Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2007

Козлова
Ольга Викторовна
Козлова
председатель секции
школьных библиотек РБА,
ст. преподаватель МИОО,
Москва

Начну с определения понятия. По словарю Ожегова, краеведение – это изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей.

В Интернете есть вполне конкретное определение краеведения как предмета, который изучают в школе. Вот оно: краеведение в школе – изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – школьного микрорайона, города, села, района, области. Краеведение в школе тесно связано со школьными дисциплинами – природоведением, географией, историей, биологией и др. Местный материал привлекается при составлении рассказов, подготовке сочинений; учащиеся знакомятся с творчеством писателей и художников-земляков, собирают образцы фольклора. Нередко итогом краеведческой работы учащихся становится создание историко-краеведческих уголков, комнат, краеведческих музеев.

Отношение школьных библиотекарей к своей работе по этой теме выражено словами зав. библиотекой № 2 г. Котовска Тамбовской области Ольги Юрьевны Поповой в материале «Краеведческое направление в работе школьной библиотеки» (также из Интернета).

Краеведение – это всегда краелюбие. Я стремлюсь к тому, чтобы ученики нашей школы были не только грамотными людьми, но и пламенными патриотами, любящими Отчизну и отчий край, его прошлое и сегодняшний день; умеющими видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира.

Материалы, которые сегодня мы предлагаем вашему вниманию, отражают многоступенчатость работы по краеведению: в крае, в большом городе, в районном центре.

В интервью на телевидении один известный редактор популярного журнала сказал, что еще три года назад он стеснялся произнести слово «патриотизм» и очень рад, что сейчас настало время нового содержания этого понятия – без идеологической окраски, но с вполне человеческой любовью к месту своего обитания. Думаю, он отразил общее изменившееся отношение к «патриотической» проблеме нашего общества.

Первый материал из Краснодарского края – плод сотрудничества краевого института дополнительного профессионального педагогического образования, муниципального учреждения управления образования администрации Каневского района и районного информационно-методического центра. Программа краевого проблемного семинара-практикума отражает тему «Организация информационно-библиографического обеспечения предметов “кубановедения” и “основ православной культуры”».

Мы предлагаем материал из Краснодара, потому что это масштабное мероприятие, оно грамотно и четко выстроено, задействован высокий уровень руководителей образования, темы выступлений актуальны и максимально конкретны, широк круг участников и выступающих.

Cпорным моментом в этой программе может быть объединение двух предметов: «кубановедение» и «основы православной культуры». Есть противники такого симбиоза. Они утверждают, что преподавание основ православной культуры в таком многоконфессиональном крае, как Кубань, может пагубно сказаться на межличностных отношениях. Придерживаюсь той точки зрения, что в основном, это земля кубанских казаков, «наследников былой казацкой славы» (из стихотворения местного автора), и приезжие должны уважительно относиться к традициям коренного населения, если не больше, – изучать особенности жизни и мягко вливаться в нее. А какие казаки без православия? Известен клич казаков в истории России «За Веру, Царя и Отечество».

Второй материал – о краеведческом спецкурсе для детских библиотекарей, проводимом на протяжении 10 лет методистами московской ЦГДБ им. А.Гайдара.

Отношение к Москве, любовь к столице, ее истории и реликвиям мне не кажутся простыми. Заставить любить нелегко, а скорее всего, совсем невозможно! Знаю немало людей, чье бренное тело прописано в этом городе, но их души трепетно ждут встречи совсем с другими местами. И именно там, а не в Москве они ощущают всю полноту жизни.

Но, конечно же, есть и глубокие патриоты столицы, и если в семинарах, проводимых методистами, таких было большинство, то информация, безусловно, легла на благодатную почву.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое

Русская народная пословица