Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2007

Заметки с конференции «Крым-2007»

…КАКИМИ словами начать рассказ о конференции «Крым»? Можно так: «Крупнейший международный библиотечный форум в четырнадцатый раз собрал специалистов для обсуждения самых актуальных направлений развития…» Это правда. Или, как записано у меня в рабочем блокноте в первые дни конференции: «Крым» – давно уже не просто международный форум. Это – живой организм, этакий морской риф, обрастающий год от года ракушками. Постепенно, с течением времени он меняет свои формы, состав, становясь больше, крепче и все выше и выше выступая из воды! И это правда.

Только едва ли я смогу такими словами донести до вас ценность конференции. Обратимся просто к ее событиям и фактам, а все красивые слова себя ждать не заставят.

Секция «Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества» не на шутку «разошлась» в этом году и работала два полных дня. За это время мы успели прослушать много интересных докладов, принять участие в специальных мероприятиях. В рамках работы секции состоялись:

На мой взгляд, темой № 1 этого года стало обсуждение проблем чтения детей. В докладах рассматривались культура чтения, работа кружков и клубов, продвижение и поддержка детского чтения на Украине, в России, в Канаде, Белоруссии, Казахстане... «А мы делаем так…» – говорили участники секции. И дальше шел живой обмен мнениями, методиками, представление успешных проектов. Радовались успехам коллег, удивлялись, какой эффект дают старые, давно известные, не единожды испытанные методы и формы работы: чтение вслух, обсуждение прочитанного, час тихого чтения.

Запомнился доклад о львовском варианте поддержки детского чтения. Заместитель директора областной библиотеки для детей г. Львова Л.А.Луговая рассказала о том, как библиотека стала инициатором и организатором передачи на телевидении: Мы договорились с телевидением, и Львовская областная телерадиокомпания с Нового года запустила в эфир ежедневную телепередачу, которая называется «Хатка Левенятка» («Домик Львенка»). И теперь каждый вечер симпатичный рыжий львенок (он же – логотип нашей библиотеки) встречает у себя в «хатке» гостей, которые, поговорив с детьми на разные темы (о правилах поведения, о разных профессиях и т.д.), обязательно вслух читают книги! На передаче уже побывали детские писатели Львова, врачи, бизнесмены, художники, целый цикл передач будет снят и в нашей библиотеке. В титрах передачи мы значимся как партнеры. В нашу задачу входит отбирать книги для чтения, рекомендовать гостей. А еще именно в библиотеке разместится «Библиотечка Левенятка» и «Музей Левенятка».

Как всегда эмоционально и увлекательно выступил почетный посланник Международной ассоциации школьных библиотек Д.Браун. На этот раз он рассказал о стратегии и пропаганде чтения в канадских школах. Проведенный Д.Брауном мастер-класс стал просто карнавалом идей, проектов, методов, опыта работы по продвижению чтения.

А еще мне запомнились два замечательных выступления, посвященные вопросам поддержки и развития чтения: доклады Е.Ю.Гениевой, генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино, «О смысле чтения в век массовой культуры» и В.Д.Стельмах, консультанта программы «Чтение» Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека», «Как создаются читающие нации». Прозвучали они на Дне российских библиотек (есть на конференции и такой день). Пересказать их невозможно. Да и нужды нет. Такие вещи надо читать в оригинале. А лучше – слушать. Надеемся, что мы сможем познакомить вас с этими людьми и их взглядами на проблемы чтения.

Второе и третье места по актуальности тематики и, соответственно, по степени интереса к ним разделили доклады о развитии информационной грамотности и сообщения о работе с электронными ресурсами. Хочется отметить профессора А.Г.Гейна, автора весьма известных учебников по информатике и многих других работ, который провел анализ проблемы воспитания информационной грамотности через сопоставление особенностей российского образовательного менталитета и западных моделей обучения. Профессор Н.И.Гендина рассмотрела взаимоотношения школьного библиотекаря и педагога при формировании информационной культуры учащихся, подчеркнув системность, целостность, последовательность такой работы.

Необходимость активного обсуждения вопросов использования электронных образовательных ресурсов мы поняли еще год назад, на Крымской конференции–2006. В этом году на секции были представлены доклады об электронном краеведении и электронных продуктах для детей.

Крым
«Покупатели» аукциона библиотечных идей

Проведение отдельного круглого стола, посвященного электронным ресурсам для образования детей и продвижения чтения, позволило обсудить поля применения и методы использования цифровых ресурсов, поделиться опытом работы с нетрадиционными носителями информации. Методист управления образования администрации г. Великие Луки Т.О.Лозницкая подчеркнула, что для каждого вида обучения (компенсирующего, деятельностного и т.д.) необходимо предоставить свои типы и виды электронных ресурсов. Кроме того, при выборе электронных ресурсов нужно ориентироваться на те педагогические технологии, которые использует данный учитель в данном классе.

Говорили в аудитории и о том, что и библиотекари, и учителя все более охотно работают с электронными ресурсами. А вот руководители школ не всегда отдают должное образовательным возможностям цифровых продуктов. Потому и звучали на круглом столе предложения о проведении силами методистов и библиотекарей семинаров для директоров школ, на которых будет наглядно демонстрироваться эффективность использования в образовательном процессе электронных носителей информации.

Свой вклад в продвижение электронных ресурсов внесли специалисты из Ленинградской областной детской библиотеки, которые создали аннотированный каталог неигровых электронных изданий. Пока им можно воспользоваться, только находясь в библиотеке, работая в ее локальной сети. Но очень скоро этот ресурс будет доступен через Интернет всем желающим. Мы об этом обязательно напишем, потому что каталог того стоит!

В этом году работа нашей секции отмечена сразу несколькими рекордами. О первом – продолжительности работы – я уже упомянула. А сколько было участников секции! Люди сидели в коридоре, слушали стоя. При этом аудитория была активной, заинтересованной: задавали вопросы, общались в перерывах, договаривались о дополнительных встречах вечером (это в Крыму-то!!!).

Мы с Ольгой Константиновной Громовой тоже вечерами обсуждали работу секции. (Ну а о чем еще говорить на набережной около теплого моря за чашкой кофе?!) И вот что мы придумали.

Старый формат работы секции не позволяет обсудить все многообразие вопросов работы детских и школьных библиотек. И потому было бы правильно на следующий год в рамках работы конференции «Крым–2008» провести конференцию для детских и школьных библиотек. Такая «матрешка» – конференция в конференции – позволит, разбившись на небольшие секции, обменяться мнениями по следующим направлениям работы:

– международное сотрудничество детских и школьных библиотек, их деятельность в профессиональных ассоциациях;

– автоматизация библиотек и создание в школах информационно-образовательной среды;

– информационная грамотность детей и подростков;

– привлечение детей к чтению: традиционные и инновационные методы работы;

– электронные ресурсы для обучения и воспитания детей;

– непрерывное образование библиотекарей, работающих с детьми: формы повышения квалификации, роль профессиональной прессы;

– сотрудничество библиотек разных типов.

Список предложенных здесь тем для «нашей» конференции – предварительный. Он открыт для ваших дополнений. Могу лишь сказать, что руководство и оргкомитет конференции «Крым» поддержали эту идею. Уже велись переговоры с представителем Международной ассоциации школьных библиотек Д.Брауном о приглашении зарубежных участников – специалистов по работе с детьми. Обязательно будут приглашены и «корифеи»: разработчики автоматизированных систем «МАRС» и «ИРБИС», специалисты в области информационной культуры, директора крупных библиотек, руководители программ продвижения чтения в России и за рубежом, производители электронных ресурсов. Думаем, что идея «конференции в конференции» будет поддержана библиотекарями, управленцами, директорами школ, всем библиотечным сообществом. И потому рассчитываем на успех и вашу поддержку.

На конференции, как всегда, говорили об Интернете и электронных библиотеках, о системах автоматизации и международном сотрудничестве. Была представлена новая версия АИБС «МАРК-SQL», в которой доработаны блоки, связанные с обслуживанием читателей в автоматизированном режиме. Кроме того, усовершенствован модуль «Периодика», который позволяет осуществлять заказ периодических изданий, импортируя записи из предыдущей подписной базы. Есть возможность отслеживать поступления периодики за определенный период, создавать списки недоукомплектованной периодики (тех номеров изданий, которые не поступили).

Нам удалось попасть на секцию электронных библиотек, где прозвучал доклад директора по информатизации Российской государственной библиотеки А.И.Вислого «Электронная библиотека в среде библиотеки традиционной». Рассматривая проблемы и сложности создания электронных библиотек, работы с электронными изданиями, автор выступления подчеркнул, что традиционные библиотеки в этой все возрастающей, расширяющейся среде никуда не исчезают. Они добросовестно продолжают выполнять все свои традиционные функции, добавляя к ним возможности информационных технологий и решая знакомую всем нам базовую, стратегическую задачу библиотек – предоставление читателям современных знаний в удобной для них форме. Что греха таить, такой подход, где отсутствуют технократический крен и эйфория от насыщения библиотек новыми технологиями, радует нас, гуманитариев.

Рассказать обо всех сообщениях, идеях, проектах конференции просто невозможно. Число мероприятий огромно, в какой-то момент начинаешь жалеть о том, что ты не делишься на несколько Лен, которые могут одновременно быть в разных местах. Программа конференции, некогда представлявшая собой брошюрку, превратилась в толстенькую книжку. Количество докладов столь велико, что не умещается ни в какие печатные издания, их выдерживает только СД – пока один. Поэтому позвольте не утомлять вас более пересказом профессиональных разговоров.

В завершение я предлагаю вам россыпь фраз, каж­дая из которых достойна стать афоризмом, а может, даже и девизом. Все они услышаны на конференции от очень разных людей, которых объединяет одно слово – «библиотека».

Библиотекари по натуре – осторожные энтузиасты.

П.Лор, генеральный секретарьs
Международной федерации библиотечных ассоциаций
и учреждений (ИФЛА)