Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №16/2007

Урок-обсуждение в 6-м классе

Цель: развить у учащихся умение вести конструктивную дискуссию, обсуждать спорные вопросы.

Задачи:

Ход занятия

Фаза вызова: пробуждаем интерес к получению информации и к работе с ней. Сегодня вам предлагается побывать в роли восточных мудрецов при дворе великого падишаха Хосрова. Падишах предлагает вам показать свой ум и рассудительность и помочь ему в решении некоторых запутанных ситуаций.

Текст 1

Фаза осмысления содержания: слушаем, сопоставляем, обращаем внимание на неясности, готовимся к анализу и обсуждению

В одном городе жили гадальщик со знахарем. Однажды гадальщик погадал и узнал, что дочь египетского фараона, которой нет равных по красоте, заболела тяжелой болезнью и ни один знахарь не может вылечить ее. Египетский фараон объявил, что тому, кто вылечит его дочь, он отдаст ее в жены с большим приданым. Когда гадальщик рассказал об этом знахарю, тот сказал:

– Жаль, что туда далеко ехать, а то бы я вылечил ее в три дня.

Об этом разговоре узнал мастер, который в это время закончил сооружение летающего коня. Он предложил всем троим сесть на его коня и за короткое время долететь до Египта.

Они так и сделали. В короткое время на летающем коне добрались они до Египта, и знахарь в три дня вылечил больную дочь фараона. Обрадованный фараон с дорогими подарками собирался отдать свою дочь в жены этому знахарю, но гадальщик с мастером подняли скандал.

– Девушка должна принадлежать мне! – сказал мастер. – Если бы я не сделал летающего коня, знахарь не мог бы сам прилететь к египетскому фараону!

– Нет, девушка должна принадлежать мне! – сказал гадальщик. – Если бы не я, вы ничего не знали бы об этой девушке!

Так они спорили очень долго, и фараон со своими мудрецами был бессилен помочь им в разрешении этого спора. Попробуйте и вы рассудить наших героев.

Фаза рефлексии: отвечаем на поставленные вопросы, обмениваемся мнениями, обсуждаем, анализируем, спорим, обобщаем.

Минутное молчание, и сразу начинают предлагать варианты, выкрикивают наперебой. Предлагаю всем рассесться по рядам: на первый ряд – те, кто считает, что девушку надо выдать за знахаря, на второй – за гадальщика, на третий – за мастера. Получились почти равные по количеству группы. Прошу обсудить варианты и высказаться одному от группы, заодно внимательно слушать выступления других групп и готовиться задавать вопросы и защищать свою точку зрения.

Группа 3: Мы считаем, что без летающего коня никто бы не добрался до Египта. Поэтому на девушке должен жениться мастер, который создал летающего коня.

Группа 2: Но Египет – это же не волшебная страна, туда можно было бы добраться на лошади, с караваном. Даже пешком можно, только это долго.

Группа 3 (ехидно): И пока пешком все идут до Египта, бедная девушка спокойно умирает.

Группа 1: И все равно без знахаря никто бы девушке не помог. Он же вылечил ее только благодаря своим знаниям. Прилетел бы мастер на своем коне с гадальщиком – и что? Взглянули, как девушка умирает, и улетели обратно, потому что лечить не умеют.

Группа 2: А как же гадальщик? Без него никто бы и не узнал о болезни дочери фараона!

Группа 3: Рано или поздно об этом все равно бы узнали все. И если бы узнали поздно – вот тут-то летающий конь и понадобился бы!

Таня из группы 1 (скептически все выслушала, вздохнула и встала): Вообще-то все эти люди смогли помочь дочери фараона только потому, что объединили свои усилия. Без любого из них эта затея провалилась бы, девушка бы умерла. Но вылечил ее все-таки наш знахарь, поэтому девушку надо отдать ему.

Снова молчание, все обдумывают высказывание Тани – и соглашаются. Я предлагаю выдвинуть Татьяну на роль эксперта, как самого рассудительного придворного мудреца. Первая группа в восторге, остальные требуют еще ситуаций. Продолжаем работу.

Текст 2

Фаза осмысления содержания

Жил-был падишах, у него был соловей. Он посадил соловья в золотую клетку, которую повесил у себя в саду, и каждый день в определенное время приходил слушать его пение.

Однажды падишах сидел и слушал соловья, вдруг прилетели два других соловья, сели на клетку, что-то друг другу сказали и снова улетели.

Падишах подошел к клетке и спросил у своего соловья:

– Что это были за соловьи и о чем они говорили?

– Это мои родственницы, – ответил соловей падишаху. – Соловьиный падишах устраивает большое празднество, они прилетели пригласить меня, а я сказал: «Я ведь не на свободе, сижу в клетке, потому и не могу полететь с вами». Они пожалели об этом и улетели.

Падишах подумал немного и сказал:

– Если я отпущу тебя на два-три дня, что ты принесешь мне из соловьиной страны?

– Я принесу тебе зернышко урюка, – сказал соловей, – ты посадишь его, через сорок дней оно станет большим деревом, принесет плоды, и любой старый человек, съев плод этого дерева, станет молодым и здоровым.

Падишах отпустил соловья в гости. Как и обещал, соловей вернулся через несколько дней и принес падишаху косточку урюка. Падишах посадил его, через сорок дней выросло большое дерево. Среди густой зелени виднелись спелые плоды.

На сорок первый день падишах велел садовнику сорвать один плод и принести ему. Садовник подобрал под деревом один упавший плод и принес его падишаху. Падишах велел самому дряхлому старику съесть этот плод. Но старик не стал молодым, а тут же умер. Падишах разгневался и приказал отрубить голову соловью-обманщику.

Быстро распространилась молва среди народа о смертоносных плодах урюка. Об этом услыхал один очень бедный старик, которому в тягость была его горькая жизнь. Он решил пойти и съесть смертоносный плод. С этим намерением он пришел в сад падишаха, съел два-три плода и стал ждать смерти. Просидел он пять минут, просидел десять, но смерть не приходила, наоборот, старик почувствовал себя бодрым и сильным. «В чем дело?» – удивился старик, не нащупав рукой бороды. Рука прошлась по гладкому молодому подбородку. Удивленный этим, старик пошел к ручью и посмотрел на себя в воду; там он увидел себя таким, каким был лет пятьдесят тому назад.

В это самое время подошел к нему садовник и, заподозрив в нем вора, повел его к падишаху. Старик рассказал падишаху, что с ним случилось.

– Если так, – сказал падишах, – то почему же тот старик умер от съеденного урюка, а этот нет?!

Но ни падишах, ни садовник не знали, что упавший на землю урюк укусила ядовитая змея...

Кто же больше всего повинен в смерти соловья и старика?

Фаза рефлексии

Начинаются споры внутри групп. Снова предлагаю рассесться по рядам. Таня сама предлагает варианты: 1-й ряд считает виновным соловья, 2-й ряд – падишаха, 3-й ряд – садовника. Основная масса села на второй ряд. Прошу высказываться.

Группа 1: Если бы соловей не принес косточку урюка, ничего бы этого не случилось.

Долгое молчание. Неужели ни у кого нет возражений? Задаю провокационный вопрос: «Если вы плохо учитесь, в этом виноваты ваши родители? Или бабушка с дедушкой? Если бы они не произвели вас на свет, вы бы не получали двоек». Общий смех, вторая группа просит слова.

Группа 2: Могло произойти что угодно, но падишах должен был во всем разобраться, провести расследование, если надо, а не торопиться рубить всем подряд головы. У него при дворе такие мудрецы, а он даже не советуется ни с кем.

Группа 3: Мы считаем, что виноват садовник. И вообще, он странный какой-то: падишаха он тоже кормит плодами, подобранными с земли?

Группа 2: И в этом тоже виноват падишах, если он даже не может садовника научить нормально работать. Значит, надо было найти садовника умнее, который людей не кормит всякой ерундой с земли.

Прошу высказать свое мнение «придворного мудреца» Татьяну.

Таня: Я согласна со вторым рядом. Ладно, старичок умер от плода урюка, но он все равно был старенький, а вот соловья жалко – он же хотел как лучше. Наверное, виноват падишах – слишком уж он поторопился казнить соловья. И потом, у него такая власть – значит, и ответственность больше. Конечно, он виноват.

Большинство соглашается с Таней, мудрецов никто не выдвигает – в этот раз некого.

Текст 3

Фаза осмысления содержания

В одном государстве, по двум берегам большой реки, находились два села. Эти два села соединял длинный деревянный мост. Часто на этом мосту появлялся разбойник, он хватал путника, проходившего по мосту, снимал с него одежду, отнимал у него все вещи, а самого бросал в реку.

В одном же из сел жил сын пастуха, скромный, красивый и умный юноша. Он отдал свое сердце дочери соседа-бая. Девушка тоже всем сердцем полюбила юношу. Тайком они встречались и после каждого из свиданий нравились друг другу все больше. И наконец им захотелось не расставаться больше ни на минуту.

По другую сторону реки жил богач, он узнал о красоте девушки и, желая женить на ней своего сына, послал к ее родителям сватов. Бай – отец девушки – нашел сына богача подходящим женихом и, не обращая внимания на возражения дочери, дал согласие выдать ее за нелюбимого человека. Девушка же, проклиная свою несчастную судьбу, решила лишить себя жизни. В день свадьбы она спрятала в своем рукаве нож и стала ждать.

Кончилась свадьба. Муж вошел к жене и увидел, что она сидит в углу комнаты печальная и огорченная, втянув голову в плечи, как куропатка. Он поразился такому ее поведению и направился к ней. А девушка тут же вскочила с места и, вытащив из рукава нож, крикнула:

– Не подходите ко мне! Иначе я убью вас или себя!

– Что случилось? – спросил удивленный ее поведением муж. – В чем моя вина? Объясни причину.

– Всем сердцем я любила другого юношу, – сказала она. – За вас меня выдали насильно, разлучив с любимым, без него жизнь для меня невозможна!

Муж был поражен решительностью девушки и подумал: «Она убьет или меня, или себя. Лучше я отпущу ее». И он сказал девушке:

– Если так, сейчас же иди к своему любимому и живи с ним!

Ничего не говоря, девушка встала и ушла из дома. Она подошла к мосту, но тут ее задержал разбойник. Когда он увидел перед собой девушку, то удивился и сказал:

– Странно, в полночь даже самые отважные мужчины не осмеливаются прийти сюда. Твоя храбрость поражает меня. Скажи, с каким намерением ты вышла из своего села и куда направляешься?

Девушка чистосердечно рассказала ему о случившемся. Восхищенный отважной девушкой, разбойник пожалел ее, проводил и сказал:

– Иди и будь счастлива!

Девушка пришла к своему любимому. Сын пастуха не спал, глаза его были красны, лицо пожелтело от горя разлуки. Утешая его, девушка сказала:

– Не огорчайся, милый, теперь мы будем всегда вместе, всю жизнь проживем не разлучаясь.

– Да, у тебя большое сердце, в нем бьется чистая и искренняя любовь, но ты забываешь некоторые вещи. После всех этих событий мы не можем быть вместе. Твой богатый отец и отец твоего мужа, прославившиеся своей жестокостью и бессердечием, узнав о случившемся, расправятся со мной, а хуже всего – с моим отцом и матерью. Сам я готов вытерпеть любое наказание, но я не хочу, чтобы из-за меня страдали и мучились мои родители. Поэтому тебе нужно сейчас же вернуться к мужу, а я тебя никогда не забуду, память о тебе навсегда останется в моем сердце.

Полная печали, девушка вернулась к своему мужу и стала с ним жить. Кто же из этих людей показал себя с наилучшей стороны?

Фаза рефлексии

Снова пересадки по рядам, причем несколько человек остаются стоять. В чем дело? Оказывается, у них четвертая версия ответа на вопрос. Ну что ж, послушаем.

Группа 1: Мы считаем самым человечным и добрым разбойника, потому что он не ограбил девушку и даже проводил ее. Он показал себя с наилучшей стороны.

Группа 2: Мы считаем, что в этой истории самый лучший человек – это сын пастуха, который пожалел своих родителей. Он и девушку пожалел, не захотел, чтобы ее наказал отец и чтобы она жила с ним в бедности. Он своей любовью пожертвовал.

Группа 3: Для нас самый добрый здесь – это муж, сначала он ее отпустил к сыну пастуха, а потом принял обратно и стал с ней жить. Другой бы ее не отпустил, а потом, когда она все-таки вернулась, выгнал бы ее. Он добрый, несмотря на то что отец у него жестокий и сам он богатый.

Группа 4 (стоящие): Мы думаем, что с наилучшей стороны себя показала девушка. Во-первых, она смелая: пошла против отца, не побоялась своего мужа, не побоялась идти ночью через мост и встретиться с разбойником. И еще она добрая, потому что тоже пожалела своего любимого и его родителей, не захотела, чтобы им причинили зло.

Дима из группы 4: И еще эта девушка оказалась очень терпеливой и стойкой, ей же пришлось жить с нелюбимым мужем. Она, наверное, самая лучшая, хоть этого сразу и не поймешь.

Таня: Я согласна, что самая лучшая в этой сказке – девушка, а Дима – еще один мудрец при дворе падишаха.

Под общий смех торжественно объявляю «придворными мудрецами» при дворе великого падишаха Хосрова Татьяну и Дмитрия и вручаю им заранее заготовленные свитки в восточном стиле, вписав их имена. Всех остальных благодарю за хорошую работу, за умение внимательно выслушать друг друга, высказаться и защитить свою точку зрения. Урок окончен.

Светлана Сергеевна Князева – зав. библиотекой школы № 5 г. Улан-Уде