Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2007

Краеведческий спецкурс для детских библиотекарей

Библиотечное краеведение имеет достойную историю, сложившиеся традиции и широкую практику в работе отечественных библиотек. Есть и структурные подразделения, занимающиеся краеведческой библиографией, – отделы краеведения в областных научных библиотеках.

Место детской и школьной библиотеки в системе краеведческой деятельности тоже определено. В основном это просветительская работа в помощь учебному предмету «Краеведение», если он включен в региональный компонент. Литературы по истории края, написанной специально для ребенка, не особенно много, и это, как правило, книги и периодические издания местных издательств. Тем важнее ее не пропустить при комплектовании фонда и квалифицированно систематизировать.

Методическая краеведческая работа – это и обучение кадров, занимающихся библиотечным краеведением, и изучение опыта работы. Одной из ее форм могут быть тематические курсы повышения квалификации. Так было и в нашей методической практике.

Поводом к проведению курсов послужил 850-летний юбилей Москвы в 1997 году. Курс был рассчитан на библиотекарей детских библиотек, в чьи обязанности (не по должностной инструкции, а согласно плану работы, – в то время никаких специализированных подразделений в детских библиотеках не было) входила краеведческая работа навстречу празднику города. Проводились занятия по истории, архитектуре, культуре города. Многие из них сопровождались экскурсиями и непременно подкреплялись библиографией. Мне, в то время практикующему методисту, одному из создателей читательских ежегодных Московских краеведческих марафонов старшеклассников, было с руки организовывать эти занятия – все-таки шесть лет, краеведческой работы (с 1991 года). А это – наработанные связи и, главное, багаж практический – методика краеведческой работы с детьми и подростками.

Может, и не стоило бы вспоминать о «делах давно минувших дней», если бы не работа продолжающегося краеведческого спецсеминара. Он сложился из той самой группы детских библиотекарей-краеведов, занимавшихся на спецкурсе. И с тех пор вот уже сколько лет мы, объединенные интересом и любовью к Москве, и присоединившиеся к нам коллеги, пришедшие работать в детские библиотеки города уже после 1997 года, четырежды за учебный год непременно встречаемся на занятиях.

Жесткой структуры программы спецсеминара нет, однако выработались определенные направления. Одно занятие – непременно у нас, в методическом отделе, приуроченное к фото- или художественной выставке московской тематики. Остальные – выезды в московские (не только детские!) библиотеки, где есть интересный опыт краеведческой работы. Каждая встреча сопровождается разнообразной информацией: книги, значимые газетно-журнальные публикации, сайты, выставки – да мало ли чего интересного и полезного скапливается за пару месяцев.

В Москве центром библиотечного краеведения является ЦГПБ имени Н.А.Некрасова, в ряде ЦБС во взрослых библиотеках есть краеведческие отделы. Публичная библиотека обладает колоссальным информационным ресурсом, и поэтому наша первоочередная методическая задача – настроить «детского» краеведа на совместную работу и применить этот ресурс в работе с невзрослым читателем.

Целый ряд занятий спецсеминара проводился в библиотеках для взрослых, где нас всегда радушно принимали. У коллег черпались не только идеи. Во взрослую библиотеку-филиал № 37 ЦБС «Киевская», где к новогоднему празднику в краеведческом зале были устроены экспозиции «История новогодней и рождественской открытки» и «Елочная игрушка. Век ХХ», наши коллеги из детской библиотеки в Перово (совсем другой район города!) приводили на беседы своих подопечных – детский читательский актив. Вот так завязываются интересные и весьма полезные контакты.

Специализированные залы краеведческой литературы имеются в структуре двух библиотек – ЦДБ № 17 «Смена» и детской библиотеки-филиала № 22 имени И.Е.Забелина ЦБС «Кунцево». Имя Ивана Егоровича Забелина – историка, археолога, автора трудов по истории быта русского народа в XVI–XVIII вв. и истории Москвы – было присвоено детской библиотеке в 2006 году за углубленную библиотечную краеведческую и просветительскую работу по истории города. В том же 2006 году в структуре ЦДБ № 80 имени М.А.Шолохова ЦБС «Люблино» возник краеведческий музей, ставший любимым местом населения района. С каким-то щемящим чувством мы рассматривали предметы быта москвича 40–50-х годов уже прошлого теперь ХХ века, которыми щедро поделились с библиотекой жители окрестных улиц.

Краевед, даже если он краевед библиотечный, всегда немножко (а иногда очень даже профессионально!) экскурсовод. И не случайно многие наши занятия заканчиваются не виртуальной, а самой настоящей прогулкой. А последнее занятие года – полноценной экскурсией. Оно и назначается на июнь: велика вероятность, что будет теплая погода! Всем особенно запомнилась экскурсия в Переделкино, на кладбище. Здесь пушкинские строки обретают уже не метафорический, а буквальный смысл:

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Из-за непомерных размеров мегаполиса москвичи десятилетиями не попадают в тот или иной отдаленный район без какой-либо надобности. Так что у московского краеведения есть одна специфическая задача – объединить такие разные и удаленные уголки города в понятие «Москва» насколько это возможно. При этом постараться, чтобы исторический центр города стал родным и интересным не только его обитателям, но и всем москвичам. Не случайно большой методический и психолого-педагогический интерес у «семинаристов» вызвал опыт обращения наших коллег из ЦДБ № 17 ЦБС «Кунцево» к теме «Что значит быть жителем столицы?». Это был весьма трудный, но необходимый диалог с читателями, затрагивающий очень разные аспекты и проблемы, в том числе толерантность.

В своей работе библиотечный краевед всегда ищет себе партнеров. И это в первую очередь музеи. Показать, чем могут обогатить библиотеку контакты с музеями, нам удалось на примере сотрудничества ЦДБ № 24 «Памяти 1905 года» ЦБС «Пресненская» с Музеем Красной Пресни, куда мы ходили весной 2005 года, за полгода до 100-летнего юбилея декабрьского восстания в Москве. Нам, взрослым людям, было очень полезно послушать вдумчивый, современный анализ тех исторических событий. Ведь мы учили про первую русскую революцию по несколько тенденциозным учебникам. А все было не столь однозначно, как, впрочем, и со всеми остальными революциями, эпицентр которых всякий раз оказывался на Пресне. После таких экскурсий в музей и опережающую библиографию готовишь как-то по-другому.

Спецкурс – место, где происходят встречи с интересными краеведами. Одна из задач таких встреч – налаживание дальнейших контактов для работы в библиотеках на местах. Особенно интересно проходят встречи с создателями детских книг о Москве – москвоведом, историком, председателем общества «Старая Москва», автором многочисленных книг о Москве Владимиром Брониславовичем Муравьевым и Валерием Михайловичем Воскобойниковым, петербуржцем, нашедшим свою нишу в разнообразной детской литературе о Москве. Встреча с яркой личностью – это еще и эмоциональный заряд, который так нам бывает необходим. И не случайным был разговор-концерт барда, исследователя авторской песни Владимира Альтшуллера «Москва в авторской песне».

Несколько лет тому назад в Москве, на Арбате, в том самом доме, где и жил великий философ Алексей Федорович Лосев – последний философ серебряного века – открылась уникальная библиотека философской литературы «Дом Лосева». Это поистине событие – не только для библиотекарей, но и для краеведов. Мы не могли пройти мимо: в городе появилась еще одна музейная экспозиция, на которой представлены документы, мемориальные предметы и книги из библиотеки ученого. У «лосевцев» есть свое краеведческое направление – «Философский Арбат». В «Доме…» заседает арбатское историко-краеведческое общество «Зеленая лампа».

Чтобы не создалось впечатления, что этот спецкурс только гуляет да просвещается, отмечу, что нам не чуждо изучение методик. Не раз мы проводили открытые массовые мероприятия с дальнейшим «разбором полетов». А когда мы, как практикующие методисты, подготовили и провели первые краеведческие викторины с использованием программы Power Point, мы пошагово продемонстрировали и прокомментировали, как это было сделано.

Домашнее задание – форма, которая мобилизует слушателей курсов. Хотелось, чтобы оно шло «от жизни». Пообещала, что все будут непременно благодарны за то, что придется выполнить.

А заключалось задание в том, что каждый готовит краеведческий библиографический указатель (путеводитель) литературы о своем районе. И уже на защиту некоторые участники нашего спецкурса принесли составленные ими указатели, выпущенные типографским способом. Некоторые районные управы профинансировали эти пособия. Среди наших слушателей есть и те, кто составил путеводитель по своему району. Например, путеводитель по Пресне Надежды Федоровны Мартыненко – серьезный многолетний труд – возник на почве дефицита интересной, доступной литературы о районе. О Пресне написано немало, но все сведения как-то очень разрозненны: отдельно о революционном прошлом, отдельно о пушкинских местах, отдельно о Трехгорке. Здесь Пресня предстает во всем своем историческом развитии.

Итак, все началось с юбилея города. Юбилеи, смею заметить, являются хорошим двигателем в библиотечном деле. Умелое использование грядущей даты помогает аккумулировать как знания, так и финансы. И не случайно на нашем краеведческом спецсеминаре было уделено должное внимание таким торжествам и памятным датам, как 200-летие А.С.Пушкина («Пушкинская Москва»), встреча нового века («Москва. ХХ век»), 300-летие Санкт-Петербурга («Диалог двух столиц»), 60-летие и 65-летие битвы под Москвой («Победа начиналась под Москвой»), 190-летие Бородинской битвы («Напрасно ждал Наполеон Москвы коленопреклоненной»), 150-летие знатока Москвы Владимира Гиляровского («Москва дяди Гиляя»).

В этом году Москве исполнилось 860 лет – и 10 лет нашему спецкурсу. Мне хочется поблагодарить моих коллег – краеведов детских библиотек за взаиморадостное многолетнее сотрудничество: Марину Владимировну Александрову, Лидию Ивановну Жучкову, Надежду Федоровну Мартыненко, Юлию Борисовну Захаренкову, Татьяну Михайловну Зелянину, Марину Юрьевну Кретинину и всех-всех-всех, с кем мы постигаем непостижимую Москву.