Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2007

Ее главной чертой была интеллигентность. Это подчеркивают все, кто в разные годы дружил или сотрудничал с Лениной Ильиничной Беленькой. Внутренняя культура, благородство, интеллигентная мягкость, воспитанность, такт, начитанность позволили ей написать педагогический труд, который интересен и практику-библиотекарю, и педагогу, и родителю уже не одно десятилетие.

Беленькая

Она работала в нашей библиотеке – Городской детской библиотеке № 5, (c 1964 г. – имени А.П. Гайдара) в младшей читальне, куда пришла из московской Детской библиотеки имени М.В. Ломоносова. В этих библиотеках витал дух творчества, педагогического поиска и – как ни странно это прозвучит применительно к 50-60-м годам прошлого века – дух свободы. Свободы существования в хорошей литературе! А именно это и было необходимо «хрупкой, как будто из тонкого фарфора выточенной Иночке». Такой ее вспоминают коллеги по Гайдаровке Галина Абрамовна Бальская, Диана Алексеевна Марфутова.

Она умела все – и поговорить, и поиграть, и увлечь чтением ребенка, одним словом – воспитать талантливого читателя. Она много и красиво читала детям вслух. Классы шли «на Ину». А читала она им всегда классику – Андерсена и Гайдара, Толстого и Пушкина, Чехова и Житкова, о чем свидетельствуют отчеты библиотеки. За сухими цифрами количества проведенных бесед и обзоров не только счастье творца, но и боль, часто – физическая. У нее было хрупкое здоровье, и не раз после целого дня, проведенного «на подъеме» с читателями, она отлеживалась за стеллажами на маленькой кушетке до тех пор, пока боль не отступала. Она умела чувствовать и понимать литературу и читателя. Ей почти всегда удавалось «разговорить» маленького человека. И тогда рождалось чудо читательского открытия:

«Даже такой, казалось бы, не связанный с идейно-художественным содержанием рассказа вопрос: “А как ты думаешь, какие цветы они собирали по дороге?” – вызывает у детей зримую картину солнечного летнего дня и еще ярче помогает им почувствовать всю поэтичность путешествия – “далеко-далеко” по родной земле.

Тане П. (9 л.) очень понравился этот вопрос библиотекаря. Она ярко представила и живо и с интересом рассказала, какие цветы могли, по ее мнению, собирать летом папа с дочкой:

– Ромашки! Васильки! Колокольчики! Гвоздики! Красную кашку и белую… Нет, у белой коротенькие стебельки!

И после этого она как-то особенно охотно, с увлечением рисовала словом то, что ей особенно запомнилось в рассказе:

– По дороге едет бабка на телеге. Лошадь у нее белая, сама бабка в белом платочке, в зеленой кофте, в серой юбке, сама бабка толстая. А по полю рядом с дорогой идет папа со Светланой. И в воздухе летят огурцы… На телеге у бабки лежат морковка, огурцы, цветы…

Сережа Л. (9 л.), который, стоя рядом, слышал наш разговор, тоже увлекся – подсказывает Тане, какие еще бывают летние цветы (“лютики”), а потом попросил: “…И я тоже прочел «Голубую чашку». Можно, я «нарисую» тоже, что понравилось?” И нарисовал словом такой рисунок:

– Холмистое поле. Потом сосны, трава. На одной сосне сидит красноармеец с биноклем и смотрит на другой конец поля. Там взрывы. Рядом сидит старый сторож и Полкан. Полкан лежит. Около Полкана со сторожем стоят Санька, Пашка с Шариком, Гайдар и Светлана. Светлана смеется. Потом Полкан вертит хвостом от удовольствия…

Никита Ш. (9 л.), присутствующий при этом разговоре, заметил:

– Во! Как будто ты там находишься, и там живешь, и своими глазами все видел…»

Творческим итогом работы Ленины Ильиничны в Ломоносовке и Гайдаровке стало пособие «Ребенок и книга: о читателе 8–9 лет» (М. : Книга, 1969), фрагмент из которой приведен выше. Но в это время Ленина Ильинична была уже сотрудником сектора книги и чтения Государственной библиотеки СССР имени В.И.Ленина, где ею было подготовлено к публикации исследование «Дети – читатели художественной литературы: типологические особенности чтения на разных этапах детства», которое до сих пор ждет своего издателя...

Татьяна Рудишина, ЦГДБ им. А.П.Гайдара, Москва