Методические материалы для семинаров и уроков по теме «Периодические издания для подростков»
Эта работа была в числе призеров московского конкурса профессионального мастерства «Золотой формуляр – 2006» в номинации «Формирование навыков культурного пользователя у ребенка в современном информационном пространстве». Мы решили опубликовать ее почти полностью.
Вместо предисловия
Маханёк
до 2007 года работала
заведующей детской
библиотекой-филиалом № 30
ЦБС № 1 Северо-Западного
административного округа
Москвы. В настоящее время
Елена Афанасьевна
работает в Управлении
культуры СЗАО
Одним из важнейших компонентов информационной культуры чтения является библиотечно-библиографическая грамотность, часть которой – умение находить требуемую информацию из различных источников.
Оперативную информацию, как правило, мы получаем из периодических изданий. Очень важно, чтобы с детства ребенок понимал, что есть книги, герои книг, и есть газеты и журналы, которые также могут быть интересными, привлекательными и познавательными. Вот почему особое значение приобретает умение читать периодику, умение пользоваться справочным аппаратом издания, а также иметь представление в каждой возрастной категории о периодических изданиях по интересующей теме.
Периодические издания являются частью библиотечного фонда. В нашей библиотеке накоплен определенный опыт работы с периодикой. На протяжении ряда лет мы изучаем использование периодики, проводим мониторинг новых изданий с помощью анкетирования, ведем постоянную ротацию. Таким образом, в течение последних лет библиотека отказалась от вторых экземпляров некоторых журналов, например «Маруся», «Детская роман-газета». Благодаря этому мы пополнили свой фонд новинками периодики, такими как «GEOленок», «GEO», «Маленький садовник», «Ларец Клио», «Простоквашино», «Трамплин».
Наш филиал выписывает 3 газеты и 60 наименований журналов. Две трети всей подписки – для детей среднего и старшего школьного возраста.
Предлагаем материалы одного из библиотечно-библиографических уроков для учащихся 7–9-х классов. Урок является частью программы «Воспитание информационной культуры».
Чтобы дети были активными и занятие прошло с наибольшей для них пользой, предварительно изучаем отношение подростков к периодике с помощью анкеты:
Дорогой друг!
Мы рады видеть тебя в нашей библиотеке и очень хотим, чтобы ты всегда мог найти у нас необходимую информацию, твои любимые журналы и газеты. Просим ответить на вопросы нашей анкеты. Подчеркни, пожалуйста, варианты ответов, которые соответствуют твоему мнению или напиши свое мнение.
Благодарим за помощь!
- Кто ты? (мальчик, девочка)
- Сколько тебе лет?
- Читаешь ли ты газеты и журналы?
- да
- нет
- иногда
- Какие газеты и журналы ты читаешь дома? Назови их, пожалуйста?
- Какие газеты и журналы ты читаешь в библиотеке?
- Какие рубрики в газетах и журналах тебя больше всего интересуют?
- о природе
- о спорте
- о науке и технике
- о компьютерных играх
- о путешествиях
- другое
- Обращаешься ли ты к периодическим изданиям при выполнении школьных заданий?
- Удается ли тебе найти нужную информацию в газетах и журналах в нашей библиотеке?
- да
- почти всегда
- иногда
- редко
- нет
- Пользуешься ли ты в библиотеке каталогами и картотеками?
- да
- нет
- Каких журналов тебе не хватает в библиотеке?
- Какие журналы тебе особенно нравятся?
Одной из наиболее эффективных форм наглядности является библиотечный плакат с рекомендациями по самостоятельной работе с периодическими изданиями. Размещать его рекомендуем в «Уголке прессы» (см. Приложение 1).
В своей работе мы используем различные формы и методы: обзоры, беседы, библиотечные уроки, информ-минутки, часы информации. Современные технологии позволяют обычный обзор сделать более наглядным и качественным для восприятия.
Обзоры периодических изданий мы проводим в форме презентации в POWER POINT. Цель презентации – показать многообразие периодических изданий, познакомить с разными их видами, привлечь внимание к тем журналам, которые станут подросткам помощниками в учебе, в повседневной жизни, расширят кругозор и ответят на многие вопросы.
Содержание слайдов – иллюстрация обложки журнала, название, сведения о журнале (периодичность, читательский адрес, тематика, основные рубрики). Яркая иллюстрация обложки журнала на экране сопровождается рассказом библиотекаря о самом периодическом издании, раскрытием основных рубрик, рассказом о наиболее интересных статьях номера, чтением отрывков. В качестве примера лучше всегда брать последние, свежие номера.
Подсказки к уроку
Цель урока: научить смотреть на журнал как на источник новой и интересной информации и использовать материалы периодики в учебном процессе.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- Убедить в необходимости умения грамотно читать газеты и журналы и использовать их для расширения своего кругозора и как помощника в учебе.
- Пополнить знания в области газетно-журнальной терминологии.
- Познакомить с новыми периодическими изданиями для детей и подростков познавательного характера.
План урока:
- Представление библиотекаря.
- Место периодики среди других источников информации.
- Знакомство подростков с историей газет и журналов.
- Информация о разнообразии прессы, газетно-журнальная терминология.
- Практическая часть занятия.
Оформление:
Выставка периодических изданий для подростков.
На стенде – плакат:
Газеты –
это не чтенье от скуки,
Газета – наши глаза и руки,
Помощь ежедневная
в ежедневной работе.
Владимир Маяковский
Вступительное слово библиотекаря
В современном мире большую часть различных сведений человек получает из средств массовой информации (СМИ). Умение ориентироваться в этом информационном потоке стало для нас не просто важно, а жизненно необходимо. Давайте вместе вспомним, что входит в этот разнообразный мир СМИ:
- пресса – периодические издания газетно-журнального типа (газеты, журналы, информационные бюллетени и др.);
- аудиовизуальные СМИ – все разнообразие радио и телевидения;
- иные формы периодического распространения массовой информации, в том числе Интернет.
Многие печатные издания, как правило, имеют и свои сайты, причем электронный вариант может быть в расширенном виде.
Спрос на новости и их обработку так высок, что возникли специальные организации, которые занимаются сбором и распространением информации. Эти «фабрики новостей» называются информационными агентствами.
Старейшее и крупнейшее отечественное информационное агентство – Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) – было основано в 1925 году. Под названием ТАСС это агентство существовало до 1991 года. В 1992 году на его базе создано Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС).
Одним из мощных средств СМИ являются периодические издания. Газеты и журналы – самый быстрый и оперативный вид печатной продукции. Если вам нужна литература о текущих событиях международной жизни, или вас интересуют новейшие достижения науки и техники, или вы хотите прочитать, как снимался один из последних фильмов, то вы обращаетесь к газетным и журнальным статьям, так как книги еще не успели отразить эти вопросы. Ведь события, происходящие в мире, всегда обгоняют книги, и нередко газеты и журналы являются единственными источниками нужных вам сведений. Вот почему очень важно уметь работать не только с книгой, но и с периодикой.
Сегодняшний урок посвящен разнообразному миру периодических изданий. Вы узнаете, как появилась первая газета и журнал, их отличие, познакомитесь с новыми изданиями различной тематики, которые будут вам полезны в учебе и в жизни.
Давайте вместе с вами уточним, как мы получаем информацию.
Если произошло какое-то событие, например 1 сентября 2004 года террористы захватили школу в североосетинском городе Беслане, из какого источника вы впервые узнаете об этом? (Радио и телевидение.)
Вы об этом услышали и увидели, но вы-то хотите понять, почему это произошло? Как? Кто виноват? Возникает сразу множество вопросов. А комментария, как такового, в новостях нет. «У факта не должно быть чувств» – таково кредо информационной службы телевидения.
Как вы думаете, кто поможет вам ответить на эти вопросы? (Газеты и журналы.)
Быстрее всего на событие отреагируют ежедневные газеты. Как это произошло, они опишут более подробно, чем короткие телевизионные выпуски новостей.
А вот еженедельники уже разъяснят, почему это произошло, сопоставят факты, установят причины. И только специальные издания, которые выходят один раз в месяц, более полно проанализируют этот факт, дадут расширенные квалифицированные оценки и т.д. Что такое терроризм? Какова его сущность? Почему именно в наше время это приобрело такие масштабы? И вот поэтому мы с уверенностью можем сказать, что периодические издания, пресса имеют очень большое значение для нашего информационного развития.
Представьте себе, что вы подошли к газетному киоску. Попробуйте перечесть все печатные издания, которые предстанут перед вашим пытливым взглядом.
Вы убедились, что это сделать очень сложно? Потому что современная пресса – это тысячи изданий, различных по тематике, целевому назначению, периодичности, тиражу, региону распространения.
Посмотрите, сколько разнообразных газет и журналов находится в читальном зале. Ежегодно наша библиотека выписывает 63 наименования периодических изданий:
60 наименований журналов, 3 – газет.
А давайте разберемся, чем же отличается газета от журнала?
Газета обладает большей оперативностью (быстро откликается на все события в жизни людей) и актуальностью, большей универсальностью, она более информативна и представляет собой листовое издание.
Газета – это история мира за одни сутки.
Из «Справочника журналиста» Н.Г.Богданова и Б.А.Вяземского: Газета – это периодическое издание с оперативными материалами о текущих общественно-политических, экономико-производственных, культурных, спортивных и других событиях. В зависимости от типа и назначения они имеют разные сроки выхода, различные форматы и тиражи.
Журнал более аналитичен и публицистичен. Главное в журнальных публикациях – не скорость подачи информации, а ее основательность, то есть глубина анализа явлений, широта и весомость обобщений. В журналах впервые печатаются произведения, прежде чем они выйдут в свет отдельной книгой. Журналы согласно государственному стандарту должны быть «сброшюрованы», то есть печатные листы скреплены в корешке.
Из того же «Справочника журналиста»: Журнал – это периодическое журнальное издание, содержащее статьи, материалы или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющее постоянную рубрикацию.
Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. Еще Юлий Цезарь начал публиковать «Деяния сената», а затем «Ежедневные общественные деяния народа». Примерно с 911 года в Китае начал выходить «Цзинь бао» («Столичный вестник»).
Интересно происхождение самого слова «газета». В Венеции в XVII веке выходила газета под названием «Нотицэ Скриттэ» – «Письменные новости». Стоила она ровно одну гадзетту. Не удивляйтесь! Дело в том, что «гадзеттой» называлась венецианская монета. Постепенно и сам листок стали называть «газетой». Этим словом впоследствии стали называть оперативные периодические издания в других странах. Например, в 1631 году в Париже издатель Т.Ренадо выпустил листок новостей и назвал его «Газетой». Позднее англичане стали выпускать «Осведомитель», а американцы «Общественное мнение», но и те, и другие называли свои издания газетами.
Однако газета как средство массовой информации появилась только в эпоху книгопечатания. Первая книга новостей на 12 листах была напечатана в Лондоне в 1513 году.
С изобретением печатного станка газета просто расцвела. Увеличились тиражи, появилась регулярность в издании – чаще всего газеты выходили раз в неделю. В это время родилась профессия журналиста. Теперь газеты не только сообщали новости. Стали печатать интересные статьи, репортажи с места событий, рассказы, смешные истории. В конце XVI века уже появляются газеты с кругом постоянных подписчиков.
В России первая рукописная газета начала выходить в 1621 году при царе Михаиле Федоровиче. Она называлась «Куранты».
Первая русская печатная газета «Ведомости» стала издаваться в Москве с января 1703 года по указу Петра I. Царь Петр, вникавший во всякое дело, сам правил первый ее номер. И День российской печати, отмечаемый ежегодно 13 января, введен в 1992 году в связи с выходом именно этой газеты.
Другим распространенным печатным периодическим изданием является журнал. Французское слово «journal» первоначально означало – дневник. Первым журналом считается «Журналь де саван» («Journal des scavants»), изданный во Франции в 1665 году. В России первый журнал – приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» – «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» – появился в 1728 году.
Журналы для детей возникли во 2-й половине XVIII века в Германии и распространились в Великобритании, Франции, Голландии и США.
В России они появились в 80-х гг. XVIII века. Первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (приложение к «Московским ведомостям») основал Н.И.Новиков в 1785 году. Николай Иванович Новиков помещал в нем статьи двух видов: для «воспитания сердца», то есть нравоучительные, и для «обогащения ума», где были сведения по истории, географии и другим наукам.
Если бы великий император и его современники, имевшие лишь одну газету, увидели сегодняшние газетные киоски и лотки, то «зело» удивились бы этому «морю разливанному».
Газеты политические, экономические, для людей разных профессий, для садовников и охотников, для домохозяек и деловых женщин, для малышей и для подростков.
Появилось множество электронных газет и журналов. Многие из них дублируют печатные издания. В этих изданиях кроме новостных и текущих сообщений есть большой архив статей по любой теме. Есть и издания, которые существуют только в сети. Например, с 1991 года существует юношеская интернет-газета «Юношеская газета» для подростков 12–18 лет, издаваемая силами самих подростков; литературно-художественный интернет-журнал «Недоросль» тоже выпускается с 1991 года силами детского коллектива с привлечением авторов и художников в возрасте до 18 лет из разных регионов СНГ.
По региону распространения прессу можно разделать на три большие группы:
– общенациональная, распространяемая по всей стране, – «Известия», «Правда», «АиФ», «Комсомольская правда», «Огонек», «Вокруг света», «Юный натуралист», «Воспитание школьника» и другие;
– региональная, география распространения которой – субъект РФ, например газеты «Владимирка», «Вечерняя Уфа»; на территории Москвы и Московской области – это «Вечерняя Москва», «Тверская, 13», «Московский журнал». Региональная пресса является незаменимым помощником в изучении своего края.
– местная охватывает территорию города, округа, района: «Октябрьское поле и весь Северо-Запад», «Округа», «Митинская панорама», «Дворовая газета», «Семь вдохновений». Местные газеты уделяют внимание прежде всего городским, областным и районным новостям.
Пресса может быть рассчитана либо на большинство потенциальных читателей, либо на конкретную группу. Например:
- для детей: «Веселые картинки», «Миша», «А почему?», «Клёпа», «Мурзилка», «Пионерская правда» и другие;
- для молодежи: «Ромео и Джульетта», «Ровесник», «Бумеранг», «Смена», «Мы»; для девочек – «Маруся». Статьи в этих изданиях затрагивают молодежные проблемы и помогают их решать. На страницах журналов можно найти ответы на любые вопросы: как найти свое место в жизни, как снять стресс, как общаться с людьми, как знакомиться, как одеваться и многое другое. Например, в молодежном издание «Лазурь» публикуются актуальная информация по экологии, психологии, культуре, фотопутешествия, рассказы;
- для всего населения: «АиФ», «Комсомольская правда», «Знание – сила», «Огонек», «Geo», «Эхо планеты», «Вокруг света» и другие;
- для узких специалистов предназначены журналы профессиональные, по точным наукам, инженерии, медицине, всякого рода хобби. Для вас существуют журналы по интересам: «Юный натуралист», «Юный художник», «Юный техник», «Квант», «Левша», «Лена».
Совершенно никакого читательского возраста не существует для журналов о животных, о технике, о техническом творчестве.
По тематике периодику для детей и подростков можно разделить на издания:
- научно-популярные, рассказывающие о новых открытиях в области науки и техники – «Наука и жизнь», «Знание – сила», «Вокруг света», «Экология и жизнь», «Свет. Природа и человек»;
- о природе и экологии – «В мире животных», «В мире растений», «Свирель», «Муравейник», «Юный натуралист» и другие;
- о спорте и здоровом образе жизни: «PROспорт», «Трамплин», «Физкультура и спорт»;
- о культуре и искусстве: «Юный художник», «Московский журнал»;
- о технике: «Техника молодежи», «Юный техник», «Левша», «Мир техники для детей»;
- молодежные: «Маруся», «Смена», «Бумеранг» и другие.
У газет и журналов разная периодичность. Строгая периодичность – одна из важнейших характеристик прессы. Некоторые издания выходят каждый день, другие – раз в неделю, некоторые – раз в месяц. А в новостных электронных газетах новости даются каждые 3–5 минут!
Давайте рассмотрим, как же располагается материал в периодических изданиях. Например, газета «АиФ». Это еженедельник. Первый номер датируется январем 1978 года.
Лицо издания – его первая полоса.
Здесь и логотип газеты, и ее девиз. Логотип – это особый способ написания названия издания. Как правило, он становится фирменным знаком.
Крупные заголовки и фотографии оповещают о важнейших мировых событиях на первой полосе газеты. Главная задача заголовка – задержать наше внимание, заинтриговать. Иногда заголовок сопровождается выделенным кратким текстом, который предваряет материал. Это и есть врез. Обычно это лозунг, цитата или комментарий, иногда краткое содержание материала, от которого зависит, заинтересует ли читателя этот материал целиком. Ведь читая периодические издания, мы выбираем только то, что нам интересно.
Каждая газета и журнал имеет свой формат и стиль оформления, которые выделяют ее среди других.
Под шапкой «Сегодня в номере» располагают самые важные темы номера.
Сплошной текст на широкой газетной или журнальной полосе читать было бы неудобно. Поэтому в издательской практике принято разбивать его в несколько колонок – вертикальных столбцов.
Иногда в газеты и журналы вложены листы, которые называются вкладкой. Вкладка – это издание в издании, ее можно вынуть из газеты, не нарушив при этом целостности издания (программа ТВ).
Например, «АиФ» практикует региональные вкладки (в нашем городе – это «Москва»). Журнал «GEO» в виде цветных вкладок издает красочные и познавательные карты и схемы. Журнал в журнале «Большая перемена» – вкладки в журнале «Путеводная звезда».
В каждом издании печатаются выходные данные, содержащие информацию об издателе, главном редакторе, периодичности выхода издания, тираже. Тираж «АиФ» в начале 90-х годов достиг 33 млн, что явилось настоящим мировым рекордом, и это было занесено в Книгу рекордов Гиннеса.
Существуют целые издательские дома. Например, издательский дом «АиФ» выпускает 16 газет и журналов, издательский дом «Первое сентября» выпускает 22 педагогические предметно-методические газеты.
В каждой газете и в каждом журнале есть свои рубрики – разделы. У каждой рубрики – свое место в газете, свое название, оформление. Почти все рубрики – постоянны. Это облегчает поиск нужных сведений по подборке.
При работе с журналами важно помнить:
– содержание журнала за год публикуется в последнем номере;
– в библиотеке имеется систематическая картотека журнальных статей.
Систематическая картотека статей содержит наименование статей из периодических изданий и поможет вам подобрать новые и дополнительные материалы по вашей теме. Путь поиска в СКС аналогичен поиску в систематическом каталоге.
Сейчас предлагаем вам познакомиться с периодическими изданиями, представленными на выставке, и рассказать об одном журнале или газете по такому плану:
- название журнала (газеты);
- какова тема журнала (газеты);
- с какого года издается;
- перечислите рубрики и охарактеризуйте их;
- познакомьте с выходными данными журнала, газеты;
- какие статьи вам наиболее интересны.
Больше читайте газет и журналов, чтобы быть в курсе всех важных событий в своей стране и во всем мире. Используйте разнообразные периодические издания для расширения своего кругозора, самообразования, при подготовке домашних заданий. Помните, что полный список литературы по интересующему вас вопросу вы можете составить, лишь пользуясь каталогом и картотекой.
БИБЛИОГРАФИЯ
К истории вопроса
Дмитриев С. Губернские ведомости / С. Дмитриев // Памятные книжные даты – 1988. – М. : Книга, 1988. – С. 217–219.
Долгова С. Р. Когда появилась в Москве первая газета? / С. Р. Долгова // Короткие рассказы о Москве / С. Р. Долгова – М. : Мосгосархив. – 1997. – С. 54–56.
Как родилась газета // Я познаю мир : Детская энциклопедия: История вещей. – М. : ACT, Астрель, 2000. – С. 97–101.
Клёпа выбирает профессию: журналист // Клёпа. – 2001. – № 66. – С. 2–4, 6–15, 18–19 : ил.
Нехорошев Г. Русские ведомости / Г. Нехорошев // Памятные книжные даты – 1988. – М. : Книга, 1988. – С. 219–224.
О периодических изданиях для детей и подростков
Антонова А. Веселое детство : Сто лет и два года / А. Антонова // Культура. – 2002. – № 44. – С. 4.
О журналах издательского дома «Веселые картинки»: «Филя», «Синдбад», «Трамплин», «Эскиз».
Арзамасцева И. «Наша школа» и наша жизнь / И. Арзамасцева // Библиотека в школе. – 2002. – № 20. – С. 24–25.
История семейства «Наша школа»: «Ларец Клио», «Разноцветные дороги», «Кукумбер».
Безызвестных И. Мелодика периодики / И. Безызвестных // Библиотека. – 2003. – С. 16–17.
Горячева Е. Сколько б книг ни прочитал, нет новее, чем журнал / Е. Горячева // Библиотека. – 2005. – № 12. – С. 62–64.
Детско-молодежная пресса // Первое сентября. – 2003. – 21 июня. – С. 3.
Подборка материалов.
К 15-летию «Московского журнала. История государства Российского» (1991–2006) // Московский журнал. – 2005. – № 12. – С. 28–32.
Куликова Е. В. Познавательные детские журналы в помощь учителю! / Е. В. Куликова // Первое сентября. – 2003. –18 окт. – С. 6.
Молдавская К. Пере-ода периодике / К. Молдавская // Наша школа. – 2002. – № 10 (39). – С. 36–41.
О современных журналах для детей.
Плюснина С. И. Работа с периодическими изданиями в библиотеке / С. И. Плюснина // Школьная библиотека. – 2004. – № 2. – С. 14.
Рогожкин Д. А. Новый журнал «Простоквашино» – добрый помощник в методической работе библиотекарей / Д. Рогожкин // Школьная библиотека. – 2003. – № 7. – С. 63.
Рудишина Т. Фавориты и аутсайдеры глазами профессионалов : Анализ популярности периодических изданий для детей и подростков / Т. Рудишина // Библиотека в школе. – 2002. – № 5. – С. 12–15.
Смольговская М. Я. Журнальный день / М. Я. Смольговская // Библиотека. – 2005. – № 6. – С. 75.
Стиль, звезды, красота... и очень много глянца // Первое сентября. – 2003. – 15 марта. – С. 7.
О подростково-молодежных журналах.
Сценарные материалы
Гурьва Г. С. Я хочу дружить с природой / Г. С. Гурьва, С. Е. Ляхова, Т. М. Гниломедова // Читаем, учимся, играем. – 1999. – № 5. – С. 7–10.
Представление экологических журналов для учащихся 3–5-х классов.
Романова Т. В. «Клёпа», «Миша» и другие / Т. Романова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003. – № 1. – С. 20–22.
Развлекательно-познавательная программа для детей 6–10 лет.
Скуредина Ю. Н. Открываем богатства журнального царства / Ю. Н. Скуредина, Г. В. Соболева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2004. – № 11. – С. 29–34.
Театрализованное представление для детей 7–9 лет.
МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ
К сведению
Юные писатели всегда стремились создать свои журналы, чаще рукописные. В элитном лицее для избранных дворян Саша Пушкин с друзьями выпускали «Лицейский мудрец». Журнал помещал стихи и прозу, откликался на все лицейские события.
А в школе для бывших беспризорников и правонарушителей из книги Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика ШКИД» в годы голода, блокады и бумажного кризиса «выходило 60 периодических изданий – всех сортов, типов и направлений». Трудновоспитуемые подростки из школы-интерната выпускали разные газеты и журналы: информационные – «Зеркало» и «Неделя», юмористические – «Комар» и «Горчица», развлекательные – «Головоломка» и «Мухомор» и множество других.
И в настоящее время у нас в стране издаются периодические издания, почти полностью созданные самими ребятами: «Юношеская газета», журналы «Вместе», «Радость».
Первая русская рукописная газета
Первая русская рукописная газета «Куранты» начала выходить в 1621 году по распоряжению царя Михаила Федоровича. «Куранты» составлялись дьяками посольского приказа. Содержание газеты считалось государственной тайной, поскольку в ней приводились выдержки из иностранных газет о различных событиях в Европе. «Куранты» читали только царь и его ближайшее окружение. Газета выпускалась в одном экземпляре на узких листах бумаги длиной до нескольких метров.
Первая русская печатная газета
16 декабря 1702 года Петр I издал указ о создании первой русской газеты. В декабре 1702 года вышли два рукописных экземпляра «Ведомостей», а 2 января 1703 года – первый печатный номер газеты. Ее полное название: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Сначала «Ведомости» печатались церковнославянским шрифтом. В 1710 году появился номер, впервые отпечатанный гражданским шрифтом. Тираж газеты колебался от 160 до 4 тысяч экземпляров и предназначался для всеобщего пользования.
Первый русский репортер
Первым русским репортером был Яков Синявин, которого Петр I приказал «определить для собирания сведений о жизни русского общества». Синявин должен был не только опрашивать Сенат и Коллегии, но и сам узнавать различные новости. В газете «Ведомости» в 1719 году (после назначения Синявина) появились интересные сообщения об успехах русской экономики, а также корреспонденции из провинции.
Первый литературный журнал в России
Первый в России литературно-художественный журнал «Праздное время в пользу употребленное» вышел в 1759 году. В его создании принимали участие А.П.Сумароков, М.М.Херасков и другие.
Первый журнал в России
Первый журнал в России – «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» начал выходить в виде приложения к газете «Санкт-Петербургские ведомости» в 1728 году. Журнал откликался научно-популярными статьями на требующие пояснения события, которые печатались в «Ведомостях».
Первый русский детский журнал
Первый русский журнал для юных читателей основал Н.И.Новиков в 1785 году под названием «Детское чтение для сердца и разума» (приложение к «Московским ведомостям»). Издание являлось образцом детского журнала для своего времени.
Учитывая, что в то время в России почти не было литературы для детского чтения, писатель и ученый Н.И.Новиков решил издавать первый русский журнал для детей. Он писал: Благоразумные родители и все старающиеся о воспитании детей признаются, что между некоторыми неудобствами в воспитании одно из главных в нашем отечестве есть то, что детям читать нечего. Они должны бывают читать книги, которые либо совсем для них непонятны, либо доставляют им такие сведения, которые им иметь еще рано; того ради намерены мы определить «Прибавления» к ведомостям для детского чтения и помещать в них исторические, моральные и разные другие пьесы, которые писаны будучи соразмерным детскому понятию слогом, доставляли бы малолетним читателям приятное упражнение...
Николай Иванович Новиков помещал в журнале статьи двух видов: для воспитания сердца, то есть нравоучительные, и для обогащения ума, где были сведения по истории, географии, математике и другим наукам.
Первое периодическое общедоступное издание
Первыми периодическими и вместе с тем общедоступными иллюстрированными изданиями на Западе были: в Англии – Penny Magazine (1832), во Франции – Magazin pittoresque (1833) и в Германии – Pfennig Magazin (1833).
Первый иллюстрированный журнал в России
Первый в истинном смысле иллюстрированный журнал в России – «Живописное обозрение» – начал выходить в Москве в 1835 году под фирмою топографа Августа Семена, а на самом деле – по почину Н.Полевого.
Первое телеграфное агентство
В 1894 году было создано Российское телеграфное агентство (РТА), которое занимало ведущее место в информационных службах страны довольно долго. РТА было частным предприятием, собственностью издателей нескольких газет, в основном столичных: «Новое время», «Новости», «Свет» и других. В это время в Западной Европе газетным делом заправлял консорциум Вольф-Рейтер-Гавас, практически поделивший весь мир на сферы влияния между немецкими, английскими и французскими издателями. Русское агентство РТА входило в сферу деятельности немецкого магната Вольфа. Иными словами, телеграфный обмен между Россией и другими странами проходил под контролем и цензурой Вольфа, который, естественно, тщательно охранял интересы Германии.
В 1902 году по предложению министра С.Ю.Витте в России было создано первое государственное телеграфное агентство, в задачи которого входило «обеспечить отвечающую видам правительства» осведомленность за границей о событиях в России и своевременную информацию русских промышленников и торговцев о событиях за рубежом. Новое предприятие называлось Торгово-телеграфным агентством (ТТА). Под этим именем оно просуществовало сравнительно недолго и в 1904 году было преобразовано в Санкт-Петербургское агентство (СПА). В 1905 году иностранные телеграфные агентства заключали контракты уже с государственным СПА, а не с частным РТА, которое до этого времени довольно успешно конкурировало с государственным агентством. К 1908 году СПА располагало телеграфными службами во многих столицах зарубежных государств – в Берлине, Париже, Вене, Токио, Тегеране и других. СПА действовало под контролем и непосредственным руководством Министерства иностранных дел России.
Самые большие тиражи
За всю историю существования периодических изданий в России пик «тиражности» падает на 1990 год. Самые большие тиражи тогда имели «Аргументы и факты» – самый большой в мире тираж среди еженедельников (более 33 миллионов экземпляров), а также самый большой в мире тираж среди газет вообще, и «Комсомольская правда» – самый большой в мире тираж среди ежедневных газет (22 миллиона 370 тысяч экземпляров).
Газета, прожившая сутки
На старте 1992 года новая пресса СНГ насчитывала почти 600 газет самого разного толка. Ценнейшим же раритетом этой коллекции стала газета-однодневка, причем «однодневка» не в переносном, а в буквальном смысле. Она была зарегистрирована 20 августа 1991 года и просуществовала только до 21 августа. Ее создали одиннадцать демократических изданий, запрещенных ГКЧП, но не подчинившихся произволу. В обращении к читателям говорилось: «Общая газета», которую вы держите в руках, в дни мятежа была выпущена совместными усилиями многих журналистов и напечатана в Москве и Ленинграде на ксероксах и ротапринтах...
«Общая газета», необходимость в которой отпала после провала путча гекачепистов, – не просто раритет, а нечто исторически единственное в своем роде, не имеющее аналогий в журналистском мире.
Самый быстрый еженедельник
Уникальный эксперимент в печати России начала летом 1991 года газета «Московские новости». Она стала выпускать факс-дайджест «МН» на нескольких языках. В это издание включались наиболее интересные материалы газеты в дайджестированном виде и с помощью электронной связи передавались на факсимильные аппараты подписчиков. В результате газета появлялась в день выхода сразу у подписчиков не только европейских стран, но и в США, Австралии, странах Юго-Восточной Азии.