звонок).
Малакеева Е. ...А занятия ведут инспектора заповедника! / Е. Малакеева // Первое сентября. – 2007. – № 8. – С. 12. – (Школьное дело. Открытое образование).
Экология может стать перспективной темой и для клубной работы, для дополнительного образования.
О детском экологическом клубе «Зубренок» в поселке Псебай Краснодарского края.
Реутский С. Школьный двор – территория игры : Здесь все служит развитию детей. А организовать эту территорию совсем несложно / С. Реутский // Первое сентября. – 2007. – № 7. – С. 12. – (Школьное дело. Страницы внешкольного времени).
Об эффективной организации пространства вокруг школы.
ПРОБЛЕМА
Воробьева Е. Научись общаться – и все получится! / Е. Воробьева, Я. Воробьева, Д. Самочерных, Н. Карба // Здоровье детей. – 2007. – № 7. – С. 36–39. – (Школьный возраст).
Почему осложняются отношения между одноклассниками? Этой проблеме посвящена ученическая исследовательская работа.
Кучинская Т. Резкое слово – тоже насилие / Т. Кучинская, А. Титаренко // Здоровье детей. – 2007. – № 7. – С. 30–32. – (45 минут).
Возможно ли применение ненасильственной формы управления в условиях профессионального и школьного обучения? Насилие вызывает у ребенка негативную реакцию. Дети неуправляемы или мы отмечены низкой культурой? У детей выработался стереотип к такому воздействию или нам не хватает ума на другие формы?
Малышева Г. И. Будущей России – здоровую молодежь! / Г. И. Малышева / Химия. – 2007. – № 7. – С. 32. – (Переписка с читателями).
О признаках употребления наркотических препаратов, об этапах формирования наркотической зависимости.
Плахотников С. На поле брани : три фрагмента о сквернословии, написанные автором по специальному заданию редакции / С. Плахотников // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 7. – С. 11–12. – (Работа с классом. Ученическое сквернословие).
Печатникова Л. Школьная агрессия: опыт преодоления : педагогика школы № 2 города Тырныауза / Л. Печатникова // Первое сентября. – 2007. – № 7. – С. 10. – (Школьное дело. Цели и ценности).
Родители борются за права своих детей // Здоровье детей. – 2007. – № 7. – С. 5. – (Информация).
В Москве начала работать общественная организация родителей детей с СДВГ «Импульс». Несколько десятков родителей, объединившись, поставили перед собой цель информировать родителей и педагогов об СДВГ – синдроме дефицита внимания и гиперактивности – расстройстве распространенном, но в России мало известном.
РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Акперова И. А. Предметные декады в школе / И. А. Акперова, Е. Б. Алунбеева, Е. С. Репницына, Н. Г. Шабарзина // Биология. – 2007. – № 7. – С. 37–39. – (Копилка опыта).
Сценарий «Радужный игры» (5 класс)
Александрова Т. Время советовать : Ставим проблему – ищем решение / Т. Александрова // Управление школой. – 2007. – № 7. – С. 19–23. – (Наука управлять. Педсовет).
Каким должен быть педагогический совет, чтобы он не превратился в унылую многочасовую «отсидку» для большинства присутствующих?
Что реально может дать педсовет каждому его участнику в профессиональном становлении?
Астахова И. Принцип сохранения : Схема формирования / И. Астахова // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 34–36. – (Вместе с учителем).
О новой методике формирования принципа сохранения на основе теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и исследований И.И.Ильясова о формировании состава и структуры познавательных умений.
Берестовицкая С. Конкурс педагогического мастерства как путь повышения квалификации / С. Берестовицкая // Управление школой. – 2007. – № 7. – С. 15–18. – (Наука управлять).
Конкурсные этапы.
В школе построили избу : Полюбоваться на нее в поселок съезжаются туристы // Управление школой. – 2007. – № 7. – С. 41–43. – (Тема номера. Музейное дело).
О музеях (а их целых – три!) Мокеевской школы, что в 25 км от Ярославля.
Гражданцева В. Феномен игры в педагогике сотрудничества / В. Гражданцева // Здоровье детей. – 2007. – № 8 – С. 16–17. – (Нам пишут).
Феномен игры в том, что, оставаясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию.
Дашковская О. Школьное самоуправление: анализ практики : Так можно сформулировать тему встречи общественно-активных школ России / О. Дашковская // Первое сентября. – 2007. – № 7. – С. 6. – (Политика образования. События. Факты. Тенденции).
Весной 2006 года для общественно-активных школ в сети Интернет создан новый ресурс – Портал движения общественно-активных школ (http://www.cs-network.ru). Его цель – координация совместной деятельности, обмен опытом, а также расширение информированности ОАШ о движении и возможностях в нем участвовать.
Дисненко В. Границы и нормы в работе психолога с детьми / В. Дисненко // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 14–15. – (Гильдия).
Кац В. Экологические проекты в школе : Они позволяют интегрировать знания по предметам и дают нестандартные формы воспитательной работы / В. Кац // Первое сентября. – 2007. – № 8. – С. 12. – (Школьное дело. Открытое образование).
Кузнецова Е. Учеба по индивидуальным планам / Е. Кузнецова, Е. Стерлягова // Здоровье детей. – 2007. – № 8. – С. 24–25. – (45 минут).
Сегодня перспективным становится обучение на основе индивидуальных учебных планов. Оно помогает ребенку раскрыть свои возможности и при этом не потерять здоровье.
Меркулова Т. Для решения задач урока / Т. Меркулова // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 34–36. – (Вместе с учителем).
О курсе повышения квалификации для учителей «Развивающие возможности урока: дидактическое и технологическое обеспечение». Среди тем: «Стили педагогического общения», «Исследовательская работа».
Публичный отчет гимназии № 1520 им. Капцовых // Управление школой. – 2007. – № 8. – С. 19–22. – (Публичный отчет).
В частности, в публичный отчет вошли: Проектная деятельность учащихся; Принципы организации и управления; Положение о проектной деятельности; Портфолио как инструмент самоанализа; Экспериментальная работа по иностранным языкам; Полилингвизм и Неделя иностранных языков; Дидактический театр как одна из форм обучения.
Советова Е. Красный, синий, голубой – выбирай себе любой? / Е. Советова // Управление школой. – 2007. – № 7. – С. 37–40. – (Тема номера. Цветовая гамма).
Организация школьной среды с точки зрения физиологии зрительного восприятия и законов видеоэкологии в значительной степени влияет на психику учащегося, а через нее – на телесную организацию ребенка и его здоровье.
Тыртышная М. Информационные технологии и успех современного учителя / М. Тыртышная // Управление школой. – 2007. – № 8. – С. 12–15. – (Информатизация).
Как подготовить учителя к широкому использованию информационных технологий в учебном процессе.
Программа выездного семинара.
Чертанова Т. Эстафеты в школе : 1000 вариантов / Т. Чертанова // Спорт в школе. – 2007. – № 7. – С. 6–9; № 8. – С. 37–42. – (Методика. Дополнительное образование).
Шаскольская М. Чтобы метод проектов не остался «в проекте» : Самое главное – понять, что это принципиально иная работа по сравнению со всеми привычными школьными заданиями / М. Шаскольская // Первое сентября. – 2007. – № 7. – С. 11. – (Школьное дело. Педагогические технологии).
В чем особенность проектной работы, которую так трудно уловить и еще труднее воплотить?
Ясницкая В. Как сделать класс классным : возрастные особенности пяти-шестиклассников / В. Ясницкая // Первое сентября. – 2007. – № 7. – С. 13. – (Школьное дело. Педагогический бестселлер).
Фрагменты из книги.
Ясницкая В. Как сделать класс классным : возрастные особенности семи-восьмиклассников / В. Ясницкая // Первое сентября. – 2007. – № 7. – С. 13. – (Школьное дело. Педагогический бестселлер).
Глава из книги.
ИМЕНА
Ольтециан И. Гай Юлий Цезарь : Триумф и гибель между республикой и империей / И. Ольтециан // История. – 2007. – № 7. – С. 6–19. – (Мастерская историка).
Палагин Ю. Сцены из жизни : пьеса по дневникам и произведениям Пришвина 1926–1937 годов / Ю. Палагин // Библиотека в школе. – 2007. – № 7. – С. 36–44. – (Работа с читателями. Сценарий).
К 135-летию со дня рождения М.М. Пришвина (1873–1954).
Порядина М. Путем своей судьбы / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2007. – № 8. – С. 40–41. – (Личность. Календарь круглых дат).
К 125-летию со дня рождения писательницы Сигрид Унсет.
Шеваров Д. «Ум должен быть добрым» : известному российскому историку, выдающемуся москвоведу и легендарному профессору Историко-архивного института Сигурду Оттовичу Шмидту исполнилось 85 лет / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2007. – № 8. – С. 21. – (Идеи. Судьбы. Времена).
НА ЭКСКУРСИЮ
Бахныкин Ю. Место памяти, плача, молитвы : В храмах Поклонной горы поминают десятки миллионов людей, погибших во Второй мировой войне / Ю. Бахныкин // История. – 2007. – № 7. – С. 20–31. – (Малая родина).
Материалы для подготовки экскурсий.
Дача А.П. Чехова в Гурзуфе / [По материалам музея и Интернета] // Литература. – 2007. – № 8. – С. 40. – (Новая дача).
Казакова Е. Класс отправляется в путь... Принципы эффективного образовательного путешествия / Е. Казакова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 7. – С. 37–38. – (Внеклассная работа. Образовательное путешествие).
В ТЕАТР
Толбухин Г. Вход после звонка и по фальшивым билетам! : Театр начинается с вешалки, пьеса – со списка действующих лиц, а классный час, посвященный культуре посещения театра, – с неожиданного задания / Г. Толбухин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 7. – С. 23–25. – (Микроклимат в классе. Классный час)