Интервью с Татьяной Михайловной Клоновец
Клоновец
руководитель отдела Инфотека
Информационно-образовательного
центра, г. Рыбинск
Мой первый вопрос – традиционный. Случайно или осознанно Вы пришли в библиотеку, стали методистом?
И да и нет. После школы поехала поступать в Ленинградский университет на исторический факультет. Даже прошла там подготовительные курсы. Но ближе к экзаменам струсила. И решила: пойду в институт Культуры – вроде там конкурс меньше. А все оказалось наоборот. Но я поступила. Если честно, то для меня, главное, было учиться в Ленинграде. Самое светлое, безоблачное пятно моей жизни. Очень люблю этот город и до сих пор стараюсь бывать там раз в год.
Вообще-то, я гуманитарий. С детства дружила с библиотекой. А потом еще работала в ней. Точнее, в них – разных: в областной научной, детской, юношеской и школьной. Это в Чернигове было. Считаю, что профессия библиотекаря до сих пор актуальна и интересна. Я не представляю, как жить с нелюбимой работой. Мне в этом смысле в жизни повезло. В должности методиста – уже 16 лет, с самого приезда в Рыбинск. Попала я в очень работоспособный коллектив, училась, где только могла, набиралась опыта. Когда некоторые мои слушатели на курсах стонут от учебы, я говорю, что нужно только радоваться, что есть люди, которые заботятся о восполнении дефицита ваших знаний. Самой приходится их добывать собственным трудом, а иногда и вкладывать свои финансовые средства. Но учитель до тех пор учитель (методист), пока сам учится.
У Вас запоминающийся стиль работы. Знаете чем? Появляется удивительное для такой должности ощущение комфортности труда, понимаете, мне как-то уютно Вас слушать, смотреть, что Вы делаете…
Ну это как настроишь себя. Если все время ныть и говорить как тяжело, так оно и будет. Интерес в любой работе надо хотеть видеть и не лениться это делать. Глядишь, и другим с тобой уже интересно.
А команда единомышленников – это и сила, и комфорт.
Легко ли Вам далось освоение новых информационных технологий? И как Вы сами себя оцениваете в этой области?
Освоение НИТ дается не так просто. Недавно закончила курсы на базе нашего центра по программе Intel – «Обучение для будущего», получила сертификат пользователя программы «Консультант-плюс». Работы без компьютера, электронной почты, Интернета уже не представляешь. У нас в центре все владеют компьютером, выступают с собственными презентациями и даже фильмами. Я являюсь руководителем отдела Инфотека, а в его структуре есть кабинет мультимедийных средств обучения, так что у меня еще много неосвоенных дел, все хочется уметь и с техникой быть на «ты». Кто-то правильно сказал: нельзя получить образование «на всю жизнь», процесс этот не прекращается, пока живешь.
Организация конкурсов методических служб, которые проводятся вашим центром, судя по уровню методических рекомендаций, – дело хлопотное, ответственное… наверное, не очень благодарное?
Конкурсы – это одна из эффективных форм повышения квалификации. Дело и вправду хлопотное и трудоемкое, но интересное. Конкурс МС – один из тех многочисленных, которые центр проводит ежегодно: «Педагог года», «Школа года», «Учитель года», «Педагог ДОУ», конкурс мультимедийных проектов школьников в двух возрастных категориях. Наше педагогическое и библиотечное сообщество участвует в общероссийских конкурсах. Так, в 2005 году библиотекари принимали участие в конкурсе «БиблиОбраз». Специалисты нашего центра обеспечивают и сопровождают участников конкурса. О качестве подготовки и проведении говорят конкурсные работы. В нашем центре есть банк учительских проектов в электронном виде, начали работу по созданию банка библиотечных проектов.
Что изменилось за последнее время в вашей работе?
Изменяется вся система образования; разумеется, и в службе методиста есть различные движения. Меняются образовательные стандарты, учебные планы и программы, формы организации учебного процесса, система оценки контроля качества образования. Методический сервис не только отвечает на конкретные запросы, но и формирует спрос, что означает не просто удовлетворение существующих потребностей педагогических работников, но и формирование новых. Происходящая модернизация образования требует изменения практики работы с ресурсным обеспечением образования. Появление новых видов ресурсов влечет за собой изменение деятельности специалиста, способствует изменению его профессиональной позиции и развития новых форм и методов работы. Уровень организации ресурсов определяет все направления деятельности и, в конечном счете, эффективность работы в целом.
Произошли перемены и в структуре нашего отдела. Инфотека – один из вариантов интеграции и концентрации ресурсов различного содержания. У нас в структуре отдела была фильмотека, а сейчас она преобразована в кабинет мультимедийных средств обучения с собственным кинозалом.
Как в городе со снабжением учебниками, каков процент родительских взносов?
Сейчас примерно половину учебников в наших школах родители покупают за свой счет. И этот процент, к сожалению, растет. При этом иногда приходится списывать совсем новые учебники. Порой учебник мог бы еще использоваться, а требования только 2005 года издания и не раньше. А часто ведь издатели только меняют обложку, из одного делают два и т.д. Но главная причина, конечно, недостаточное финансирование на эти цели. При душевом финансировании в проигрыше оказались небольшие школы.
Что, на Ваш взгляд, мешает большинству школьных библиотек стать по-настоящему информационными центрами для своих учащихся и педагогов?
Зав. библиотекой, а тем более библиотекарю (или тому, кто вообще работает на полставки библиотекаря) мало иметь желание сделать библиотеку информационным центром школы (или, как мы говорим, кабинетом № 1). Важно, чтобы этого хотела школьная администрация. Там, где директор на стороне библиотеки, – дела идут. Возьмем, например, нашу общеобразовательную школу № 23. Библиотека имеет современное оснащение, Интернет. Библиотекарь для своих занятий использует кабинет мультимедийных средств обучения, а каждый учитель из своего кабинета может посмотреть фонды библиотеки и сделать запрос. Зав. библиотекой освоила НИТ, комплектует библиотеку новыми носителями информации, ведет КПК для МО школьных библиотекарей города на базе своей библиотеки. Это общая политика школы, а что бы она могла, не поддерживай ее администрация? На одних знаниях и желании далеко не уедешь.
А какие формы работы с библиотекарями Вам не нравятся?
За годы работы я использовала различные формы обучения: семинары, лекции, творческие группы, мастер-классы, конкурсы, проблемные группы и т.д. Мне не нравятся такие формы, где библиотекарь присутствует только как пассивный слушатель. Трудно порой понять, насколько интересен материал, доступен ли, если обратной связи нет. Любой учитель, обучая, особенно взрослых, и сам ведь учится. Уверена, что формы работы должны меняться. Только что сама прошла 72-часовой курс на базе нашего центра «Информационно-коммуникативные технологии», итог которых – защита собственного проекта. Не просто, но интересно.
Нужно ли, по-вашему, уступать библиотечным работникам в их нехотении что-либо исполнять или делать «ненужную», с их точки зрения, работу?
Любые требования к работе должны опираться на нормативно-правовые документы. Если работник не видит в них смысла или не понимает его (а у нас есть непрофессионалы), задача методиста разъяснить необходимость того или иного документа, убедить в проведении той или иной работы. Иногда приходится просто «няньчить». Но требования должны быть едиными, уступать вряд ли стоит.
Наиболее четко налажена работа у тех библиотекарей, кто проходил курсовую подготовку. Порой администрация школы не знает современных требований к деятельности библиотеки, а библиотекарь и рад этому («сижу тихо, и никто не трогает»). Как с этим мириться? Но и требовать можно только тогда, когда научил, разъяснил и т.д. Работа у нас такая.
Вопросы задавала Ольга Козлова