Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2007

Для обсуждения на I съезде школьных библиотекарей Российской Федерациии

Библиотека... должна быть не только
хранилищем книг, но и реальным
информационным, культурным и досуговым центром.

В.В.Путин, Президент Российской Федерации
(из Послания Федеральному собранию Российской Федерации,
26 апреля 2007 года)

Миссия российских школьных библиотек как неотъемлемой части отечественной системы образования:

Для реализации своей миссии школьная библиотека совместно с администрацией и педагогическим коллективом школы, родительской общественностью вырабатывает свою концепцию развития и совершенствования, разрабатывает перспективные и оперативные планы деятельности, содержащие ответы на вопросы: когда, где, кем и для кого будет использоваться потенциал библиотеки.

Цели школьной библиотеки:

Задачи школьной библиотеки:

Оценка эффективности деятельности школьной библиотеки

Деятельность школьной библиотеки является неотъемлемой частью образовательного процесса. Оценка эффективности деятельности школьной библиотеки должна соответствовать принципам оценки эффективности учреждений общего образования и представлять собой сопоставление того, что библиотека делает (эффективность работы), с тем, что она должна делать (миссия) и чего хочет достичь (цели и задачи).

Эффективность работы – это уровень достижения библиотекой поставленных целей с учетом потребностей всех групп читателей. Индикаторами эффективности работы школьной библиотеки являются количественные и качественные показатели.

Количественные показатели содержат показатели динамики, структуры и интенсивности, отражающие показатели охвата библиотечным обслуживанием, показатели обеспеченности ресурсами и показатели использования библиотеки, в том числе интенсивность ее учебной, массовой, справочной работы.

Качественные показатели определяются в соответствии со стандартом ISO 8402, где качество определяется как «полный набор свойств и характеристик продукта или услуги, которые имеют отношение к способности удовлетворять зафиксированные или подразумеваемые потребности».

Качество в этом смысле означает соответствие поставленной цели информационно-библиотечного обслуживания, назначению услуги или продукции школьной библиотеки. Понятие «подразумеваемые потребности» применимо к школьным библиотекам в том смысле, что в дополнение к текущим требованиям читателей они должны учитывать будущие потребности, например, в систематическом преподавании основ информационной культуры или в введении дополнительных услуг, ориентированных на родительское сообщество.

К числу качественных показателей относятся и кадровые показатели, характеризующие степень обеспеченности кадрами школьной библиотеки, соответствие кадрового потенциала библиотеки уровню стоящих перед образовательным учреждением задач и степень соответствия профессиональной компетентности специалистов школьной библиотеки уровню стоящих перед данной библиотекой задач.

Правовая база деятельности школьных библиотек

Современная школьная библиотека развивается в многомерном информационно-правовом пространстве и руководствуется в деятельности по реализации своей миссии правовыми актами международного уровня, в том числе документами ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА; законами Российской Федерации, включая основной закон – Конституцию Российской Федерации, а также отраслевые законы: «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О библиотечном деле» и «Об образовании».

В период модернизации образования Закон Российской Федерации «Об образовании» должен содержать прямые указания на то, что специалисты школьных библиотек являются категорией педагогических работников, школьная библиотека является обязательным структурным подразделением образовательного учреждения, имеющим нормативное финансирование и материально-техническое обеспечение.

Развитие школьной библиотеки как социального института школьного образования должно осуществляться планомерно и целенаправленно в соответствии с актуальными задачами модернизации образования на основе Федеральной программы развития школьных библиотек.

Материально-техническая база, помещение и оборудование школьной библиотеки

Материально-техническая база школьной библиотеки должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к организации библиотечного фонда и библиотечного обслуживания детей, иметь достаточные размеры для размещения фонда, мест для занятий, досутовой деятельности, свободного чтения, компьютерных автоматизированных рабочих мест, выставочного пространства и рабочих мест для сотрудников библиотеки.

Оборудование современной школьной библиотеки включает в себя удобную современную мебель, электронное и аудиовизуальное оборудование.

Обязательным условием является наличие в школьной библиотеке выхода в Интернет.

Управление и персонал школьной библиотеки

Управление школьной библиотекой осуществляется администрацией образовательного учреждения.

Персонал школьной библиотеки – профессионально подготовленные кадры, специалисты, имеющие библиотечно-библиографическую и психолого-педагогическую подготовку, владеющие технологией формирования информационной культуры личности, осуществляющие свою деятельность в соответствии с нормами Кодекса этики школьного библиотекаря. Персонал школьной библиотеки является категорией педагогических работников. Обязательными требованиями к школьному библиотекарю являются систематическое повышение квалификации и профессиональное развитие. Количество специалистов в каждой школьной библиотеке должно исчисляться в соответствии с рекомендациями Министерства науки и образования Российской Федерации, исходя из целей и задач деятельности конкретного образовательного учреждения и той роли, которая отведена школьной библиотеке в решении данных задач. Минимальное количество сотрудников школьной библиотеки – не менее двух человек.

Претворение в жизнь принципов манифеста

Государство через различные органы управления образованием призвано формировать стратегии, политические курсы и планы, направленные на осуществление положений настоящего Манифеста. Планы должны предусматривать распространение положений Манифеста на разработку программ развития образования различных уровней, от федерального до поселкового.

При подготовке данного проекта использованы тексты Манифеста школьных библиотек ЮНЕСКО/ИФЛА (2000) // Справочник школьного библиотекаря. – М., 2006. – С. 29–31 и Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек (2002) // Там же. – С. 33–51, а также ряд документов по системам развития образования и библиотечной сферы.


* Текст предоставлен Русской школьной библиотечной ассоциацией и публикуется в редакции составителей.