Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2007

Доклад на I съезде школьных библиотекарей Российской Федерации*

Уважаемые участники съезда!

Сегодня школьная библиотека – это не совсем то, что было 30–40 лет назад.

Фурсенко
Андрей Александрович
Фурсенко

министр образования
и науки
Российской Федерации

И задачи другие, и функции расширяются. Во-первых, из отдельного учебно-вспомогательного подразделения библиотека становится информационным центром школы и базой развития инновационного мышления. В то же время обеспеченность этого центра, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Я не буду перечислять все цифры, которые есть в моем докладе. Мы их все знаем. Это очень неудовлетворительная работа с наполняемостью библиотек, с ведением картотек. Мы знаем, что сегодня картотеки ведутся не самым лучшим образом: во многих библиотеках это делается по старинке, делается не столько для ребят, сколько для учителей. И связано это не с тем, что библиотекарь не хочет, а потому что не хватает чисто технических возможностей, сил и времени.

Еще одна очень важная проблема – это кооперация, координация различных библиотек. И не только школьных библиотек друг с другом, но и с другими муниципальными, региональными. Сегодня технические возможности имеются, но эта работа должна иметь соответствующую материальную базу. Нельзя сказать, что ничего не делается. Для автоматизации работы школьных библиотек в рамках инновационного проекта развития образования, который был реализован национальным фондом подготовки кадров еще в 2004 году, в субъекты РФ была поставка автоматизированной информационной библиотечной системы. В 2006 году в рамках федеральной целевой программы развития образования реализован проект обучающей интернет-системы по работе с упомянутой автоматизированной информационной библиотечной системой. Это важная вещь.

Важно и то, что школьные библиотеки приобретают новые качества. Идет информационное наполнение. Сегодня действительно возникают очень большие базы данных по электронно-образовательным ресурсам. Кто за все это отвечает? У нас около 60 тысяч общеобразовательных учреждений, где работают примерно 40 тысяч библиотекарей. При этом стаж школьных библиотекарей довольно большой: в среднем 15 лет. Именно поэтому библиотеки и держатся – это те люди, которые уже «вросли» и, несмотря на условия работы и оплаты, это дело не бросают. Что такое библиотекарь сегодня с точки зрения системы оплаты труда? Это диапазон с 7-го по 11-й разряд в рамках единой тарифной сетки, это чуть больше 2 тысяч рублей! Ситуация ненормальная. Какой выход? Я считаю, что наиболее разумный – это уход от единой тарифной сетки. Мы начали реализовывать этот подход. В этом году уже 21 регион участвует в рамках национального проекта образования в переходе на новую систему оплаты труда. Я уверен, что это приведет к повышению оплаты труда учителей и педагогов-библиотекарей. (Аплодисменты.)

В целом ситуация в образовании меняется в лучшую сторону. Страна понимает, что это один из главных ее ресурсов. Без нормальной системы образования страна будущего не имеет. Это новое осознание дает новые силы работникам в школах.

Очень важна материальная обеспеченность. На первом месте стоит уважение к тем, кто учит наших детей, кто учил нас и кто будет учить наших внуков. Сегодня библиотекарь должен идти в ногу со временем, он должен учиться не у ребят, а ребята должны учиться у него. Это увеличивает самоуважение библиотекаря к самому себе. Подключение всех школьных библиотек к Интернету должно сопровождаться созданием автоматизированных специализированных рабочих мест. Специализированные рабочие места – это вхождение в базы электронно-образовательных ресурсов. Сегодня мы уже имеем 20 тысяч соответствующих блоков и модулей электронно-образовательных ресурсов. К 2010 году мы должны создать около 500 тысяч таких ресурсов. Это блоки, связанные и с литературой, и с музыкой, и с искусством, и с точными науками. Принципиально важно, чтобы среди этих ресурсов были разработки учителей и людей, которые работают в школе. Не менее 30 процентов таких блоков должны быть подготовлены преподавателями. Должен быть достаточно серьезный обмен.

Слушают министра 1Слушают министра 2
Слушают министра

Какие бы ни были изменения, доступ к федеральному центру информационно-образовательных ресурсов, в котором будут храниться все материалы, для школ всегда будет бесплатным. Это значит, что каждая школа всегда сможет по Интернету бесплатно получать все эти образовательные ресурсы. Когда такая единая коллекция будет создана, она должна очень активно использоваться. Надо прививать вкус и у детей, и у преподавателей, и у родителей к тому, чтобы пользоваться этими ресурсами.

Но! Никакой Интернет книги не заменит. Запах типографной краски всегда будет огромным стимулом узнать и почувствовать что-то новое. Я думаю, что никакие новые технические возможности это не отменят.

Мы помним, как говорилось, что кино заменит театр, затем телевизор заменит и то и другое. Книга – это живое существо. Может быть, когда-нибудь люди будут считать живым существом и электронный ресурс, но все-таки это будет не замена, а дополнение. Я призываю вас, познавая новый электронный мир, не просто ценить книгу, а делать все, чтобы ребята ее ценили и любили. Библиотеки должны открываться наружу, должны быть частью культурной жизни окружающих людей.

Особенно это важно для села. Нет в селе такого важного культурного центра, как школа, а в школе нет такого центра, как библиотека. Она должна быть открыта. Должна быть открыта ее электронно-цифровая часть, должны быть открыты и книги. Я думаю, что новые принятые предложения, в том числе по финансированию муниципальных библиотек и по усилению комплектации библиотек, должны быть объединены. Нам не надо создавать маленькие сепаратные островки, нам надо делать так, чтобы это было единое целое. Это создаст дополнительные возможности.

Конечно, существует множество организационных проблем, которые мешают нам быть достаточно гибкими в организации работы библиотек. В этом плане важную роль должен сыграть новый законопроект, который был предложен Борисом Вячеславовичем Грызловым и который министерство активно поддержало. Он касается изменений в Законе об образовании, в части регулирования деятельности библиотек образовательных учреждений. Этот документ касается и вопросов комплектования школьных библиотек и подготовки школьных библиотекарей. В частности, одним из элементов этого законопроекта является включение школьных библиотекарей в федеральную систему переподготовки педагогических работников. Принятие этого закона также поможет и увеличению финансирования. Во всяком случае, есть воля и законодательной, и исполнительной власти на то, что этому должно уделяться значительное внимание.

Уважаемые коллеги, мы должны понимать, что есть определенные ограничения ресурсного плана, связанные с тем, что происходит мощный демографический спад. Это сказывается и на комплектовании классов, и на том, как учителя должны работать в школах. Я призываю вас, обсуждая те или иные вопросы, оценивать внешние и внутренние проблемы. Не может не измениться система образования, когда за 8 лет количество школьников с 22 миллионов уменьшилось до 14. Когда в этом году, впервые, на 10 процентов уменьшилось количество выпускников 11-х классов. Когда к 2010 году количество абитуриентов, по сравнению с 2006 годом, уменьшится вдвое. Это очень сложная проблема, с которой столкнулась вся страна. Но именно это заставляет нас гораздо активнее работать над тем, чтобы те, кто сегодня учится и работает, в полной мере получали тот интеллектуальный ресурс, который был всегда конкурентным преимуществом России, который всегда позволял нам из самых сложных ситуаций выходить с честью и достоинством.

Я поздравляю вас с Первым съездом школьных библиотекарей России. Я хочу заверить вас в том, что мы в министерстве, в законодательной власти эти проблемы понимаем и делаем все возможное для того, чтобы их решить. (Аплодисменты.)


* Текст предоставлен Русской школьной библиотечной ассоциацией и публикуется в авторской редакции.