Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2007

В Рыбинске проходил смотр-конкурс методических служб

Козлова
Ольга Викторовна
Козлова

председатель секции
школьных библиотек РБА

У каждого города есть свои достопримечательности. В Рыбинске – это Волга и старинные купеческие дома. Весной Волга местами просвечивает между домами и кустарниками парка. Необычно. Удивляет.

Меня пригласили поучаствовать в работе жюри конкурса, который уже четвертый год проводит Информационно-образовательный центр – муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. И это лишь малая толика той работы по повышению квалификации и информационному обеспечению системы образования, что проводит центр.

В одной из статей газеты, выпускаемой Информационно-образовательным центром, его директор Светлана Олеговна Шувалова представила все разнообразие форм методического воздействия на администраторов, педагогов и библиотекарей: семинары-практикумы, спецкурсы, целевые курсы, проблемные курсы, КПК, спецсеминары, проблемные группы, творческие группы, мастер-класс, постоянно действующие семинары, ММО, школы начинающего педагога, школа начинающего библиотекаря, профессиональные клубы. За прошедший учебный год центр реализовал, вдумайтесь, 64 учебные программы по 12, 24 и 36 часов, 11 программ – по 72 часа. Охватили 1016 слушателей. И это в небольшом городе, где всего 40 школ.

Высок уровень информатизации школ. Так, тридцать одна школа имеет высокоскоростной доступ к сети Интернет посредством проводной связи, еще у одной – доступ к сети Интернет беспроводной. Из них 16 имеют льготный тариф по оплате этих услуг.

Отдельно необходимо сказать об инфотеке центра, которая оказывает ресурсную информационную, техническую, консультационную поддержку всем участникам образовательного процесса. Очень хорошо сформирован и оснащен кабинет мультимедийных средств обучения, оборудован кинозал, предоставлен спектр технических услуг. Специалисты кабинета работают по заявкам педагогов, сопровождают информационно и технически профессиональные конкурсы, занятия с использованием ТСО в классе.

Оперативно пополняющаяся выставка новых учебно-методических пособий сервисного центра позволяет всем потребителям «на месте» получить квалифицированную консультацию методиста-предметника и методиста по библиотечным фондам, сделать заказ на необходимое издание. Сервисный центр издает методические пособия, бюллетени новинок, тематические списки литературы. Проводятся единые дни информации для педагогов и руководителей.

Сотрудники библиотеки не только рекомендуют пользователям литературу, но и становятся специалистами в области информационных технологий, консультантами по использованию электронных каталогов, правовых электронных программ.

Библиотекой центра пользуются 1891 педагог, 192 руководителя ОУ, 181 студент педагогического колледжа и университета. Три года работает профессиональный клуб библиотекарей «Книгиня».

Мне удалось побывать на одном из заседаний этого клуба. Его роль для профессиональной консолидации библиотекарей трудно переоценить.

Специалисты отдела ведут образовательную деятельность: КПК «Школьная библиотека. Программа Marc-SQL»; мастер-класс «Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов»; КПК «Информационная культура и новые информационные технологии в работе школьной библиотеки»; программа Intel «Обучение для будущего».

Но вернемся к нашему конкурсу-смотру методических служб. Здесь руководство информационно-образовательного центра задает сложнейшие темы. Например, в прошлом году была тема «Диагностика как ресурс развития методической службы образовательного учреждения». Причем ставилась задача не просто показать, каким образом они проводят ту или иную диагностическую процедуру, но и доказать ее влияние на процесс развития методической службы школы. Не больше и не меньше. Максимализм присутствовал и в этом году. Тема – «Формирование и использование информационных ресурсов как условие развития методической деятельности ОУ». Упор был сделан на «развитие». Традиционным для конкурсов стало создание диска по итогам конкурса и вывешивание материалов победителей на сайте системы образования округа.

Документы по организации конкурса мы сегодня публикуем. Поделюсь впечатлением о ходе смотра-конкурса. Отобранным претендентам (предварительная работа проводилась зимой) предлагалось дважды представить свою работу, в разных ракурсах: у выставки, которую они сами должны были организовать, продумать расположение экспонатов и составить сценарий этой презентации. Сбиваться на рассказ о собственно работе не рекомендовалось, надо было доказать, почему именно этот предмет (папка, диск, вырезка, картинка, дизайнерская находка и т. д.) здесь оказался и что олицетворяет или символизирует в их работе.

Конкурсантов было по 4 в каждой номинации. В одной номинации презентовались творческие группы школ, в другой – в основном школьные библиотеки.

Задача непростая, и не все конкурсанты одинаково успешно с ней справились. Но такая презентация дала возможность жюри сориентироваться в наличии специфики у каждой из команд, уровне презентуемого опыта.

На следующий день проходил завершающий этап. Каждому претенденту предоставлялось время рассказать о формировании и использовании информационных ресурсов.

Из условий конкурса мне стало понятно, что при подведении итогов исключена роль каких-либо случайностей в определении победителей. Мало того что баллы накапливаются по мере приближения конкурсантов к финишу, что в жюри не меньше четырех человек и лист оценки показателей максимально продуман по многим показателям (смотри в приложении), так ведь на оценку влияет еще мнение общественного жюри. Его баллы плюсуются к баллам официального жюри. Я уже опытный «жюрист», но такую отточенность и кропотливость в подведении итогов встречаю впервые и полагаю, что это очень правильно, поскольку выявляет победителей объективно.

На смотре-конкурсе в очередной раз подтверждается изречение «Кто ясно мыслит, ясно излагает». Логичность, целесообразность, комплексность в решении проблемы и прослеживание эффективности этих решений характеризуют работу победителей.

Победителями конкурса стали методические службы школы № 23 и школьная библиотека школы № 20. Второе место заняли методические службы школ № 30 и № 23. Приз зрительских симпатий получила работа методического объединения педагогов, работающих в школе № 6. Специальный приз – операционная система Windous Server 2003 Standart Edition – достался школе № 30.

Честно сказать, я, как и победители конкурса, была обескуражена тем, что обещанные денежные премии в размере 4500, 3500 и 2500 рублей будут в дальнейшем переданы школе в виде предметов, заявленных директором и необходимых для учебного процесса. Безусловно, вся школа помогала участникам конкурса, но ведь без их личного труда вообще не было бы ничего. И значит, призы все-таки должны быть для победителей, а не для школы «вообще».

Отсутствие персональной заинтересованности в конкурсе может в дальнейшем сослужить плохую службу при организации таких и подобных им мероприятий.

Просматриваю подаренный диск конкурса и еще раз убеждаюсь в том, как много и хорошо работают на периферии.

В школе № 23 нам показали активно работающий кабинет мультимедийных средств и библиотеку, в которой в этот день проходило занятие с библиотекарями «Медиатека в школе». Поразил насыщенный экспонатами музей народного быта и прикладного искусства, музей истории школы.

В прочном единстве существуют в школах Рыбинска прошлое, настоящее и будущее.

Глядя на людей, хоть и не растешь, а тянешься.

Русская народная пословица