Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №16/2007

Библиотечный урок «Некоторые правила составления списка использованной литературы и оформления ссылок, сносок к реферату»

Цель урока: дать основы библиографической записи.

I стадия вызова

(5 минут)

Вопросы:

  1. Давайте подумаем: реферат, который вы пишете в школе, вторичный документ или первичный?
  2. Что такое первичный документ? А вторичный? Бывает ли первичный и вторичный документ в музыке? Живописи?
  3. Нужно ли указывать оригинал, послуживший источником для создания вторичного продукта?
  4. Сегодня мы попробуем сделать библиографическое описание источника для списка использованной литературы.

II. Стадия осмысления

(15 минут)

Все учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает книгу или журнал. Им предлагается, советуясь в группах, сделать библиографическое описание (запись) книги так, как они это сейчас представляют правильным (на доске или на листе ватмана – крупно, чтобы потом всем было видно).

После этого начинаем изучать текст, в котором даются основные правила библиографической записи, оформления ссылок и сносок (см. приложение). Читаем текст и записываем в тетрадь то, что не знали раньше. Если есть возможность дать текст каждому, то лучше, чтобы они пока отмечали на полях текста значками (+, –, ?,).

III. Стадия рефлексии

(25 минут)

Правим свою запись в соответствии с полученной информацией.

Совместными усилиями определяем порядок размещения получившихся записей в алфавитном порядке.

Каждый получает свой комплект для описания: книгу и журнал, из которого надо описать статью; листок бумаги, на котором нужно его сделать и пронумеровать две записи в порядке алфавита.

Записи собираются, после урока проверяются и раздаются учащимся для ознакомления со своими успехами в усвоении темы.

Приложение

Некоторые правила оформления списка литературы и ссылок

Для того чтобы при подготовке реферата составление списка использованной литературы не стоило вам большого труда, сразу же записывайте сведения о каждом источнике, который вам понадобился.

Использование чужих мыслей требует выполнения определенных требований.

Употребление цитат без кавычек и указания автора является плагиатом, то есть незаконным присвоением результата чужого интеллектуального труда и нарушением авторских прав, а также показывает несостоятельность пишущего реферат, его низкую информационную культуру.

Даже если вы пересказываете чужую мысль своими словами, укажите ее автора и отделите тем самым его мнение от своего, даже если вы с ним согласны.

В этом и есть суть работы по созданию реферата: излагать содержание трудов специалистов в процессе рассмотрения какой-либо темы, сопоставляя их мнения и высказывая свое.

В тексте реферата (как и в любой другой письменной работе) цитата заключается в кавычки и делается библиографическая ссылка на источник. Возможны варианты оформления:

Во всяком случае, уже в начале работы вам необходимо определиться: каким вариантом вы будете пользоваться, чтобы реферат был выполнен в единой манере.

Дети

Нередко в подтверждение каких-либо положений в реферат помещаются иллюстрации: фотографии, рисунки, карты, чертежи и т.д., которые обозначаются как «рисунки». Все они имеют общую нумерацию. Подпись под каждым рисунком начинается с его номера («Рис. 1» или «Рис. 8»), потом дается название иллюстрации и, если вы ее автор – укажите это, или сообщите, откуда она взята.

Таблицы также имеют свою нумерацию, общую для всей работы, но номер указывается над заголовком самой таблицы с правой стороны.

Когда возникает необходимость обратиться к рисунку или таблице, в тексте делается ссылка (рис. 2) или (табл. 4), если они находятся на этой же странице. В случае вынесения таких материалов в приложение, указывается страница, на которой можно найти данные рисунки или схемы (см. с. 16, рис. 3).

Наклеивание на листы работы каких-либо картинок и схем считается признаком «дурного тона». «Желательно, чтобы все рисунки были выполнены самим автором реферата. Если это невозможно, в тексте работы или под каждым рисунком должно быть указано, кто именно является его исполнителем». (Кулев А. В. Как написать и оформить реферативную работу / А. В. Кулев // Биология в школе. – 1995. – № 2. – С. 34.)

Теперь у нас на очереди список использованной литературы. Он обязателен для любой самостоятельной письменной работы учащегося, кроме сочинения.

Библиографическая запись имеет много тонкостей, но вам достаточно усвоить самые основные правила.

Сначала пишутся фамилия и инициалы автора, если он один. Далее следует название произведения. Если существует какой-либо подзаголовок (например: «Учебное пособие» или «Роман в стихах»), то его записывают после названия, поставив между ними двоеточие. Кавычек не ставят. Фамилия автора повторяется после заголовка за косой чертой.

Если у произведения два или три автора и они все значатся на титульном листе, то библиографическое описание начнет фамилия первого автора, а после сведений о заголовке ставится косая черта, за которой указываются все авторы.

В книге четырех авторов за косой чертой могут быть указаны все авторы или первый со словами «[и др.]». В книге пяти и более авторов могут быть приведены один или три автора со словами «[и др.]».

Если известен только составитель или редактор издания, то после заголовка, за косой чертой пишется «/ ред. Ю. А. Иванов» или «/ сост. О. М. Петров». (Сведения о редакторах и составителях чаще всего следует искать на обороте титульного листа.) Если есть и другие сведения о людях, причастных к изданию, которые важны для вашей работы (художник, переводчик), то они записываются далее, а сведения о них разделяются точкой с запятой. После всех сведений об авторстве ставим точку и тире.

Если издание, с которым вы работали, выходило в свет не первый раз, то на титульном листе есть указание на номер издания. Сообщите об этом в описании. Например: «3-е изд., перераб. и доп.» или «2-е изд.». Далее опять ставьте точку и тире.

Теперь укажите место издания, поставьте точку, если название города сокращено, и двоеточие перед названием издательства. Потом ставится запятая и указывается год издания. Например: «СПб. : Нева, 2001», и снова – точка и тире.

Затем следует указание общего количества страниц книги, если вы перерабатывали ее всю, или номера страниц, на которых находится использованный вами раздел. В конце описания ставится точка.

В нашей библиотеке есть брошюра «Библиографическое описание для каталогов и картотек», в котором приведены примеры библиографических записей.

Далее все источники информации нужно расставить в алфавитном порядке фамилий авторов произведений и названий сборников.

Обратите внимание, что нужно ориентироваться не только на начальную букву, но и на первый слог, а то и на инициалы однофамильцев. Например, Толстой Л. Н. должен занять место после Толстого А. Н., Стельмах пойдет перед Стругацким, Королева – после однофамильца-мужчины и т.д. Книга без указания автора располагается в соответствии с алфавитом по названию в общем списке.

Расставив все строго по алфавиту, пронумеруйте. (Адреса сайтов, электронные носители указываются по окончании перечня традиционных источников.)

Теперь ваш список готов. Желательно, чтобы он содержал не менее пяти источников.

Библиография

Блинков А. Д. О проведении школьного выпускного экзамена по геометрии в форме защиты рефератов / А. Д. Блинков, Д. В. Прокопенко // Завуч. – 1998. – № 5. – С. 68–78.

Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю. Г. Волков. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 127 с.

Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубцева. – М. : Школьная б-ка, 2002. – С. 122–134.

Иоффе А. Долой лотерею из двадцати билетов: Школьный реферат и проблемы его написания / А. Иоффе // Учительская газета. – 1989 – № 45. – С. 17.

Кулев А. В. Как написать и оформить реферативную работу / А. В. Кулев // Биология в школе. – 1995. – № 2. – С. 33–35.

Лазаревич К. Как писать научную работу / К. Лазаревич // Библиотека в школе. – 2002. – № 10. – С. 18–19.

Лернер П. Написать и защитить, а не вырезать и склеить : Советы работающим над рефератом / П. Лернер // Библиотека в школе. – 2003. – № 1. – С. 9.

Мостаева Л. В. Требования к подготовке реферата / Л. В. Мостовая // Преподавание истории в школе. – 1999. – № 8. – С. 61.

Пантелеева И. К. Как написать реферат / И. К. Пантелеева // География в школе. – 2004. – № 1. – С. 70–72.

Пунский В. О. Азбука учебного труда : Книга для учителя / В. О. Пунский. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.

Резник А. Б. Еще об ученическом реферате / А. Б. Резник // Преподавание истории в школе. – 1990. – № 2. – С. 121–123.

Реферат по обществоведению // Преподавание истории и обществоведения в школе. – 2001. – № 2. – С. 19–20.

Энциклопедический словарь юного историка : Всеобщая история для среднего и старшего школьного возраста. – М., 1994. – С. 18–19.

Эхо Ю. Письменные работы в вузах / Ю. Эхо. – М. : Инфра, 2002. – 126 с.

Елена Ивановна Коптяева – зав. библиотекой Октябрьской СОШ № 2, руководитель пресс-центра, редактор газеты «Школа», п. Октябрьский, Архангельская обл.