Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2007

Брянск – библиотечная столица 2007 года

ОЧЕНЬ СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ

Вхождение в тему

Брянск, один из старейших городов России, был основан в 985 году и назывался «Дебрянск» по аналогии с непроходимыми дебрями окружающих лесов. От стен высоко стоящего Свенского монастыря еще и сейчас можно видеть кольцо лесов вокруг города.

По мере развития торговли и промышленности поселение превращалось в город, промышленный центр.

Брянск

«Сегодня Брянск – крупный областной центр с почти полумиллионным населением. У него большой промышленный, научный и культурный потенциал» – так написано в издании «Библиотеки города Брянска сегодня». Фонд Брянской областной научной универсальной библиотеки им.Ф.И.Тютчева насчитывает более 2 миллионов единиц хранения. И действительно, город, во всяком случае его центр, смотрится очень цивильно, современно. Много общественного транспорта, и он недорогой. Из этого же издания узнаем, что за годы «катастройки» библиотечное сообщество потеряло по сравнению с 1990 годом 67 библиотек различных ведомств.

Больше всего в городе Брянске, как водится, школьных библиотек. Их – 74, и они дают неплохую статистику по охвату населения библиотечным обслуживанием.

На ХII Конференцию РБА приехало почти 800 человек. Впервые это мероприятие было названо Всероссийским библиотечным конгрессом. Это звучало монолитно и обнадеживало. Конгрессмены слегка надували щеки. После холодов наконец-то потеплело. В парках зацвела сирень. И Послание Президента Федеральному собранию было как нельзя кстати и придавало уверенности в завтрашнем дне библиотечного дела.

Президентская библиотека

Правда, была непонятна в Послании эта «новостройка» в виде Президентской библиотеки, «которая должна стать информационным и связующим звеном для всей библиотечной системы страны». Да еще необходимо создать региональные центры Президентской библиотеки на базе областных и республиканских библиотек. Возможно, практики все упрощают, но им невооруженным глазом видно, что это реализация чьих-то интересов, но только не библиотечного сообщества. Эффективней было бы огромные средства, планируемые на строительство, пустить по артериям уже имеющихся живых организмов.

Этим вопросом, по сути, загнали в угол начальника отдела библиотек Федерального агентства по культуре и кинематографии Татьяну Львовну Манилову, которая пыталась объяснять ситуацию как чиновник и как человек. Но из ее ответов, к сожалению, понятнее не стало.

А Екатерина Юрьевна Гениева назвала вещи своими именами и предложила от имени Конгресса направить письмо во властные структуры об отношении библиотечной общественности к этому проекту. Согласились. Составить документ попросили Екатерину Юрьевну.

Перевыборы

Конференция была совмещена с IV отчетно-выборной сессией. Коллизия заключалась в перевыборах президента РБА, вице-президентов и кандидатов в Совет. Претенденты на ключевые посты представили свои соображения по поводу перспектив развития ассоциации, усиления ее влияния на властные структуры.

Зайцев
Президент РБА
Владимир Николаевич Зайцев

На пост президента претендовали два кандидата: Владимир Николаевич Зайцев, первый и бессменный президент ассоциации, и Евгений Иванович Кузьмин, бывший начальник отдела библиотек Министерства культуры РФ, ныне президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества.

На мой взгляд, успех становления и возмужания Российской библиотечной ассоциации в труднейшие 90-е годы заключался в титанической работе слаженной команды Зайцева. И вклад Майи Александровны Шапарневой (бессменного ответственного секретаря ассоциации) в цементирование этой сложной конструкции трудно переоценить.

В «Кратком манифесте» Евгения Ивановича Кузьмина мне импонировали слова о том, что РБА должна превратиться в организацию, в большей степени, нежели сейчас, играющую роль и высшего арбитра в сложных профессиональных вопросах, и авторитетного лидера, с которым власти считают необходимым консультироваться. Я согласна с утверждением, что в новых условиях именно РБА должна стать общероссийским методическим центром, хранилищем библиотечных знаний и историй успеха. Мысль Евгения Ивановича о том, что Послание президента – это шанс для библиотек, которым надо умело воспользоваться, мне чрезвычайно симпатична.

Кандидаты на должность вице-президентов продемонстрировали многоукладность направлений работы нашей ассоциации.

Екатерина Юрьевна Гениева (генеральный директор ВГБИЛ) ратует за расширение международных контактов и дальнейшее вовлечение российских библиотекарей в сотрудничество с зарубежными коллегами.

Борис Родионович Логинов (директор Центральной научной медицинской библиотеки) намеревается продолжить работу по пропаганде и внедрению в российские библиотеки системы национальных форматов RUSMARC, обеспечить развитие национальной системы корпоративной каталогизации и Сводного каталога библиотек России.

Владимир Руфинович Фирсов (заместитель генерального директора Российской национальной библиотеки) считает необходимым продолжить работу по отражению интересов библиотек и читателей в межотраслевое и смежное законодательство, по подготовке стратегических документов развития РБА.

Впервые выставивший свою кандидатуру Яков Леонидович Шрайберг (генеральный директор ГПНТБ) считает необходимым активное включение библиотек в работу в электронно-информационной среде, прежде всего имея в виду расширение электронных подписок и интернет-технологий в обслуживании читателей.

На две вакантные должности членов Совета РБА баллотировались Светлана Федоровна Бартова (директор Центральной публичной библиотеки Новоуральского городского округа) – локомотив инновационного прорыва секции публичных библиотек – и Ирина Борисовна Михнова (директор Российской государственной юношеской библиотеки).

Относительно президента РБА я убеждена, что «новое время – новые песни». Я вижу в лице Евгения Ивановича Кузьмина лидера нового времени: генератора идей, демократичного, эрудированного, профессионального, мобильного и т.д.

И так думают многие. Однако голосование показало, что за него отдали голоса только треть выборщиков. На мои недоуменные вопросы к окружающим – как же так? – за спиной услышала голос трезвого расчета: у Зайцева, дескать, крупная библиотека в руках, то есть власть, а у Кузьмина теперь ничего нет. А обаяние личности? А перспективное мышление? А влияние? А контакты? Или преобладает мышление: «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак»? Да, у Кузьмина нет команды, но будет, будет.

Лирики, как водится, в проигрыше. Грустно.

Новые документы

Общеизвестно, что от изобилия информации в голове остается в основном только то, что вызывает живой интерес к проблеме. Вопросы законодательства мне были близки всегда. На заседании секции по библиотечной политике и законодательству я узнала о результатах деятельности рабочей группы по формированию версии Федерального закона «О библиотечном деле». Версия должна быть представлена в Государственную думу в сентябре. Докладчик более подробно остановился на терминологических аспектах новой версии, вопросы по существенным изменениям отсылал к разработчикам документа. Из опыта работы над документами знаю, что нет смысла смотреть промежуточный вариант, коррективы могут изменить многое. Подождем утвержденного документа.

Чрезвычайно интересен проект документа «Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований» (Информационный бюллетень РБА : Официальное издание Российской библиотечной ассоциации. – 2007. – № 43. – С. 62–76). В содержании этого документа, который РБА будет рекомендовать властным структурам, – «Базовые нормы размещения библиотек на территориях муниципальных образований», «Базовые нормы по объему фондов», «Базовые нормы объемов пополнения библиотечных фондов», «Базовые нормы для средств технического оснащения и дистанционного доступа к источникам информации», «Базовые нормы размеров площадей помещений библиотек», «Базовая норма штатной численности персонала».

Нужный, конкретный документ. Правда, мне не удалось увидеть в нем место школьной библиотеки в конструкции обслуживания детского населения. С вопросом по этому поводу я и обратилась к разработчику Людмиле Васильевне Куликовой, которая к ответному письму приложила интересную справку «Объединение школьных и публичных библиотек». Справка готовилась по просьбе Министерства культуры. Из этого документа становится понятно, что варианты библиотечного обслуживания населения на местах активно изыскиваются в условиях жесточайшей экономии средств. В большинстве случаев таких объединений верх одерживают образовательные структуры и на плаву остаются школьные библиотеки. В справке, и это естественно в условиях ведомственных интересов, рекомендуется перевести обслуживание школьников в общедоступные библиотеки. Базовые нормы, таким образом, попутно служат принудительным ориентиром для властных местных структур.

На совместном заседании

На заседании
На совместном заседании секций детских
и школьных библиотек

Тема совместного заседания детских, школьных и юношеских библиотек «Чтение детей и юношества как ресурс социализации личности» не была, конечно, многоаспектно раскрыта по причине минимальности отведенного времени. Детские и юношеские библиотеки стараются сейчас работать на опережение запроса, с выходом за стены библиотек, влиять на социум, формируя интересы читателя, пользователя. Библиотекарь все более становится аналитиком, исследователем изменений, происходящих в детском чтении. Осваивается проектная деятельность.

Буквально сразил доклад Веры Владимировны Сурововой, директора Рязанской областной юношеской библиотеки им. К.Г.Паустовского «Государственная символика и историко-патриотическое воспитание детей и молодежи: опыт социального партнерства» (Он будет напечатан в информационном бюллетене РБА). Была представлена масштабная, многоаспектная работа, задействованы влиятельные силы, показана перспективность и эффективность этой работы.

На заседании школьных библиотек

Повторю то, что я говорю часто: как много, хорошо и проникновенно работают школьные библиотекари в краях и весях страны. Творчество, профессионализм, эрудиция – свойства лучших представителей нашего племени.

ОФИЦИАЛЬНО-ПРОТОКОЛЬНАЯ ГЛАВА

Отчет о работе секции школьных библиотек

Заседание секции проходило в гимназии № 5, участвовало 53 человека, заслушано 7 докладов.

Гимназию № 5 – обладателя Президентского гранта 2006 года – по праву можно считать детской республикой: у нее есть свой герб, флаг и гимн.

Участники заседания секции получили рабочие папки, в которых помимо программы заседания находился текст из послания Президента Федеральному собранию и приветственное обращение к школьным библиотекарям директора Департамента общего и профессионального образования Брянской области И.А.Геращенкова. В обращении дана высокая оценка работы библиотек всех видов, содержится поздравление с Общероссийским днем библиотек.

Во вступительном слове ваш корреспондент и председатель секции обратила внимание участников заседания на возможность создания благоприятных условий развития библиотечного дела в стране в связи с Посланием президента России Федеральному собранию. В этом Послании поставлена задача на уровне субъектов Федерации, а также руководителям региональной и муниципальной власти принять меры по укреплению местной информационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек, в том числе школьных.

Большим прорывом станет создание на федеральном уровне Программы по совершенствованию библиотечного дела в стране на основе дополнительного финансирования.

В докладе директора гимназии № 5 Галины Евгеньевны Евдокимовой «Роль библиотеки в образовательном и воспитательном процессе образовательных учреждений в условиях модернизации российского образования» была охарактеризована работа библиотеки гимназии как информационно-ресурсного центра, незаменимого помощника в организации всего учебно-воспитательного процесса, инновационных начинаний педагогического состава гимназии.

Шапарнева
Ответственный
секретарь РБА
Майя Александровна
Шапарнева

Презентация учащихся принимающей гимназии «Поэтом можешь ты не быть, но быть читателем обязан» представляла собой целое научное исследование на тему чтения учащихся гимназии, в котором сделана попытка осмысления репертуара чтения школьников и недостаточного внимания детей к книге, а также выработаны рекомендации по проблемам чтения. Эмоциональное выступление сопровождалось мастерски подобранными слайдами, графиками, анимацией.

За удовольствие, полученное от презентации, секция выразила особую благодарность руководителю проекта – учителю русского языка и литературы Вере Сергеевне Легоцкой.

Насыщенным конкретными фактами стал доклад о работе библиотеки этой гимназии ее заведующей – Надежды Николаевны Власовой. Не только отличная материальная база, оснащение и оборудование библиотеки, но и разнообразное участие во всех делах гимназии выделяют эту библиотеку из многих. Творческий, профессиональный подход Надежды Николаевны определяет успех ее библиотечно-информационного центра.

В докладе Ирины Валентиновны Коткиной (г. Нарьян-Мар) «Изменение роли школьной библиотеки в контексте реализации приоритетного национального проекта “Образование”» основное место заняла проблема специфики работы в Ненецкой школе-интернате имени А.П.Пырерки. Особое место в докладе было отведено новым информационным технологиям в работе школьной библиотеки. В докладе подчеркивается роль, которую играет школьная библиотека в реализации образовательных программ. Ее будущее зависит не только от поддержки государства, но и от способности библиотеки гибко ре­агировать на изменения потребностей всей системы образования и отдельно взятой школы. Доклад сопровождался презентацией, выполненной на высоком профессиональном и техническом уровне, и был окрашен взвешенным юмором и лирикой. Выступления Ирины Валентиновны всегда являются украшением заседаний секции.

Людмила Федоровна Сухова, заместитель главного редактора газеты «Библиотека в школе», ознакомила слушателей с совместным образовательным проектом газеты и НФ «Пушкинская библиотека». Необычная тема лидерства в библиотечной среде, лежащая в основе курсов обучения, привлекла внимание слушателей возможностью заочного обучения.

«Просветительские традиции школьных библиотек в век цифровых технологий и виртуального пространства» – так назывался доклад заведующей библиотекой гимназии № 2 города Брянска Галины Вячеславовны Карташовой. В докладе отмечается, что информационные технологии оказывают серьезное воздействие не только на науку, промышленность, социальную сферу, но и на психологию, культуру и духовность людей. Вырастает новое «интернет-поколение», у которого другие ценности и стиль жизни, другие модели поведения и привычки. Задача школьной библиотеки – в коррекции интересов учащихся.

Козлова и Сукиасян
Председатель секции школьных библиотек
Ольга Викторовна Козлова
и главный редактор ББК
Эдуард Рубенович Сукиасян

В докладе Елены Дмитриевны Плаховой, заведующей библиотекой № 3 города Брянска, «Совершенствование представляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий» последовательно доказано, что использование новых технологий существенно влияет на полноту и оперативность информационного обслуживания, повышает информационную культуру и эффективность самообразовательного и проектного уровня пользователя.

Тему школьных библиотек Брянской области в современном информационном пространстве подробно осветила ведущий специалист департамента общего и профессионального образования Брянской области Валентина Михайловна Моликова.

В частности, она отметила, что сеть школьных библиотек представлена 655 библиотеками.

Проблема заключается в недостаточном оснащении школьных библиотек компьютерной техникой – всего 16 %, а выход в Интернет имеют только 5 %. Далеки от совершенства и фонды школьных библиотек. По книгообеспеченности учащихся (54 книги на одного ученика) показатели неплохие, однако качество фондов оставляет желать лучшего. Некоторая компенсация происходит за счет периодических изданий. Возлагаются большие надежды на финансирование в связи с посланием президента России.

Итоги работы

Заседание секции выработало рекомендации, которые на Совете секции было решено оформить в виде обращения в Министерство образования и науки и за подписью президента РБА В.Н.Зайцева и председателя секции О.В.Козловой отправить в Минобрнауки в самое ближайшее время.

Приняты следующие рекомендации:

  1. Усилить роль государственной поддержки школьных библиотек в части централизованного обеспечения компьютерными лицензионными программами и доступом в Интернет, комплектования классической, справочной литературой и периодическими изданиями. В том числе – предусмотреть возможность подписки библиотечных методических изданий для повышения квалификации работников библиотек, поскольку библиотекари не получают дотацию, предусмотренную для учителей, на приобретение методической литературы.
  2. Предусмотреть в смете расходов школ защищенную статью на комплектование художественно-познавательного фонда, отдельно от учебного.
  3. В связи с увеличением нагрузки по внедрению в библиотеках НИТ и работе с учебниками, разработать и рекомендовать от имени Минобразования общероссийские типовые нормативы по нагрузке школьного библиотекаря в соответствии с «Межотраслевыми нормами времени на работы, выполняемые в библиотеках» (утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 6 от 3.02. 1997).
  4. На основе выработанных нормативов рекомендовать увеличение в штатном расписании количества библиотечных работников или при обоснованном превышении норматива на одного библиотечного работника предусмотреть надбавки и доплаты за увеличение объема работ, компенсировать издержки за вредные условия труда (библиотечная пыль, превышение нормы работы на компьютере свыше четырех часов).
  5. Повысить статус библиотечных работников школьных библиотек введением в перечень должностей Минобразования должность «библиотекарь-педагог», как в европейских образовательных структурах, в связи с образовательно-воспитательной составляющей должности в соответствии с «Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения».
  6. Разработать и рекомендовать от имени Министерства образования санитарные нормы и правила, а также требования к технике безопасности для школьных библиотек.
  7. Поддержать инициативу Минобразования о проведении I съезда школьных библиотекарей в июле 2007 года в городе Пскове, выразить готовность конструктивного участия в работе съезда и силами специалистов-практиков и консультантов секции школьных библиотек содействовать разработке концептуальных документов.

В адрес Департамента общего и профессионального образования Брянской области и Управления культуры Брянской области были отосланы письма с выражением благодарности за организацию заседания секции.

Фото Марии Порядиной

Библиотечная столица 2008 – Ульяновск