Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2007

Вопрос, хватает ли библиотекарю литературы экологической и природоохранной направленности, – риторический.
Конечно же, не хватает. Это отмечают даже те рачительные библиотекари, которые великолепно знают свой фонд, активно занимаются аналитической росписью, не жалеют сил и времени на поиски необходимой литературы.
Просто книг издается крайне недостаточно, а на более или менее приличную подписку зачастую не хватает средств.
Поэтому появление книги соответствующей тематики – всегда событие. Даже если она еще не издана...

Говорят, что люди отличаются от животных тем,
что у последних отсутствует логическое мышление.
Не знаю, не знаю… Но, может быть,
все дело в уровне развития этого самого мышления…

Екатерина Мурашова

Среди финалистов второго сезона Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» в номинации «За лучшее произведение о животных, о живой природе» была рукопись рассказов питерской писательницы Екатерины Вадимовны Мурашовой «Живущие рядом».

Председатель жюри Марина Москвина: Один известный философ заметил, что больше всего на свете его поражает звездное небо над головой и духовный закон внутри нас. Мне кажется, он это сказал о детской литературе. О той детской литературе, в которой открываются дальние горизонты, иные измерения, глубины и небеса. О той, что поможет тебе подрасти, стать добрее, сильнее, радостнее… Подняться, когда ты упал, простить, если разозлился… Почувствовать, как жить в гармонии с этим огромным миром, оберегая деревья, зверей и людей. Причем – без пафоса, с юмором и фантазией. Пусть это будет сказочно или реально, но постоянно там слышался бы гул настоящей человеческой судьбы. «Ну, ты загнула! – вы скажете. – Разве сейчас кто-то пишет такие вещи у нас на планете?» А, между прочим, итоги первой национальной детской литературной премии «Заветная мечта» показали: да, пишут! И пусть наш конкурс высветит этих редких, одаренных людей, которые, как говорил Экзюпери, видят мир сердцем.

Эти слова с полным правом можно отнести к сборнику «Живущие рядом» и его автору Е.В.Мурашовой. Нам знакомы книги писательницы «Класс коррекции», «Барабашка – это я», «Животный мир пустыни». Но «Живущие рядом» – это совсем другие истории. Этой книге также не придется долго искать своего читателя. Она будет интересна (и полезна) всем и каждому: и тем, у кого дома обитает какой-либо представитель животного мира, и тем, кто изо дня в день встречается с ними на улице. А для тех, кто еще только обдумывает планы, связанные с приобретением питомца, эта книга – настоящий подарок.

Есть у сборника и свои особинки, которые отличают его от других книг подобной тематики. Во-первых, автор – биолог. А это имеет самое прямое отношение к вопросу о достоверности информации. В «Письме к читателю», которое открывает сборник, так прямо и написано: «Глубокоуважаемый Читатель! Сообщаю Вам, что в историях, которые Вы сейчас прочтете, все правда – от первого до последнего слова».

Во-вторых, автор еще и психолог. То есть подмечает и объясняет то, что обычный человек может не увидеть или не понять. И еще она – переводит. например, с собачьего языка на человечий. Вот монолог одного из героев рассказов – пса по кличке Уши, которому показалось, что после длительной разлуки он увидел своего заклятого врага ротвейлера Мордатика: Вместо рычания и яростного лая Уши приподнялся «на цыпочки», осторожно взмахнул пушистым хвостом и тихонько ласково заскулил, как скулят взрослые кобели в присутствии самок или хорошо знакомых людей. Глаза его засветились, и он как бы сразу помолодел…

Удивившись на мгновение, я легко перевела этот скулеж с собачьего на человечий: «Так ты, оказывается жив, о любимый враг мой! Как же это здорово! Мне так не хватало тебя все это время… Без тебя, без нашего с тобой ежедневного единоборства моя жизнь потеряла какие-то существенные краски, стала пустой и неинтересной… Я безмерно рад снова тебя видеть!

Сорока

В-третьих, у рассказов, вошедших в сборник, широкая возрастная адресация. Некоторые из них можно читать уже детям 5-6 лет, хотя и более взрослому читателю они покажутся не менее интересными. Рассказы Е. Мурашовой будто специально созданы для чтения вслух с последующим обсуждением (одна из наших любимых форм работы): написаны они хорошим языком, читаются легко. Автор владеет искусством создания ярких, запоминающихся образов. Умеет передать свое настроение. И многое объяснить. Ну совсем как маленькая Катюша из рассказа «Дашка» своему незадачливому соседу по даче и ровеснику Ваньке:

– Ты, Ванька, конечно, глупый, – сказала я. – И поэтому ничего не понимаешь. Но тебе я объясню. Я спасала ее просто так, чтобы она жила. И она жила с нами, пока могла. Но люди, конечно, не сороки. Когда-то она родилась в лесу. А теперь ушла обратно в лес. И что же тут непонятного? Ну кого может оставить равнодушным история сороченка Дашки, найденного в придорожной канаве шестилетней Катюшей, которая потом все лето наблюдала за повадками неугомонного создания? Сороки вообще птицы интереснейшие, а уж если наблюдать за ними глазами ребенка, познающего окружающий мир!..

Или рассказ «Митя». О хомяке, который отличался от сородичей тем, что был …настоящий хомяк, совершенно не похожий на тех ленивых разноцветных зверьков с пушистой шерстью, которых сейчас продают на рынках и в зоомагазинах под названием «хомячки». Он был мускулистым и гладким, с белыми щеками и розоватым брюшком. При электрическом свете его жесткая темно-рыжая шерстка отливала красным, как песок на закате. Такой вид хомячков называется сирийским… Митю и его собратьев поймали в песках Средней Азии и привезли в Ленинград, в зоомагазин – продавать.

Миссия у Мити была ответственейшая: …хомяк нужен был для воспитания у меня чувства ответственности. Впрочем, и это тоже были только отговорки. К своим семи годам я очень деятельно любила животных: кормила кошек, продавала на рынке подвальных котят, подбирала подбитых птиц и больных голубей, пару раз приводила с улицы бродячих собак, которых потом приходилось пристраивать деревенским знакомым. Так что хомяк был обещан мне в качестве «малого зла», в обмен на обещание прекратить всю остальную «зоологическую» деятельность. Мама с бабушкой думали, что если у меня будет свое собственное животное, то ко всем остальным животным я тут же потеряю интерес. Я уже тогда знала, что они ошибаются, но молчала об этом. Если вы тоже остановили свой выбор на хомячке в качестве домашнего любимца, то более детального хомячьего психологического и физиологического портрета вам не найти. Так что можете в конце концов и передумать…

Мне наиболее пронзительным показался рассказ «Жизнь белой мыши». Автор прослеживает многотрудную (если не сказать трагическую) судьбу белой лабораторной мыши (нормальный срок жизни мышей – полтора-два года): от рождения в питомнике, который …выращивал мышей, крыс и других лабораторных животных, а потом продавал их институтам и лабораториям. В институтах люди испытывали на мышах лекарства и проводили всякие другие опыты для развития науки. Кому-то это покажется жестоким, но ведь лекарства надо испытывать… И обстоятельства сложились так, что люди могут испытывать их на мышах, а мыши на людях – не могут. С точки зрения мышей, это, конечно, несправедливо, но что поделать…

МышьНаша мышь в институт не попала. Ее вместе с братьями и сестрами купил Ленинградский зоопарк. Зачем зоопарку мыши? Очень просто – их едят. Кто ест? Многие. Например, хорьки, орлы, куницы. Даже муравьеды. Наша мышь попала в серпентарий – место, где живут змеи. Маленькие змеи тоже очень любят есть мышей. Большие змеи едят крыс. А удав Гоша мог целиком проглотить кролика.

Почему я привожу именно эту, суровую, цитату? Рассказ предоставляет возможность в очередной раз поговорить с нашими маленькими (и не очень) читателями на тему экологической этики. И вообще, вокруг этих историй можно вести с ребятами беседы-разговоры на очень многие животрепещущие темы: о верности и преданности, о воле к жизни, взаимном уважении и умении жить рядом и многом-многом другом.

А что касается истории белой мыши, то свой рассказ о ней автор заканчивает словами: В последующие годы я часто вспоминала ее. В чем-то она была для меня примером. Вы скажете: как мышь может быть примером для человека? Не знаю, не знаю, но что-то такое было в ее упрямой и спокойной жизнестойкости, не покидавшей ее до самых последних дней…

Чаще всего в рассказах Екатерины Мурашовой встречаются собаки – всех пород, мастей и социальных статусов. Но в основном это – «дворяне» и бродячие уличные псы. Читатель становится свидетелем сложных «межличностных» собачьих отношений, их отношений с людьми, живущими рядом.

Жучок и Волчок – две небольшие, совершенно не похожие друг на друга дворняжки, живущие бок о бок по суровым законам улицы. Жучок – добродушный и весь какой-то сдобно-фруктовый. Шерсть у него нежно-кремового цвета, глаза зимой похожи на сливы, а летом – на шоколадные конфеты, хвост напоминает свежий бублик с маком (в красивой сливочной шерсти Жучка всегда много всякого сора), а уши – мягкие треугольные печенинки. Характер у жучка тоже вполне кондитерский: он часто улыбается, любит детей и старушек, позволяет себя гладить, ласкать и трепать за уши… Волчок – во многом противоположность Жучку. Он нелюдим, всегда насторожен, небольшие темно-желтые глаза смотрят с опаской и одновременно с угрозой. Внешность Волчка описать просто: он волк. Только маленький, сантиметров 40 в холке. Вместе с автором читатель не устанет восхищаться их смекалкой, какой-то особой собачьей логикой, чувством собственного достоинства.

Средняя продолжительность жизни бродячих собак – 3 года… Домашние собаки в среднем живут около десяти лет… Большинство же их, оказавшись на улице, страдают и погибают. Оглядитесь вокруг. Может быть, вы можете что-то сделать?

Рисунки Нины Колосковой