Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №16/2007

В НАШИ дни школьникам особенно важно научиться извлекать информацию из текста и осмысливать ее критически. Ведь именно с информацией им в основном придется иметь дело в старших классах, в вузах и в профессиональном общении. А поэтому уже в начальной школе с детьми следует регулярно заниматься чтением разнообразных познавательных текстов (Benson, 2003; Kamil &Lane, 1997).

Информационный текст существует в самых разных формах – от журнальных статей и предметных пособий до электронных заметок из Интернета и газетных вырезок. Вне зависимости от формы эти тексты способствуют пробуждению у школьников любопытства, углубляют их понимание предмета и расширяют кругозор (Brozo & Simpson, в печати). Если грамотно подобрать информационный текст и умело выстроить обучение на его основе, у детей просыпается природный интерес к окружающему миру, на основе которого можно успешно развивать мыслительные и читательские навыки (Duke & Pearson, 2002).

Тем не менее многие учителя в начальных классах не уделяют чтению информационных текстов должного внимания. По данным Н. К. Дьюк, в США учителя младших классов до сих пор отдают предпочтение художественной литературе (Duke, 2000). И это несмотря на то, что некоторые дети, особенно мальчики (Brozo, 2002), явно предпочитают научно-популярную литературу художественной (Caswell & Duke, 1998). Для этих учеников двери в мир грамотности способен открыть именно информационный текст. Кроме того, если дети лишены возможности читать познавательные материалы, это чревато тем, что они окажутся плохо подготовлены к стандартным тестам, к работе с учебными пособиями по разным отраслям знаний (Brozo, 2005), а впоследствии – к жестким требованиям нашего информационного века.

Использование метода мышление вслух для понимания информационного текста

Чтобы помочь своим ученикам лучше понимать информационные тексты, некоторые учителя используют метод «мышление вслух». Он позволяет читателям-новичкам внимательно следить за тем, как опытные читатели комментируют вслух каждый этап своей работы над текстом. (Duke & Pearson, 2002)

Ниже описан урок во втором классе, посвященный акулам. На этом уроке учительница использовала короткую заметку из Интернета. Для работы с текстом она объединила учеников в пары и сама прочитала им вслух заметку, останавливаясь и объясняя приемы, которые она использовала, чтобы его понять. Следя за ее объяснениями, ребята учились, как, когда и для чего необходимо применять кон­кретные стратегии понимания.

В начале урока Мария раздала всем ученикам текст и заговорила с ними об акулах. Выяснилось, что никто из детей их никогда не видел, а многие даже не бывали ни в аквариуме, ни на океане. Тогда Мария спросила ребят, о чем, по их мнению, будет эта статья и что они уже знают об акулах.

По мере того, как второклассники высказывали свои предположения и вспоминали все, что может иметь отношение к теме урока, Мария записывала основные моменты на доске. Она пообещала ученикам, что к этим записям они непременно вернутся в дальнейшем, и объяснила, как важно опираться на те знания, которые у них уже имеются по этой теме.

ДевочкаУченики

Затем она перешла к предварительному просмотру текста и иллюстраций к нему. «К слову» вспомнила о том, как сама когда-то плавала в океане, и показала, что на основе собственного опыта можно попробовать предсказать содержание статьи. Также она упомянула недавно виденный ею документальный фильм о подводном мире, где, в частности, говорилось о разных видах акул. Продолжая просматривать текст, она задавала себе вопросы: что могут означать выделенные жирным шрифтом слова в статье, какую информацию можно почерпнуть из фотографий, из других элементов оформления статьи – заголовков, подзаголовков, врезов. Ученики тоже включились в работу – задавали вопросы, предлагали свои замечания.

После этого Мария прочитала несколько первых абзацев, затем остановилась и начала рассуждать об информации, которую только что узнала. Она вслух задавала себе вопросы о ключевых моментах этой части статьи, отмечала, какие сведения для нее были особенно интересными и какую информацию, как ей показалось, хотел выделить автор. Во время предшествующих уроков она обнаружила, что некоторые из ее учеников испытывают затруднения, когда требуется вычленить главную мысль текста. Поэтому она отдельно поговорила о том, что помогает определить основную идею: какие-то детали в тексте, шрифтовые выделения – жирный текст или курсив, а также ключевые слова.

Мария дочитала первую страницу статьи до конца, по ходу демонстрируя такие приемы, как задавание вопросов, поиск смысловых связей и выделение ключевых моментов. Также она показала, как использовать дополнительную информацию, содержащуюся в заголовках и сносках, и зачитала содержание вреза, где был указан список дополнительной литературы об акулах. Так, переходя от одного элемента текста к другому, она объясняла, как каждый из них помогает понять информацию и уловить основные мысли.

Продемонстрировав детям метод «мышления вслух» на примере первой страницы, Мария предложила им продолжить работу с оставшимся текстом самостоятельно. Ученики объединились в пары, по очереди читая текст и рассуждая вслух. Мария обходила класс, наблюдала за работой каждой пары и при необходимости помогала.

Целью Марии было научить второклассников использовать приемы, применявшиеся на этом уроке, к любым информационным текстам, с которыми им придется сталкиваться в школе и вне ее. В конце урока и на следующих занятиях Мария уже меньше вмешивалась в процесс анализа текста, по мере того как дети учились работать осознанно и самостоятельно.

В заключение

Итак, мы показали, как важно уже в младших классах учить ребят работе с познавательными материалами. При этом мы понимаем, как трудно находить не просто интересные, но адекватные возрастному уровню детей тексты. Раньше вообще было проблематично отыскать тексты на разнообразные темы, написанные специально для младшего школьного возраста. К счастью, в последнее время издатели и авторы начали заполнять этот пробел, издавая все больше познавательной литературы, журналов, статей. Но все-таки не все учителя знают, где, в каких источниках искать дополнительные материалы для чтения. Мария решает проблему, распечатывая короткие увлекательные заметки из Интернета. Если текст оказывается интересным, но слишком трудным для ее учеников, она его упрощает. Кроме того, она объединяет ребят для работы с текстом в пары или группы, что позволяет экономить на бумаге и печати.

Многие учителя, подобно Марии, уже поняли, насколько важно давать детям возможность читать увлекательную, познавательную литературу. Они увидели, как подобное чтение пробуждает у детей искренний интерес и любознательность, как подготавливает их к восприятию информации, с которой им предстоит иметь дело в старших классах и в повседневной взрослой жизни. «Мышление вслух» для моделирования процесса эффективного смыслового анализа – прекрасный способ продемонстрировать ученикам, что они вполне способны читать и понимать познавательные тексты, а также осознанно и самостоятельно ориентироваться в окружающей их информации.

Уильям Дж. Брозо (wbrozo@gmu.edu) и Кристин М. Кало преподают в университете им. Джорджа Мейсона, Фэрфакс, штат Вирджиния, США.



* Печатается по: Перемена. – 2006. – Том 7. – Номер 2. – Апрель.