Размышления по следам I съезда школьных библиотекарей
Волкова
заслуженный работник
культуры РФ,
председатель секции
детских библиотек РБА,
директор Псковской
областной библиотеки
для детей и юношества
им. В.А.Каверина,
Псков
Псковская область в очередной раз стала местом проведения крупного библиотечного профессионального форума. В 2003 году здесь прошла очередная конференция Российской библиотечной ассоциации, и по традиции городу Пскову был присвоен статус библиотечной столицы России. В 2004 году – очередной слет, на сей раз – специалистов детских и юношеских библиотек Северо-Западного федерального округа, собравшихся на свой первый съезд, который проходил под названием «Норд-Вест: векторы чтения» Ежегодно в Пушкинских горах проходит фестиваль по продвижению чтения «Осень в Михайловском».
И вот в июле 2007 года – долгожданный съезд школьных библиотекарей. Событие, которого так долго ждали наши коллеги – школьные библиотекари России, свершилось!
Надо отдать должное организаторам съезда, и прежде всего председателю Русской школьной библиотечной ассоциации Татьяне Дмитриевне Жуковой, – это благодаря ее энергии, умению «строить нужные мосты», находить партнеров для достижения видимых результатов состоялось то, что состоялось. И прошло неплохо.
Прежде всего, меня впечатлили хорошо проработанные и сформулированные цели и задачи съезда. Ключевым, главным «смыслом» в названной цели съезда для меня было «объединение духовных и интеллектуальных ресурсов…» Среди задач таковой стала следующая: «новое концептуальное осмысление миссии школьной библиотеки в условиях перехода к обществу знаний».
Объясню, почему. «По всему миру продолжаются дискуссии: как следует называть тот исторический этап, на котором мы находимся, – информационное общество или общество знаний и, соответственно, что является главной ценностью в постиндустриальном обществе – информация и обеспечение всеобщего равноправного доступа к ней или умение человека эффективно использовать имеющуюся информацию, то есть – знание». Это – цитата из Положения о конкурсе научных и литературных работ «От информации – к знаниям», объявленном в апреле этого года программой ЮНЕСКО «Информация для всех».
Я понимаю, что особенность нашего государства – стремительно преодолевать этапы, которые другие государства проходят в значительно более длительные периоды (но при этом, замечу, детально отрабатывая каждый из них). Так, на мой взгляд, происходит и с созданием информационного общества в России. А если точнее, то, не создав его в том варианте, когда это будет на самом деле информационное общество с научными, техническими ресурсами, едиными идеологическими подходами, мы заявляем о переходе к обществу знаний. Впрочем, для чего же тогда нужна информация, как не для приобретения знаний? Но в любом случае для более или менее быстрого решения этих двух задач должна быть решена главная: создание единого информационно-образовательного пространства – в России, в регионах. Сегменты этого пространства – библиотеки всех видов, типов, различной ведомственной принадлежности.
На съезде министром образования было заявлено о создании серьезных образовательных порталов. Это прекрасно! Но только ли Интернет – помощник пытливого ученика или учителя? Мы и сейчас наблюдаем в публичных библиотеках такую картинку: виртуальный поиск, получение информации ребенком, ее скачивание (чаще всего даже без прочтения или осмысления!), красивая печать – и реферат (доклад, сообщение) готов! Но ведь это не процесс приобретения полноценного знания! Я уж не говорю о том, как влияет (или не влияет совсем) такой полученный текст на грамотность пользователя.
Еще один аспект. А какова формула фонда школьной библиотеки? Что должно составлять ее ядро? Если сейчас лишь десятая часть издающейся литературы поступает в фонды крупных детских библиотек Министерства культуры; если значительная часть относительно неплохо финансирующихся детских библиотек получают меньше половины всей периодики – как быть школьным библиотекам? Что должно быть в фондах этих библиотек? И даже при условии увеличения их площадей и финансирования – смогут и должны ли школьные библиотеки дублировать универсальные по составу фонды детских и публичных библиотек Министерства культуры со штатами библиографов, специалистов по комплектованию, обработке литературы? Театрализованный «эпиграф» съезда очень точно показал роль школьного библиотекаря – «и чтец, и жнец, и в дуду игрец».
Я понимаю: принимать некое общее решение, что приобретать и в каком количестве в фонды детских и школьных библиотек, находящихся на одной территории и обслуживающих одних пользователей, сейчас невозможно. Размыты в библиотечной практике России типы и виды библиотек. Но полагаю, что неразумное дублирование книжных фондов может заинтересовать органы власти, отслеживающие освоение выделяемых средств. Но дело не в этом. Важно, чтобы все эти фонды были прозрачны, видимы пользователями и отражены в единых информационно-поисковых системах, в частности в корпоративных электронных каталогах. Их создание – вопрос не простой и требует еще одного ресурса – организационного.
В данном случае таким ресурсом могут и должны стать региональные органы управления образованием, профессиональные сообщества библиотекарей и системы министерства культуры и министерства образования. Практически в каждом регионе России создаются сейчас корпоративные региональные и межрегиональные электронные базы данных. Их участники – центральные библиотеки региона (областные универсальные научные, детские, юношеские), библиотеки высших учебных заведений и др. Членами корпораций на паритетных началах должны стать и школьные библиотеки с представлением собственных ресурсов. Не надо придумывать ничего нового! Надо просто объединиться!
Проблема каждого крупного форума – невозможность участия во всех секциях, круглых столах, поскольку они проходят одновременно на разных, зачастую удаленных территориально друг от друга площадках. Так произошло и со мной. Но на секции, в которой мне довелось принять участие (а она была посвящена вопросам инновационного опыта работы школьных библиотек и проблемам взаимодействия библиотек Министерства культуры и Министерства образования), все еще звучало из уст некоторых специалистов школьных библиотек такое: «А что вы нам можете дать?» А ведь должен отрабатываться совсем иной смысловой пласт, а именно: что мы все вместе должны сделать, чтобы процесс информационной поддержки ребенка в процессе обучения стал комфортным?!
Думаю, что в каждом регионе алгоритмы сотрудничества будут свои. Но цель этого сотрудничества, несомненно, должна быть та, что проговорена на съезде: объединение духовных и интеллектуальных ресурсов территорий. Верю, что так оно и будет. Председатель Русской школьной ассоциации Татьяна Дмитриевна Жукова озвучила следующий шаг ассоциации: проведение съездов (форумов) в будущем году в федеральных округах. Как председатель секции детских библиотек Российской библиотечной ассоциации, предлагаю сделать это совместно с центральными библиотеками регионов, нашей секцией, дабы не просто обсудить проблемы корпоративного сотрудничества, а выработать единую стратегию и тактику действий.
Да, мы находимся в разных ведомствах, у нас разные базовые ресурсы, но у нас один пользователь – Человек обучающийся! Делить нам нечего, терять (кроме амбиций!) – тоже. «Библиотеки России» – одна из программ партии «Единая Россия». Давайте же и мы с вами будем едины!