Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2007

По материалам исследования 2007 года

Мелентьева
Юлия Петровна
Мелентьева

зав. отделом
читателеведения
и культуры чтения Научного центра исследований истории книжной культуры РАН, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ

Данные, которые приводятся ниже, основываются на материалах, полученных в ходе исследования, предпринятого по инициативе Научного центра исследований истории книжной культуры РАН при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), Центра социологии образования Российской академии образования (РАО) (директор – академик В.С.Собкин), НПО «Пушкинская библиотека» (президент – М.А.Веденяпина, исполнительный директор – М.В.Новикова), Центра чтения РНБ (директор – Е.Г.Муравьева), газеты «Библиотека в школе».

Благодаря нашим совместным усилиям в двадцати трех регионах России (в Свердловской и Иркутской областях, Ставропольском крае, в Адыгее, в Татарстане, на Магадане и Калмыкии и т.д.) был проведен опрос по анкете из 55 вопросов.

Основной задачей анкетирования ставилось выявление уровня культуры чтения учащихся старших классов школы, связи между уровнями культуры чтения и информационной культуры личности, т.е. между способностью эффективно использовать традиционные («бумажные») информационные источники и качеством навигации при использовании электронных ресурсов, интернета, электронных библиотек и т.д.

Следует отметить большую активность организаторов анкетирования – библиотекарей – на местах: удалось собрать более 17 тысяч анкет читателей как школьных, так и публичных библиотек. Такого масштабного исследования не было, насколько нам известно, с советских времен. И живой интерес к нему определяется, как нам кажется, желанием практиков осмыслить свою повседневную работу, понять тенденции, происходящие в сфере чтения, прежде всего – молодежного.

Для обработки данных социологического опроса была сделана выборка и составлена база данных, включающая 2700 заполненных анкет.

Результаты сгруппированы по следующим демографическим и стратификационным факторам: пол (мальчики, девочки); возраст (8, 9, 10, 11-й классы); состав семьи (полная, неполная); образование родителей (среднее, среднее специальное, высшее, ученая степень); материальный статус семьи (низкообеспеченная, уровень прожиточного минимума, среднеобеспеченная, высокообеспеченная).

Поскольку полный отчет об исследовании и анализ полученных данных по всем параметрам анкеты будет опубликован, а в данном материале я сосредоточусь на нескольких блоках проблемы и буду называть преимущественно средние показатели, только иногда соотнося их с демографическими и стратификационными факторами.

1. Место чтения в структуре свободного времени. Качество и мотивы чтения

Наше исследование показало, что чтение занимает достаточно высокую позицию в структуре свободного времени. Предпочитают читать в среднем 40,8 % опрошенных (32,9 % мальчиков; 45,5 % девочек); наиболее сильны позиции чтения в 8-м классе – 45,9 % (в 11-м классе – 41,4 %).

Прослеживается зависимость между активностью обращения к чтению и типом семьи (в полной читают – 41,8 %; в неполной – 38,2 %), образованием родителей (среднее – 37 %; высшее – 45 %). Уровень дохода семьи отразился на отношении к чтению детей неожиданно: наиболее высокий процент читающих оказался в семьях с прожиточным минимумом – 48 %, и наименьший – 36,9 % – в высокообеспеченных семьях.

Основной соперник чтения как занятия в свободное время – компьютер (в среднем – 48 %). Интересно, что на это предпочтение заметно влияет (в отличие от чтения) уровень дохода семьи, соответственно: 30,6 % в низко- и 55,8 % в высокообеспеченных семьях.

Предпочитаемое чтение опрошенных – современная отечественная литература – 40,7 % (для сравнения: русская классика – 22,4 %; современная зарубежная – 10,1 %). Влияние уровня образования родителей и дохода семьи также прослеживаются. (См. диаграмму 1.)

Предпочитаемый жанр – приключения (в среднем – 36,1 %), мистика (36,1 %), фантастика (33,6 %), детектив (28,8 %), юмористические произведения (22,7 %). Интерес ко всем этим жанрам со временем (от 8-го к 11-му классу) снижается, а, например, интерес к психологическому и историческому роману повышается: соответственно: 8-й класс – 6,5 и 13 %, 11-й класс – 18,7 и 18,4 %. (См. диаграмму 2.)

Читают постоянно, практически ежедневно, помимо школьной программы в среднем – 17,2 % (мальчики – 12,4 %; девочки – 16,8 %). От 8-го к 11-му классу этот процент уменьшается (8-й класс – 29,4 %; 11-й класс – 15,8 %).

Совсем не читают вне школьной программы – 6 %, но интересно, что число совсем не читающих в 8-м классе – 12,9 %, а в 11-м классе – только 5 %.

В месяц прочитывается – в среднем – 2,7 книги. Круг чтения опрашиваемых чрезвычайно пестрый, он составил 27 страниц: от Пушкина до Оксаны Робски.

Покупают книги самостоятельно: в среднем – 41,5 % (мальчики – 78,2 %; девочки – 97 %). С возрастом процент растет: 8-й класс – 66 %; 11-й класс – 72 %).

Не покупают книги – 58,5 %.

Мотивом покупки книги в этом возрасте становится, прежде всего – имя автора (23 %) и жанр (32,3 %), а также включенность данного произведения в школьную программу (19,7 %). (См. диаграмму 3.)

Имеют дома собственную библиотеку или книжную полку – в среднем – 84,3 % опрошенных. В семьях, где родители имеют среднее образование, – 80,8 %, высшее образование – 86,4 %. Сказывается и уровень дохода – в низкообеспеченных семьях – 65,5 %, а высокообеспеченных – 71, 5 %.

У 8,5 %, имеющих личную библиотеку, есть и картотека (список) на эти книги, еще 15,8 % хотели бы ее иметь.

Не видят необходимости в ней – 66,1 % опрошенных.

Следят за книжными новинками – в среднем – 65,2 %.

Как источник полезных и интересных сведений книга воспринимается (в среднем) – 31,9 % (в сравнении: телевидение – 44,1 %; интернет – 24,4 %) (См. диаграмму 4.)

Выписывают газеты и журналы – 28,2 % семей; 8,3 % опрошенных выписывают периодику сами.

Список выписываемых периодических изданий занимает 15 страниц и являет собой чрезвычайно пеструю картину.

2. Культура чтения, читательская компетентность и влияние библиотеки (библиотекаря) на ее формирование

Следует сказать, что под понятием «культура чтения» и «читательская компетентность» мы понимали прежде всего совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих читателям чувствовать себя в библиотеке комфортно.

Исследование показало, что 43,7 % (в среднем) опрошенных считают, что легко ориентируются в библиотечных фондах и каталогах.

О своем умении пользоваться электронными каталогами сказали 8,5 % опрошенных (надо, конечно, иметь в виду, что электронные каталоги есть далеко не во всякой библиотеке);

Трудности поиска нужной информации в библиотеке испытывают 25,5 %.

Анкетирование выявило, что эти показатели постоянны и не изменяются от младших классов к старшим, как, кажется, должно было бы быть. А вот статус семьи здесь проявляется: большие трудности испытывают дети из низкостатусных семей.

Как показало анкетирование, 65 % опрошенных не проходили никакого обучения (в библиотеке, в школе) по работе с каталогами и поиску информации. 13,2 % опрошенных получали эти знания самостоятельно (11,4 % – из низко- и 15,7 % из высокостатусных семей.

О существовании библиографических изданий (рекомендательных и информационных; текущих, ретроспективных) не знают 43,7 % опрошенных. Знают и используют – 13,8 %.

Больше – 36,2 % (в среднем) – опрошенных знают о существовании стандартов для оформления списка литературы в докладах, рефератах и т.п. Наибольший процент таковых – одиннадцатиклассники (47,1 %), в 8-м классе – 22,4 %.

Кроме школьной библиотеки 70,2 % опрошенных записаны в другие – юношеские, публичные. 31,6 % посещают эти библиотеки раз в неделю; 33,4 % – раз в месяц.

Достаточно компетентными в вопросах литературы считают себя только 18 %; ощущают недостаток знаний – 36,8 %; не могут оценить свой уровень компетентности – 39,5 %. От 8-го к 11-му классу ощущение собственной компетентности ослабевает: соответственно – 22,3 и 16,5 %.

Уровень компетентности явно коррелируется с доходом семьи: соответственно – 19 и 30,1 %.

Среди тех, с кем можно поговорить о понравившейся книге, учителя и библиотекари – на последних местах (3 и 4 %).

Библиотека (прежде всего, школьная) оценивается опрошенными по следующим параметрам: укомплектованность, доступность (удобные часы работы), комфортность пользования (возможность быстро получить информацию и т.п.).

Наиболее высокоценимые качества библиотекаря: эрудированность, умение общаться, желание помочь.

3. Уровень компьютерной грамотности и информационной культуры читателя. Влияние библиотеки (библиотекаря) на ее формирование

Исследование показало, что свой уровень владения компьютерными технологиями опрошенные оценивают следующим образом (в среднем): совсем не умеют пользоваться только 2,4 %; опытными пользователями себя ощущают – 19,3 %.; 4,6 % считают себя асами; остальные – пользуются компьютером время от времени.

Можно предположить, что одной из причин, мешающих эффективно пользоваться компьютерными технологиями, является слабое знание иностранного (английского языка) – 72 % оценили его как недостаточное.

С компьютером работают и дома, и в школе: дома – 77 %; в школе – 14,1 %; в школьной библиотеке – 0,2 %; в другой библиотеке – 0,6 %. Не пользуются компьютером только 3,3 %.

Интернет используется также чаще дома – 62,6 %; в школе на уроках – 8,2 %; в школьной библиотеке – 0,8 %; в другой библиотеке – 1,9 %.

Исследование показало, что домашние компьютеры, если они есть, оснащены лучше: стоящие на них программы новее; периферийные устройства разнообразнее.

Опрошенные активно используют многие программы: текстовые редакторы и офисные приложения (39,5 %), программы для прослушивания и создания музыки (74,1 %), обучающие программы по школьным предметам (15,3 %), графические программы (24,2 %), игры (31,3 %) и др.

В целом, если сравнить использование Интернета в любом виде – через модем и через выделенную линию, – то обращение к нему дома составит 66,9 %; в школе – 14,5 %; в библиотеке – 11, 9 %.

Ежедневно пользуются компьютером 57,5 %, проводя за ним от получаса (6,8 %) до трех и более (32,4 %) часов в день.

Ежедневно выходят в Интернет – 29,6 %.

Цель использования компьютера – подготовка к урокам (информатики и другим) – 79,1 %; прослушивание музыки – 70,2 %; компьютерные игры – 53,1 %. Ответ – «чтобы убить время» – составил 20,3 %.

Цель использования Интернета – подготовка уроков и рефератов – 68 %; скачивание музыки – 43,9 %; сетевые игры – 10,2 %; общаются в чатах – 29,3 %.

25,8 % опрошенных читают в Интернете книги в электронной версии.

29,5 % время от времени обращаются к электронным библиотекам.

Вместе с тем в образовательных интернет-проектах принимали участие только 2,8 % опрошенных, а 25,5 % считают, что Интернет не играет никакой роли в их жизни (41,1 % из низкостатусных семей; 13,2 % – из высокостатусных).

Электронными услугами библиотеки пользуются: тематической справкой – 41,8 %; электронным каталогом – 37,7 %.

Считают, что опыт работы в традиционной библиотеке помогает в работе с информационными ресурсами электронных библиотек – 24,3 %; не считают так – 13,9 %; не определили своего мнения – 61,8 %.

ВЫВОДЫ

  1. Чтение не умирает, а видоизменяется; по образному выражению – у него просто «линька».
  2. Современные пользователи чувствуют себя недостаточно уверенно как в традиционной библиотеке, так и в электронной библиотечной среде.
  3. Влияние библиотеки на формирование как традиционной «культуры чтения», так и « информационной грамотности» прослеживается слабо.
  4. Для изменения ситуации необходимы целенаправленные совместные действия государства, общества, профессионалов, направленные на решение как материальных, так и мировоззренческих задач.

Необходимо серьезное вложение средств в оснащение библиотеки, подготовку библиотекаря и др.

Следует глубоко осмыслить роль семьи, прежде всего матери, в приобщении ребенка к чтению, в формировании у него культуры чтения и информационной культуры.

Диаграммы