Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2007

Громова

Накануне Международного дня школьных библиотек принято говорить о том, как важно приучать детей к книге и работе с информацией. И все больше мы почему-то ставим в один ряд книгу, информацию, знания и культуру... Порой даже знак равенства между ними возникает: «не будешь учиться – не станешь культурным человеком», «каждый культурный человек должен знать это или то». Крамольная мысль: даже в школьной библиотеке, призванной обслуживать учебный процесс, он – не главное.

Именно библиотека может создавать культурное пространство школы. Тот общий культурный фон, который не равнозначен даже самому хорошему знанию учебных предметов. Культурный поток, если так можно сказать, должен где-то в школе аккумулироваться и откуда то идти. Он идет не из кабинетов – там другая жизнь. Там – поток знаний. А вот общего культурного фона в нашей школе часто не хватает. А свято место, как известно, пусто не бывает. Нет культуры – ей немедленно находится замена. И увы – даже не из набора знаний.

Пространство культуры в школе – это то, что нельзя измерить, но по школе всегда видно, есть оно или нет. Знакомясь с новой школой, я ищу его, а не расписание уроков и награды учителей. Это отражается в разговорах учителей или между взрослыми и детьми, в объявлениях, висящих на стенде в холле, в том, каким тоном и о чем говорит с детьми любой взрослый, а особенно – библиотекарь. Образование без культуры – ничто. Не количество часов на английский или модную ныне экономику формирует культурного человека. И само по себе обязательное чтение определенных книг из так называемого «культурного набора» тоже не сделает человека культурным. Каждому возрасту, каждому человеку – своя книга, которая может стать главной. Но вообще без книг из человека, по-моему, не складывается личность. Я знала очень умного человека, ученого с мировым именем в своей узкой области. Но художественной литературы он не читал совсем. (Только, может быть, когда учился.) И личностью он не был ни в чем. Наверное, поэтому и жизнь у него, кроме как в науке, тоже не удалась. Сын ни культурным, ни самостоятельным не стал, и жена счастлива не была, и друзей к старости не стало. И болезнь, невозможность работать сломали человека сразу, поскольку больше жить было нечем.

Я изрекаю сегодня банальные истины и не даю рецептов по их воплощению в жизнь… А вы думаете, я знаю, как построить это культурное пространство? Не знаю. Знаю только, что если об этом думать и хотя бы приносить в библиотеку объявления о местной культурной жизни, о хороших передачах на телеканале «Культура», о новых книгах – мол, кто уже читал, поделитесь впечатлениями, то оно постепенно вокруг вас образуется. Бог весть – почему. Но я такое видела.