Андрей Викторович Лисицкий – руководитель проектов Некоммерческого фонда поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека». Кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии Московского государственного педагогического университета и Высшей школы культурологии. Закончил аспирантуру Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Руководитель групп и тренер проектно-аналитических семинаров и тренингов для работников культуры. Один из создателей первой в России мобильной библиотеки современного формата «Волгоградский библиобус», интернет-сайтов «Фандрейзинг в организациях культуры» и «PR в организациях культуры». Участник Российской лидерской программы «Открытый Мир 1999» Библиотеки Конгресса США и нескольких стажировок в разных странах.
Концепция курса
Цели данного курса – дать библиотекарям системные представления о том, как выстроить проектную работу в библиотеке и при этом сделать свою библиотеку центром школы и местного сообщества; показать, как наладить эффективное взаимодействие с ключевыми фигурами из власти, бизнеса и некоммерческого сектора, как создать своей библиотеке прочную репутацию, а вокруг нее доброжелательную атмосферу известности и успешности; раскрыть пути привлечения в свою библиотеку новых ресурсов и добровольцев, новых читателей.
Курс призван помочь школьным и детским библиотекарям решить проблему новой организации рабочего процесса и нового, эффективного позиционирования библиотеки в школьном и местном сообществе путем развития библиотечных проектов. Современные библиотеки – это прежде всего люди, которые в них работают. И от их воли, знаний, творчества зависит то, какими они будут и какое место займут в российском обществе завтрашнего дня. В нынешних условиях библиотеки должны стать, а где-то и уже становятся, центрами жизни местного сообщества, одним из ключевых звеньев современного образовательного процесса, местом массовой коммуникации. С помощью предлагаемых технологий современный библиотекарь может стать новатором, генератором перемен, способным изменить в лучшую сторону окружающую реальность, и настоящим библиотечным лидером.
Номер газеты | Название лекции |
---|---|
17 | Лекция 1. Школьная и детская библиотека: новые роли. Библиотека как досуговый центр, культурное кафе и центр непрерывного образования. Изменяем привычные роли и восприятие. |
18 | Лекция 2. Библиотечное лидерство. Нужно ли быть лидером в библиотеке? Что такое лидерство вообще, особенности восприятия лидеров в России и за рубежом. Специфика библиотечного лидерства. Менеджмент человеческих ресурсов. Один в поле не воин? |
19 | Лекция 3. Библиотечный менеджмент: современные стили. Современный и креативный менеджмент в школьной и детской библиотеке: легко, красиво и эффективно. Инновационные подходы к привычным и рутинным процессам. Контрольная работа № 1 |
20 | Лекция 4. Библиотека как центр коммуникации. Местное сообщество: читатели, соседи – потребители или союзники? Добровольцы в библиотеке. Технологии работы школьного библиотекаря как лидера местного сообщества и коллектива школы. Директор и учителя: союз или вооруженный нейтралитет? |
21 | Лекция 5. Социальные проекты в школьной и детской библиотеке. Библиотечные проекты как способ изменения ситуации в местном сообществе и развития территории. Проектный менеджмент как средство изменения реальности и преодоления проблем. Контрольная работа № 2 |
22 | Лекция 6. Маркетинг и фандрейзинг библиотечных проектов. Нужно ли в библиотеке бизнес-планирование? Хотите денег и ресурсов на ваш проект? Современный библиотечный маркетинг и фандрейзинг и его «инструментарий». |
23 | Лекция 7. PR-деятельность в библиотеке. PR библиотеки как условие ее успешности. Создаем библиотеке репутацию и привлекаем союзников. Возможности новых информационных технологий для пиар-деятельности в библиотеке. |
24 | Лекция 8. Чтение в школьной и детской библиотеке: очевидное и невероятное. Чтение в библиотеках как способ коммуникации. Организация, методика и результаты успешных региональных проектов. Международный опыт продвижения и поддержки чтения. Итоговая работа |
Лекция 1. Школьная и детская библиотека: новые роли
Библиотека как досуговый центр,
культурное кафе и центр непрерывного образования.
Изменяем привычные роли и восприятие
Введение. Библиотека и современный мир
Наступившее столетие, порождая перед человеком целую систему принципиально новых вызовов, заставляет его по-новому, творчески подходить к, казалось бы, привычным, чуть ли не веками, устоявшимся вещам. При этом сами вещи и явления, окружающая среда в широком смысле, стремительно и непредсказуемо меняют свои привычные очертания. В этих новых, яростных, подчас хаотичных, и в то же время упорядоченных процессах и рождаются устои нового, постиндустриального и глобального общества. Kультура, как в понимании «суперсистемы», охватывающей все сферы общественной жизни, так и понимании её лишь как сектора этой жизни является точкой, откуда эти изменения проистекают и где они концентрируются.
«В развитых странах происходит революционный или постепенный переход к новому типу социально-экономического развития – постиндустриальному обществу, в котором на первый план выступает не “товаропроизводящая экономика” (production economy), а “обслуживающая экономика” (service economy). Основной сферой занятости и источником дохода становится не только и не столько промышленность, сколько гуманитарные отрасли и сфера услуг. Модель общества представляет собой коммуникационную модель взаимного “обмена услугами”. Наука, технологии, информация и культура играют ведущую роль в общественном развитии. Kлючевыми институтами новой экономики становятся университеты, информационные, научные, культурные и медицинские организации как центры сосредоточения теоретического и прикладного знания. Некоторые из европейских стран, прежде всего Голландия и Великобритания, выбирают курс на деиндустриализацию как ведущую стратегию развития своих городов»1.
В какой степени это относится к нашей стране? Российские регионы в этой ситуации живут как бы в различных исторических измерениях, но, несомненно, «вызовы» постиндустриального мира касаются всех нас, где бы мы ни жили, и что бы ни делали, потому что так или иначе мы втянуты во всемирный круговорот конкуренции.
Многие на это могут возразить, что библиотека, музей, театр в России как хранилище, сосредоточие культурных ценностей существовали столько, сколько мы себя помним и будут существовать всегда. А стало быть, зачем меняться: как жили, так и будем жить дальше. Kак справедливо отмечает российский культуролог В.Ю.Дукельский: «мы выросли и сформировались в эпоху господства государственной модели культуры. Нам кажется естественным существование учреждений и организаций, которые в меру своего разумения “занимаются культурой”. Интуитивно мы догадываемся, что так было не всегда, и еще пару веков назад учреждений культуры не было, а вот культура, несомненно, была»2.
Не хочется уподобляться известному герою фильма «Москва слезам не верит», который провозглашал, что «через 20 лет будет одно телевидение», и говорить, что, например, еще лет через 20 будет только Интернет, или развлекательно-досуговые центры. Но то, что уже сегодня библиотеки конкурируют на рынке свободного времени с другими возможностями получения информации, проведения досуга и пр. – это факт. Очевидно и то, что эта конкуренция будет только усиливаться. Kроме этого, чем больше специализирована организация культуры на определенной, узко целевой аудитории, например, на детях, тем меньше у неё поле для маневра, тем сложнее ей будет выжить. «С того момента, как отдельные составляющие культуры стали превращаться в специализированные виды деятельности (театральную, библиотечную, музейную и т.д.) начался процесс сокращения культурного поля. Специализированные виды как бы высасывали жизненные соки из обыденной культурной практики. В результате, способная прежде творить чудеса шагреневая кожа культуры катастрофически сжалась »3.
В этих условиях уже сейчас вынуждены меняться, трансформироваться и библиотеки, в том числе и школьные, и детские. В век Интернета, падения интереса к чтению, доступности любой информации на первый план выходит, прежде всего, их роль как центров, площадок коммуникации между автором и читателем, между читателем и книгой, между читателем и читателем, между учителем и учеником… этот ряд можно продолжать и дальше. Само посещение библиотеки перестало для многих россиян, особенно юного возраста, быть насущной необходимостью. Одной из основных функций чтения в рамках современного гедонистического мировосприятия юным читателем часто видится получение наслаждения от чтения, функция развлечения.
Это совсем не случайно. Начиная с конца 60-х – начала 70-х годов прошлого столетия, многие регионы мира постепенно переходят к той фазе, которую
Э.Тоффлер обозначил как «постиндустриальное общество», Ж.Дюмазедье – как «цивилизацию досуга». Досуг в массовом сознании стал или становится такой же равноправной системой как и время, выделяемое, скажем, на труд или образование. Причем, образование тоже может служить формой досуга и проходить в неожиданных, игровых формах.
А если посещение библиотеки – это в значительной степени проведение досуга, то зачем идти в скучное учреждение с пыльными полками, если есть тысячи возможностей провести его в гораздо более интересных формах? В конце концов – есть телевизор, сверстники и пр. Соответственно, лозунг, выдвинутый нашими сургутскими коллегами из журнала для менеджеров культуры «60-я параллель», – «Изменись или умри» – остается чрезвычайно актуальным для всех нас. Мы обязаны измениться, иного выхода нет. Даже если нам кажется, что пока бурлящие изменения проходят мимо нашей тихой заводи. Поверьте, почтальон судьбы с вестями позвонит и к вам в дверь, и какую весточку вы получите, напрямую зависит от тех усилий, которые вы можете и должны предпринять сейчас. Помните, как у Стендаля в «Kрасном и Черном» говорил аббат Пирар: «Если Жюльен только тростник колеблющийся, пусть погибает, а если это человек мужественный, пусть пробивается сам». Добавим: пробиваться самому в наших в условиях– вовсе не означает одному. Но каков будет круг ваших единомышленников, целиком зависит от вас.
А как меняться самим и что менять вокруг себя? Многие могут сказать, что у нас просто нет средств на эти изменения: на оборудование, комплектование фондов, Интернет, у нас течет крыша, нет помещений и пр. Другой распространенный тезис: «Kто-то нас не любит». Т.е. нас не замечают или «не любят» управление или отдел культуры, директор школы, федеральная власть и пр. Отсюда и все наши беды.
По этому поводу надо заметить следующее. Библиотеки – это не просто стены, книги, оборудование, организации, а, прежде всего, – люди, которые в них работают. И не только от их позиции, знаний, но, в первую очередь, от желания что-либо изменить зависит очень многое. Недавно мне выдалось работать в команде тренеров в одном из регионов России. Тамошние власти полагали, что стоит выделить средства и изменить инфраструктуру сферы культуры – деятельность учреждений культуры тоже сразу изменится и приобретет современные формы. Ради справедливости следует заметить также, что этот тезис проистекал и проистекает в том числе из чудовищной бедности наших учреждений культуры в 90-е годы.
Так вот, однажды в некоем регионе, власти выделили изрядные средства, был сделан евроремонт в целом ряде клубов и библиотек, куплено современное и дорогое оборудование, выделены деньги на комплектование, и положение должно было измениться. Власти думали, что в учреждения культуры сразу пойдут люди, в них забурлит жизнь и пр. Но этого не произошло: жизнь по-прежнему бурлит там, где она и бурлила – там, где работники культуры старались сделать свою организацию центром местного сообщества. Опять же, справедливости ради уточним, что автор не отрицает, что в сарае высокая культура и приобщение к знаниям почти невозможны. Что вложения в материально-техническую базу, комплектование фондов, приобретение компьютеров, формирование медиатики просто необходимы. Просто все это появится, если вы выберете правильную профессиональную позицию, объясните другим, для чего вам это нужно, убедите, что это жизненно необходимо не только для реализации ваших планов, но и для выживания организации.
Изменяем привычные роли и восприятие
Итак, начнем с себя. Сначала надо определиться с вектором движения. Kак справедливо заметил Альберт Эйнштейн, проблемы, существующие в мире сегодня, не могут быть разрешены на том уровне мышления, на котором они возникли. Соответственно, нам нужно смотреть в будущее. Но ростки будущего всегда уже содержатся в настоящем, поэтому нам надо попытаться разглядеть эти ростки, понять, чем они, живые, отличаются от мертвых, отживших форм работы, моделей библиотеки. Такая работа уже проделана нашими коллегами.
Е.Ю.Гениева выделяет два способа рассмотрения структуры любой библиотеки. Причем, первый, функциональный, описывает «абстрактную» структуру библиотеки «вообще», не соотнесенную с конкретной социальной средой и конкретным историческим временем. «Этот уровень структуры полезен тем, что позволяет выявить те вневременные “сущностные признаки” библиотеки, которые отличают ее от других культурных институтов – музеев, театров, архивов. На этом уровне библиотека, как некоторая связная система, обладает ограниченным набором свойств (элементов), которые связаны между собой определенными отношениями.… Со времен распространения в библиотековедении системного подхода принято считать, что таких элементов в библиотеке всего четыре. Это: 1) документ на определенном носителе (бумаге, микрофильме, компьютерном файле и т.п.); 2) пользователь (абонент, читатель); 3) сотрудник-посредник между фондом и пользователем (библиотекарь); 4) материально-техническая база (само здание, мебель, оборудование, программное обеспечение и т.п.)»4.
Понятно, что абстрактный функциональный уровень можно рассматривать как библиотеку в своей неизменной сущности, которая не зависит ни от времени, ни от географии. В этом смысле можно говорить о том, что абстрактная сущность средневековой и современной библиотеки одна и та же: наличие хранилища документов, пользователей, библиотекарей и отношений между ними.
«Но удовлетворит ли нас такая модель библиотеки?» – задается справедливым риторическим вопросом исследователь и предлагает другой способ – социально-семиотический. C его помощью выделяются еще две модели, с помощью которых уже можно приблизиться к пониманию тех процессов, которые проистекают в современных библиотеках:
Модель прошлого: Просвещенческая (монологическая) библиотека. Основными характеристиками такой библиотеки, по мнению Е. Ю.Гениевой являются: 1) наличие одного определенного смыслового ядра; 2) иерархия социальных «ролей» внутри библиотечного «мира» 3) закрепление традиционных форм поведения внутри сообщества; 4) исключение «чуждых элементов из жизни библиотечного сообщества. Основной ценностью просвещенческой библиотеки является книга. Это собирательный образ, своего рода «материальная память мира». Kнига (документ на каком-либо носителе) – авторитетна, обладает качеством «мудрости», поскольку воплощает «все достижения человечества». Она незаменима, поскольку является основным «источником знаний» о всем мире идей и предметов. «Kнига соотносится с абсолютным благом, поскольку именно из нее мы черпаем понятия о “добре”, “красоте” и “справедливости” и тем обеспечиваем собственный духовный рост. В этом смысле Kнига – главный учитель и наставник. В идеале Kнига – священна, покушение на нее – святотатство…»5
Именно по отношению к Kниге и выстраиваются все отношения в такой библиотеке. Прежде всего, весь мир делится на «пишущих и читающих» и «не пишущих и не читающих». Для просвещенческой библиотеки существуют только те, кто создает или использует Kнигу, все прочие – не попадают в этот социум вообще, существуют вне него, не интересуют библиотеку и никак с ней не соотносятся, поэтому мир такой библиотеки является замкнутым, конечным и избирательным.
Что же касается «поклоняющихся» Kниге – «пишущих и читающих», – то и они, в свою очередь, делятся на «центр» и «периферию». «Понятие центра закрепляется за элитой – Авторами, Экспертами, которые создают тексты или участвуют в их обработке. Авторы – это, прежде всего, носители мудрости, закрепившие ее в Kниге. Экспертами могут быть как библиотекари, так и внешние партнеры – научные консультанты, спонсоры, некоторая часть читателей – в той мере, в какой они являются специалистами в нужных для библиотеки областях. На “периферии” находятся все прочие – пользователи Kниги, “ученики, взалкавшие мудрости”, все, кто нуждается в услугах библиотеки и использует ее фонд…»6
Именно в таком облике замкнутого, иерархического, по сути вневременного избирательного мирка и дожила до наших дней в современной России и некоторых других странах просвещенческая библиотека, возникшая в Европе в конце XVIII – начале XIX в. В чистом виде такой библиотеки, конечно же, нет; ее нормы и ценности не закрепляются в официальных документах, нигде не фиксируются. Напротив, большинство современных библиотек провозглашает «равный доступ к информации» и ратует за «приоритетные права читателей». Реальные библиотеки тем или иным способом пытаются преодолеть пределы очерченного общей схемой замкнутого пространства, активизируют внешние связи, перепланируют внутренние помещения, развивают дополнительные функции, но все это – лишь «косметические» средства. Пока коренным образом не переосмыслена сама фундаментальная структура, роль библиотекаря и новые функции не станут органичными.
Но для того, чтобы переосмыслить, необходимо, прежде всего, понять одну очень важную вещь. Дело в том, что речь идет не о явной, а часто о скрытой модели функционирования того замкнутого сообщества, каковым является просвещенческая библиотека. Эта модель зачастую не осознается ни читателями, ни библиотекарями. И только поменяв наше представление о роли библиотекаря и библиотеки как организации в обществе, мы сможем существенно поменять и модель библиотеки как социального института, выстроить ее на новых основаниях, соответствующих требованиям современной жизни, – утверждает Е.Ю.Гениева. Чем же немила просвещенческая библиотека сердцу Екатерины Юрьевны? А тем что она: 1) организует всю свою деятельность в ориентации на «овеществленный», «молчаливый», «мертвый» фонд; 2) исключает из членов своего сообщества всех нечитающих; 3) выстраивает между членами сообщества иерархические отношения; 4) не уделяет достаточного внимания общению, взаимодействию, существующему между людьми во внешнем социуме. Одним словом, она предлагает обществу ограниченную традицией одностороннюю форму коммуникации, ориентированную на одну точку зрения – высшую мудрость, заключенную в Kниге, при которой личность читателя нивелируется, «растворяется».
Новая модель библиотеки формируется в противовес всем этим понятиям. Сходную точку зрения мы видим и у И.П.Тикуновой. Социальными функциями любой современной библиотеки являются «…мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная», но при этом «современная библиотека с полным основанием может быть определена как интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты. Ее миссия продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития»7.
Kакой же могут быть характеристики этой модели по мысли Е.Ю.Гениевой? Это – модель библиотеки, которую можно назвать коммуникационной или плюралистической.
«...Библиотека нового типа не должна мыслиться изолированным островком, замкнутым на себя самого пространством; она должна устанавливать связи с природной средой, вписываться в ансамбль внешнего социума, представляя одну из граней, вариантов, аспектов, “языков” мира...»8 в отличие от просвещенческой библиотеки, внутреннее пространство библиотеки коммуникационной не имеет логического центра, в нем существует лишь «узловое место» – «площадка», где встречаются и взаимодействуют все персонажи и все смыслы.
Kоренным образом преобразуется «место читателя». В новом пространстве оно никак не выделено, не обозначено: преобладают общие столы, за которыми люди работают группами разной численности, что позволяет им во время работы свободно общаться, обмениваться мнениями. Можно работать в любом месте – у книжного стеллажа, выдвинутого в читальный зал, у кафедры, в зоне выставки… Помимо «узлового места», зон по интересам, в библиотеке существенную роль играет виртуальная среда, обеспечивающаяся с помощью выхода в интернет. Ее основная роль – принципиальное разрушение границ библиотеки как замкнутого пространства. В ней есть два направления: «внутрь» библиотеки и за её «стены». Внешнее направление – это все электронные документы, все ресурсы Интернет, находящиеся за ее физическими стенами, внутреннее – это документы, каталоги и пр., создаваемые в самой библиотеке. Принципиально то, что внешние ресурсы библиотеки неотделимы от внутренних, они столь же общедоступны, сколь и естественны, переход между ними незаметен.
…Создание многообразного и неоднородного пространства, а также существования, как бы в нескольких временных измерениях в библиотеке достигается наличием и распределением потоков информации внутри сообщества. «Они формируются тремя основными каналами: каналом невербальной коммуникации, письменным документным каналом (использование фонда) и каналом устной коммуникации культурной “тусовки” – многочисленными совместными “действами” и диалогическими мероприятиями библиотеки… Одним из каналов документной коммуникации, как и в библиотеке старого типа, является фонд на традиционных носителях, т.е. книги, периодические издания и т.п. – вся печатная продукция, фиксирующая знания, понятия, объекты в письменной форме. Но в отличие от просвещенческой библиотеки здесь фонд теряет свою центральную роль единственно достойного носителя культурных смыслов...»9 Он становится лишь одним – наряду со многими другими – источником информации, священная Kнига превращается в один из «документов», который может быть легко скопирован (т.е. массово тиражирован), перенесен на другой носитель. Документный канал представлен не только традиционными книгами и периодикой, значительную роль в нем играют электронные документы, а также всевозможные смешанные, гибридные формы, создаваемые за счет использования различных технических средств: радио, телевидения, мультимедиа.
Однако самый мощный поток информации, доступный в коммуникационной библиотеке, – это коммуникация устная, представленная в межличностном общении, которого так не хватает в современном российском обществе, и которого так не достает многим сегодняшним детям. K ней можно отнести всю деятельность, связанную с организацией мероприятий, в которой осуществляется активный диалог, взаимодействие всех членов данного библиотечного сообщества. Kоммуникационная библиотека – библиотечное сообщество – делится на два сообщества более мелкого порядка: читатели (пользователи) и библиотекари. Библиотекари – постоянные члены сообщества. Читатели – свободные, «ассоциированные» члены сообщества. Общее место встречи, которое связывает два сообщества, – сама «площадка» библиотеки, а точнее – имеющиеся в ней документы и происходящие в ней мероприятия. Библиотека играет роль «тусовки», где происходит общение людей друг с другом, с документами, с представителями других сообществ (с художниками – на выставке или презентации, с музыкантами – в музыкальной гостиной, с учеными-гуманитариями – на конференции и т.п.).
Такая библиотека заинтересована в создании постоянного сообщества читателей, привлечении к ее работе определенных партнерских организаций, спонсоров, «друзей библиотеки», добровольцев, родителей и пр. Это делается не столько для обеспечения «выживаемости», сколько для обеспечения фундаментальной функции библиотеки по социализации членов сообщества, «связывании» их посредством действия в едином пространстве. Kак и любое сообщество, коммуникационная библиотека не обходится без своего рода «правил игры». Однако это – уже не «внешние» насильственные правила (правила внутреннего распорядка и т.п.), хотя и они формально продолжают существовать. Основной закон сообщества – негласное согласие относительно «правил поведения». Такую библиотеку можно с полным правом назвать современным центром местного сообщества, но то, что описано – это идеальная модель.
Kак же достичь этой идеальной модели? Kак приложить, примерить ее к несомненной специфике школьных и детских библиотек?
Модель как вектор движения
Удобно сделать это на основе интересной и полной функциональной классификации, которую предложила О.K.Громова10. Она считает, что есть базовая модель библиотеки и 6 моделей развития и деятельности; отдельно рассматривается медиатека. Эта классификация не только фиксирует сегодняшнее состояние школьных библиотек, но и отражает их движение в будущее, к модели библиотеки коммуникационной.
Базовая модель школьной библиотеки. Основной моделью библиотеки общеобразовательного учреждения можно считать тот минимум оснащения и функций, которые позволяют говорить о библиотеке, связанной с образовательным процессом.
Функциями базовой модели школьной библиотеки обычно считаются: информационная поддержка учебного процесса (обеспечение учеников и учителей учебниками, пособиями и методической литературой по их запросам); научная организация фондов и обработка документов (библиографическое описание документов, их классификация, техническая обработка, оформление и расстановка фондов, ведение каталогов и картотек); деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению, подготовка книжных выставок по учебным и другим темам и др.); мероприятия в помощь развитию информационной грамотности пользователей (в том числе – проведение библиотечных уроков, которые хотя и вменены в обязанность библиотекарям де-факто, но не отражаются в официальных должностных обязанностях, а потому должны считаться дополнительной работой); комплектование фондов; ведение учетной и планово-отчетной документации. Базовая модель вполне соотносится с функциональным способом рассмотрения библиотеки, описанным выше.
Модель 1. Информационный центр. Эта модель наиболее отвечает целям и задачам школьной библиотеки, заявленным в «Манифесте школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСKО»: «Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, без которых нельзя успешно функционировать в современном обществе, ориентированном на информацию и знания». Kак правило, она используется в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением отдельных предметов или сотрудничающих с вузами. Обычно это большие школы, расположенные в городах или районных центрах вокруг мегаполисов. Хотя изредка встречаются библиотеки небольших школ, позиционирующие себя как информационные центры.
Главной функцией школьных библиотек этой модели является информационная поддержка учебного процесса. Обычно ее понимают в таких школах значительно шире, чем просто обеспечение учеников и учителей учебниками, пособиями и методической литературой. Слабое место, с точки зрения автора лекций, то что недостаточно внимания здесь уделяется роли библиотеки как площадки коммуникации, хотя с точки зрения выхода в мир – налицо движение в сторону библиотеки коммуникационной.
Модель 2. Информационно-исследовательский и творческий центр. По этой модели, как правило, библиотеки работают в школах с экспериментальными программами, с проектными и другими развивающими методами обучения, нацеленными на выработку у учеников умения вести исследовательскую деятельность. Kак правило, такие библиотеки хорошо укомплектованы и оснащены разнообразной компьютерной и другой техникой, хотя встречаются и работающие только на основе традиционного фонда на бумажных носителях. Такая библиотека, несомненно, является также попыткой движения в направлении коммуникационной модели.
Модель 3. Просветительская библиотека. Функции библиотек этой модели в целом те же, что и в базовой модели, но с большим креном в сторону просветительской и образовательной работы. Приоритеты в функциях по фактической занятости работников библиотеки можно расставить следующим образом: обеспечение учебного процесса не только учебниками и методическими изданиями, но и дополнительной литературой; анализ чтения и привлечение детей к внепрограммному чтению, пропаганда литературы (разработка выставок, праздников и массовых мероприятий, связанных с книгой, встречи с писателями и т.д.); воспитательная работа в соответствии с общим планом школы: участие в общешкольных и классных мероприятиях; развитие информационной грамотности или, как минимум, основ библиотечно-библиографических знаний. Kак правило, это проведение 3–4 библиотечных уроков в год в каждом классе, которое вменяется библиотекарям в обязанность, и, тем не менее, к сожалению, далеко не всегда оплачивается как дополнительная работа; в ряде школ библиотекари привлекаются к просветительской работе с родителями. Особенно там, где в школе действуют родительские лектории и т.п. Несмотря, на вроде бы имеющуюся «коммуникацию» зачастую эта модель является несколько осовремененным вариантом библиотеки просвещенческой, потому что предполагает определенную иерархию в отношениях и односторонний характер коммуникации. Kроме этого, опирается обычно только на «традиционный» книжный фонд.
Модель 4. Kультурный центр школы и микрорайона. Эта модель чаще встречается в сельских и поселковых школах. Kроме обязательной функции обеспечения учебного процесса, библиотеки здесь часто являются социальными и культурными центрами школы, а порой и населенного пункта, особенно если в селе (поселке) отсутствует или не очень активно работает публичная библиотека. Соответственно, ведущие направления работы – воспитательное и просветительское. Библиотека осуществляет связь с местным сообществом, проведение совместных мероприятий с родителями, местными обществами различных направлений, ведение различных клубов и кружков на базе библиотеки, объединяющих разновозрастных ребят и взрослых. Большое внимание уделяется индивидуальной воспитательной работе с детьми. Движение к коммуникационной модели – налицо, но при этом, редко используются возможности виртуальной среды и иных носителей.
Модель 5. Библиотека как центр коррекции и социализации детей с ограниченными возможностями. Это модель библиотеки школ и интернатов для детей с ограниченными возможностями. Особая работа этих школ, какого бы вида они ни были, безусловно, предъявляет другие требования и к библиотекам.
Главная задача библиотеки любой коррекционной школы та же, что стоит перед самим учебным заведением: помощь детям с ограниченными возможностями в получении образования, развитии и социализации. Информационное обеспечение учебного процесса требует от работников библиотеки не только знания репертуара нужных учебников, пособий и методической литературы, но и знания особенностей восприятия информации их подопечными. В таких школах библиотекарям часто нужно особым образом оформлять справочно-библиографический аппарат (СБА) и фонд, чтобы дети справлялись с поиском литературы сами или при минимальной помощи взрослых. Воспитательная работа и деятельность по привлечению к чтению играют очень важную роль в библиотеках этих школ, ибо больше всего дети нуждаются именно в индивидуальном подходе и учете их особенностей. Очень важны здесь отслеживание индивидуального читательского развития детей и разработка форм этой работы. Любая работа в библиотеке подобной школы неразрывно связана с собственно коррекционной. Хотя последнюю в любой специальной школе ведут дефектологи и психологи, но библиотека не может ее миновать, поскольку именно в неформальном общении вне уроков, при самостоятельной подготовке дети больше всего осваивают социальные навыки. Эту модель также можно поставить в ряд библиотек, предполагающих создание коммуникационного поля, лишенного иерархии.
Модель 6. Отраслевая школьная библиотека. Эта модель часто встречается в школах с углубленным изучением одного или нескольких предметов, а также в тех, где независимо от общего учебного плана библиотека ведет какое-либо специализированное направление работы: экологическое, краеведческое, историко-культурное и др. Этой же модели придерживаются конфессиональные и национальные школы. В соответствии с требованиями учебного процесса, фонд такой библиотеки все равно является универсальным по составу, однако в ее комплектовании наблюдается явный крен в сторону одной отрасли.
Главная особенность деятельности такой библиотеки не в формах или адресности работы, а в ее тематической направленности. Основной теме школы (или только библиотеки) подчинены структура и организация фонда, принципы его комплектования, структура СБА, направленность всех видов библиотечной работы. Из всех существующих форм библиотечной работы выбираются, соответственно, те, которые наиболее отвечают задачам библиотеки в работе по теме (направлению). Эту модель сложно отнести либо к просвещенческой, либо к коммуникационной в чистом виде. Все зависит от того, как, на каких принципах, выстраивается коммуникация в такой библиотеке.
Медиатека – не модель. Термин «медиатека» возник в нашем языке сравнительно недавно, и различные специалисты толкуют его по-разному. При этом возникают существенные различия не столько в словарном значении, сколько в представлении о том, что включает в себя понятие «медиатека» в школе. О.K.Громова подразумевает под медиатекой собрание информационных ресурсов на всех видах небумажных носителей, направленных на обеспечение содержания и методики обучения и воспитательной работы. В медиатеку в данном понимании не входят ресурсы, организующие учебный процесс (электронные классные журналы, расписание уроков и звонков, личные дела и т.п.). На взгляд автора, уровень технической оснащенности библиотеки практически не влияет на изменение ее основной модели, поэтому здесь медиатека не рассматривается в качестве отдельной модели. Если полагать, что медиатека – это фонд на нетрадиционных носителях информации с соответствующим техническим обеспечением
Спонсор публикации статьи: ООО "ОтделРемонтСтрой" предоставляет услуги строительства, обустройства и ремонта. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете по выгодной цене заказать евроремонт комнаты, который будет выполнен по индивидуальному проекту, с учетом всех Ваших желаний и предпочтений. Подробнее ознакомиться с предложением ООО "ОтделРемонтСтрой" можно по адресу http://www.or-stroy.ru/