Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2007

Заметки из блокнота участника I съезда школьных библиотекарей России

ОЖИДАНИЯ

Дейнеко
Ирина Васильевна
Дейнеко

директор Межшкольного
информационно-
методического центра
г. Лесосибирск,
Красноярский край

Прошедший учебный год был для меня довольно насыщенным и трудным. Это год реализации крупномасштабного проекта «Информатизация системы образования», год становления деятельности нашего нового информационно-методического центра, укрепления различных связей, большой аналитической деятельности и т.д. Завершался год организацией и проведением в городе ЕГЭ в 9-х и 11-х классах. Силы уже были на исходе, когда вдруг из краевого агентства образования пришло приятное сообщение – вызов на участие в Первом съезде школьных библиотекарей страны. И время какое замечательное – июль, это значит время отпуска, которым я могу распоряжаться по своему усмотрению. Решение принято – еду на съезд, буду совмещать приятное и полезное, работу и отдых. Организаторы съезда выбрали для его проведения удивительное место вблизи Пскова – Пушкиногорье, родовые имения великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Эти места совсем не случайно выбрали для проведения съезда библиотекарей страны. Музей-заповедник давно и всеми признан одним из центров отечественной культуры. Здесь воплощают в жизнь множество просветительских и педагогических программ; здесь издают книги; здесь традиционно проходит библиотечный фестиваль «Осень в Михайловском». От Красноярского края на съезд я была направлена вместе с заведующей школьной библиотекой Т.В.Конных, призером конкурса «БиблиОбраз–2003».

И вот мы на пушкинской земле. Так случилось, что за два дня до начала съезда мы уже были на месте, и нисколько об этом не пожалели. Нас очень гостеприимно встретили организаторы съезда, расселили, обогрели, накормили и дали возможность хорошенько отдохнуть. Нам представилась замечательная возможность самостоятельно побродить по здешним просторам, полюбоваться красотами природы, полной грудью подышать чистым воздухом, побродить по местам, где когда-то бродил сам Пушкин. С трудом верилось, что мы на этой священной земле. Нашему восторгу не было конца. О здешних местах можно писать долго, но моя статья не об этом.

Она о том, какое впечатление произвела на меня работа съезда, с какими ожиданиями я ехала туда и с чем вернулась домой.

Отправляясь на съезд, я хотела найти ответы на свои вопросы, решения волнующих меня проблем. Вот они.

  1. Создание эффективной системы управления школьными библиотеками.
  2. Перспективы выстраивания партнерских отношений между библиотеками всех систем и ведомств.
  3. Кадровое обеспечение библиотечной практики.
  4. Обмен лучшим инновационным опытом в деятельности школьных библиотек.

Практически все вопросы, волновавшие меня перед поездкой на съезд, в той или иной мере звучали. Об одних говорилось много и активно, о других упоминалось лишь вскользь, третьи пытались решать. Были позиции, которые не оставили меня равнодушной, о них хотелось поговорить подробнее.

ОБ ОСНОВНОМ ДОКЛАДЕ

На съезде

Основной доклад на пленарном заседании съезда сделала президент Русской школьной библиотечной ассоциации Татьяна Дмитриевна Жукова. Тема ее доклада – «Миссия школьной библиотеки в условиях становления информационного общества и общества знаний».

Основные акценты доклада:

– о состоянии школьных библиотек страны;

– о комплектовании фондов школьных библиотек;

– о статусе школьного библиотекаря;

– о библиотечных кадрах;

– о некоторых перспективах развития школьных библиотек.

В блокноте

Доклад Т.Д.Жуковой вызвал у меня довольно тягостное впечатление. Надо заметить, что участниками съезда все-таки были лучшие библиотекари и методисты страны, представители инновационных библиотек и систем. Но вот о том, как работают сегодня эти библиотеки и специалисты, не было сказано ни слова. Основная мысль доклада – это констатация бедственного положения школьных библиотек. Часть доклада была посвящена прочтению письма одного из школьных библиотекарей российской глубинки о бедственном состоянии ее библиотеки, слабом комплектовании фондов и плохом материально-техническом обеспечении. Создавалось впечатление, что представленная картинка работы данной библиотеки есть типичное состояние школьной российской библиотеки сегодня.

Конечно, понятна была политическая подоплека этого. Но до какой же поры мы будем плакаться друг другу о том, как плохо нам живется? Да не так это совсем. Да, есть библиотеки уровня работы 20-летней давности, но это уже скорее исключение из правил. Сегодня комплектование библиотеки и ее материально-техническое оснащение в руках директора ОУ. На развитие школ (и в их составе – библиотек) сегодня выделяются немалые субвенции. Состояние дел в библиотеке очень во многом зависит от слаженной работы директора и библиотекаря, от их взаимопонимания и умения совместно решать насущные проблемы, это вопросы, которые сегодня должны решаться в первую очередь на местном уровне. Если директор и библиотекарь в этом плане не сумели разумно их использовать, то это уже другой вопрос. Значит, неубедительной была библиотекарь.

Так зачем же на столь высоком форуме говорить о вопросах, которые не решаются в конкретном образовательном учреждении и, вероятно, во многом по очень конкретным личностным причинам?

Мне, например, хотелось, чтобы в главном докладе съезда были названы те позитивные моменты, которые сегодня происходят в школьных библиотеках страны. Они есть, и их немало, специалисты библиотечного дела – новаторы заслуживают того, чтобы о них говорили с высокой трибуны, в том числе и в присутствии первых лиц Министерства и Федерального агентства по образованию РФ. Необходимо говорить о настоящем прорыве в деятельности школьных библиотек, который произошел за последние несколько лет; о том, как по-другому, по-новому выстраивают свою деятельность сотни и сотни библиотекарей; о хорошем и качественном комплектовании, которого они добились; о новых формах библиотечной работы; об интереснейших находках и нестандартных решениях. О том, какие замечательные центры формируются на базе бывших школьных библиотек, о том, как продуктивно решают многие и многие проблемы директора и библиотекари лучших школ страны. Такой опыт есть и он не единичен. Вот об этом хотелось услышать в докладе. Необходимо было показать присутствующим в зале, в том числе и министру образования, что сегодня школьные библиотекари способны решать сложные и важные задачи, которые стоят перед современным образованием. Нельзя же до такой степени себя унижать, представлять себя убогими и хилыми.

Да, конечно, о проблемах говорить необходимо, но сегодня это уже другие проблемы. Например, в библиотеках появились компьютеры и Интернет, встает вопрос об организации работы с ними. Фонды комплектуются новыми носителями информации. Как выбрать оптимальные формы работы с ними? Как организовать качественное методическое сопровождение библиотечной практики; какие формы кооперации с другими учреждениями и организациями выбрать; как оптимально использовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы; как решать проблемы кадрового обеспечения и т.д.

Мне кажется, что здесь же можно было предлагать и собственное видение решения этих проблем, поставить перед участниками съезда задачу по их обсуждению. Кстати, на решение многих проблем совсем не нужны большие капитальные вложения, необходимо грамотное перераспределение уже имеющихся ресурсов, умение видеть проблему, находить конструктивные решения и проектировать дальнейшую деятельность.

Вот именно в таком русле доклад мог дать хороший задел на дальнейшую работу съезда. У меня, например, появилось ощущение безвыходности положения и несостоятельности школьной библиотеки в решении современных проблем, в осуществлении миссии, заявленной в теме доклада.

О РАБОТЕ СЕКЦИИ № 5

На съезде

Второй день съезда – это работа отдельных тематических секций. Я пошла на секцию «Инновационные формы работы современной школьной библиотеки. Эффективные механизмы взаимодействия школьных, детских и юношеских библиотек России».

Вопросы взаимодействия школьных и детских библиотек волнуют меня давно, поэтому я и выбрала работу на этой секции. Секция была многочисленной и представительной. Вела ее работу Г.А.Стародубова, канд. пед. наук, доцент, зав. лабораторией формирования информационной культуры личности НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств. В работе секции принимали участие методисты, заведующие и библиотекари школьных библиотек, директора и заместители областных библиотек, представители Департамента образования РФ. По программе съезда на данной секции предполагалось обсудить два основных вопроса: инновационная работа библиотек и совместная работа школьных и детских библиотек.

В блокноте

Особый интерес и бурные обсуждения вызвал как раз второй вопрос: о взаимодействии школьных библиотек с библиотеками других систем и ведомств. Сегодня в работе школьных библиотек происходят разительные изменения: увеличивается нагрузка по обслуживанию читателей, усложняются запросы пользователей, появляются новые технологии в работе, в том числе и информационно-коммуникационные, растет объем отчетно-аналитической работы, усиливаются требования к качеству библиотечной деятельности. Сегодня одному библиотекарю в ОУ становится все сложнее решать современные задачи библиотечно-библиографического и информационного обслуживания.

Необходимо объединение усилий школьных, детских и юношеских библиотек, необходимо единое управление информационно-библиотечными процессами и их единое методическое обеспечение. Объединение ресурсов – вот выход из сложившейся ситуации. Я говорю именно об объединении кадровых, материально-технических, документальных и частично финансовых ресурсов, а не об организации отдельных совместных мероприятий, типа совещаний, семинаров, конференций, конкурсов и т.д. Разовые акции сегодня малопродуктивны, они слабо работают на качественное обслуживание читателей и пользователей. На секции говорилось об объединении усилий через такую форму, как ассоциации, но, на мой взгляд, это тоже лишь временное латание дыр. Через такую ассоциацию можно организовывать и проводить отдельные мероприятия, после которых библиотекарь снова возвращается в стены своего учреждения и остается один на один со своими читателями, нерешенными вопросами и проблемами. Завтра снова она одна будет обслуживать до 100 человек в день, сочинять новые проекты, «забивать» электронный каталог, выдавать учебники (например, за 3–4 сентябрьских дня до 20 000 экземпляров и выше), реализовывать свои программы и проекты и т.д., и т.п.

Об этом, перебивая друг друга, говорили участники нашей секции, но направить разговор в нужное русло было некому, актуальную тему быстро свернули. Все потихоньку успокоились и стали мирно слушать отчеты об инновационных формах работы школьных библиотек.

А ведь было о чем поговорить и что обсудить. В зале находились люди, имеющие опыт объединения ресурсов разных библиотек, здесь были представители и школьных, и областных библиотек. Почему мы не умеем быстро мобилизовывать свои силы, перестраиваться и работать на потребности слушателей? Для ведущей, к сожалению, главным было выполнить программу работы секции до конца, не отходя от нее, даже если этого требовала обстановка. Оттого, что нас не слушают и не слышат, становится горько. И непонятно, где же мы тогда должны решать свои задачи, как не на съезде? Или опять будем уповать на Министерство? Когда же мы начнем конструктивно работать сами? Я понимаю, что обсуждать такие вопросы и сложно, и накладно, куда проще заслушать подготовленные заранее до­клады и сообщения, а вести проблемный разговор и находить пути решения проблем – это не каждому дано. И все же…

На форуме я впервые видела такое количество методистов разных уровней – и по статусу, и по содержанию работы. Необходимо было бы выделить для общения этой категории слушателей отдельное место и время, например провести круглый стол или устроить подиум-дискуссию. Мы ведь сегодня понимаем, что методическая составляющая у нас еще не на высоте. Библиотекари ждут от нас реальной и продуктивной поддержки и помощи. Сегодня именно методисты должны выстраивать политику библиотечно-информационного обслуживания населения на разных уровнях. Но опять-таки ставка на съезде делалась на доклады и сообщения. Мест для обсуждения было очень мало, на них просто не оставалось времени, а жаль. Это не только мое мнение, это мнение и многих моих коллег. И только специалисты из редакции газеты «Библиотека в школе» в перерывах отыскивали и знакомили методистов между собой, помогая понять, чем мы можем быть друг другу интересны и полезны. Уже за рамками работы секций, общаясь в кулуарах, мы находили интересных людей, знакомились с их опытом, обменивались визитками, устанавливали связи на будущее.

На заключительном этапе съезда подводились итоги работы секций, их представляли ведущие. От «нашей» секции выступала соответственно Г.А.Стародубова. Сидя в зале, я так и не смогла понять, о работе какой секции докладывает Галина Александровна. Мне показалось, что речь идет совсем о другом заседании. В таких случаях говорят «сам себя не узнал». Участники съезда так и не узнали, о чем же на самом деле шла речь на нашей секции. Некоторые дельные предложения от представителей секции вообще не были включены в отчет о ее работе.

О СТАТУСЕ ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ

На съезде

Вопрос о статусе школьного библиотекаря был на съезде самым животрепещущим. О нем говорилось в основном докладе Т.Д.Жуковой, на заседаниях секций, на мастер-классах, на заседании по подведению итогов работы съезда и в резолюции, которую выработали участники форума. Говорили о том, что необходимо добиваться повышения заработной платы библиотечным работникам, о том, как должен называться специалист, работающий в школьной библиотеке, о повышении престижа библиотечной работы и т. д.

В блокноте

О статусе школьного библиотекаря сегодня говорят на всех уровнях, на любых совещаниях и семинарах, говорят библиотекари, методисты, администраторы. Что такое статус? По словарю С.И.Ожегова, статус – сложившееся состояние, положение вещей. Из этого следует, что это сформировавшееся под влиянием каких-либо факторов положение вещей. В каждой конкретной школе и библиотеке положение библиотекаря неодинаково. Свой статус каждый специалист зарабатывает самостоятельно. От того, насколько профессионально и грамотно работает библиотекарь, зависит и его «статусность» в образовательном учреждении. Если специалист творческий, ищущий, неравнодушный, компетентный во всех профессиональных вопросах, человек, влюбленный в детей, книгу и свою работу, естественно, его статус в школе очень высок.

Руководитель, как правило, старается во всем и всегда поддерживать такого библиотекаря и содержательно, и материально. Но если в библиотеке работает равнодушный, некомпетентный и безынициативный человек, то о каком статусе может идти речь? И никакое министерство образования не поднимет статус такого библиотекаря в глазах читателей. Высокий статус библиотекаря – это дело рук самого библиотекаря. Примеров, подтверждающих это, в наших библиотеках много. Думаю, что со мной согласятся многие коллеги.

Я – за повышение зарплаты специалистам библиотечного дела, за длительный отпуск, за доплаты на приобретение методической литературы. А вот статус надо зарабатывать, и достается он ох как нелегко!!! Знаю по себе. Начинала когда-то библиотекарем гимназии. Педагоги там были требовательные, каждый знал себе цену, каждый – личность. В первое время некоторые даже не утруждали себя тем, чтобы здороваться со мной, смотрели свысока. Я понимала – у них был когда-то печальный опыт общения с библиотекарями. Я не обижалась, про себя думала: нет, дорогие, со мной у вас будет все по-другому. Так оно и случилось. Через пару месяцев я подружилась с коллективом, нашла в лице педагогов хороших друзей и коллег-помощников. А через год меня уже ставили в пример некоторым учителям. И зарплату мне «положили» неплохую. Тот факт, что специалисту с библиотечным образованием доверили впоследствии руководить городским методическим центром (не библиотечным) тоже о чем-то говорит. И никогда я не жду и не ждала, а кто же мне статус будет поднимать и когда это благо случится. Это не хвастовство, это личный опыт. И замечательно, что такие примеры сегодня тоже есть. Есть они и в нашем городе. Например, один из лучших библиотекарей нашего города сегодня получает зарплату выше многих учителей-предметников, а за прекрасные результаты в освоении и использовании ИКТ получила статус методиста по обучению педагогов данной технологии. Но, к сожалению, среди нас есть и такие, которые дают повод относиться к профессии библиотекаря снисходительно. Мы должны проглотить эту пилюлю – этот факт существует, причин тому много, но это уже другая история.

ПЛЮСЫ

Что было для меня позитивным на съезде?

  1. Первый съезд школьных библиотекарей состоялся, его долго ждали, это событие для всего библиотечного сообщества страны.
  2. Проблемы работы школьных библиотек были обнажены, их услышали руководители Министерства и Федерального агентства по образованию РФ.
  3. Съезд собрал лучших специалистов в области библиотечного обслуживания учащихся и педагогов образовательных учреждений страны.
  4. Съезд стал трибуной для представления лучшего инновационного библиотечного опыта.
  5. На съезде была предоставлена возможность для установления партнерских отношений между библиотекарями и методистами разных регионов страны.

Особую благодарность хочется высказать организаторам нашего пребывания на пушкинской земле – областному агентству образования Псковской земли. Наш быт был прекрасно устроен, организованы бесплатное, разнообразное и вкусное питание и культурная (экскурсионная) программа съезда. Ничто не отвлекало от работы на съезде, вся обстановка способствовала тому, чтобы участники съезда работали без срыва и продуктивно.

МИНУСЫ

Что для меня так и осталось нерешенным.

  1. Я не услышала того, как же будет создаваться или уже создается эффективная система управления школьными библиотеками, если такая вообще создается? Какое место в этой системе занимает методическая служба, где, как и кто эту службу формирует? Кто вообще строит политику библиотечного обслуживания в образовательных учреждениях страны на уровне федерации?
  2. Я не увидела перспектив и реального опыта выстраивания партнерских отношений между библиотеками всех систем и ведомств. На это у нас тоже не хватило времени, хотя тема была заявлена в программе.
  3. К сожалению, не смогла побывать на секции, посвященной кадровому обеспечению библиотечной практики. Вероятно, там обсуждались интересные перспективы решения этой проблемы, надеюсь узнать это из материалов прессы по итогам работы съезда.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С ЧЕМ Я ВОЗВРАЩАЛАСЬ ДОМОЙ

Дорога
Фото Марии Дмитриевой

Дорога домой была долгой. За трое суток пути я смогла осмыслить все, что услышала и увидела на съезде. Основное, что я для себя еще раз уяснила: на сегодняшний день большую часть вопросов в своей профессиональной деятельности мы решали и будем решать самостоятельно, используя внутренние ресурсы и резервы. Именно от нас самих зависит результат нашей работы. Вероятно, на уровне муниципалитетов и регионов надо формировать библиотечную политику. Ждать милости от кого-то другого не приходится, на это просто нет времени. Если даже часть решений, принятых на съезде, будет реализована, то на мою конкретную деятельность или на работу отдельной школьной библиотеки города они вряд ли окажут особое влияние. На съезде я увидела немало примеров интересного опыта в разных направлениях работы, нестандартные решения, которые находят сегодня отдельные библиотекари и методисты. Они не ждут когда появятся те или иные нормативные акты, те или иные решения форумов различного уровня, они просто профессионально и порой самоотверженно делают свое дело. И это замечательно! Некоторые идеи коллег я взяла на вооружение, появились свои мысли, например по поводу формирования единого методического пространства в нашем регионе.

В своих заметках я высказала только свои, вероятно очень субъективные, ощущения от участия в работе съезда. Их можно принимать или отвергать, но они имеют право на существование.

Надеюсь, что мои критические замечания будут восприняты позитивно и станут работать на объединение усилий разных организаций и учреждений в решении проблем библиотечного обслуживания читателей образовательных учреждений страны.