Я ЧИТАЮ с большим наслаждением одну из новинок XX ММКВЯ. Обстоятельный рассказ о ней впереди. А сейчас маленький фрагмент из книги Дмитрия Морозова «Техника безопасности для родителей детей нового времени», который назван автором «Любовь к чтению как способ терапии». Мне кажется, что опытный взгляд детского библиотекаря увидит здесь всё.
Шестиклассница Наташа после чтения «Мцыри»: «Я сегодня впервые как-то по-особому читала книгу и почувствовала себя внутри. Там был герой... мальчик. Ну, мне показалось, что он – это я. Те же чувства, проблемы... Прожив немного в нем, я поняла лучше свою жизнь».
Семиклассник Андрей: «Я тоже ныряю в книгу. Сначала смотришь – буковки, буковки. А потом ты уже внутри и живешь чужой жизнью».
Рассказ детей о проникновении в пространство художественного произведения, в пространство книги надо воспринимать буквально. Мы говорим о таком состоянии человека, когда он забывает о своей материальной оболочке, о материальной реальности вокруг него и перемещает свое сознание в пространство, созданное для него гениальным писателем. Ну если и не гениальным, то обязательно талантливым. В бездарных произведениях нет пространства, туда нельзя нырнуть, они словно выталкивают тебя назад, в реальность.
Человеческому сознанию дана уникальная способность входить в пространство книги, отождествлять себя с героями, сопереживать и т.д. Но, увы, далеко не все дети это умеют. Как мы говорим в Китеже: колесики сознания не зацепляются за чужую реальность. Ребенок читает слова и предложения, но не погружается в пространство произведения.
Мы уже говорили, что любой, даже чужой опыт может быть усвоен нашим сознанием, только если он эмоционально пережит. Не каждому дано делать выводы, просто наблюдая течение жизни, не каждый может за цепью событий увидеть закономерность и в таком виде освоить ее, обретести опыт. Талантливая книга – это специально подготовленная к потреблению эссенция чужого опыта. Книга дает шанс прожить много жизней, примерить на себя чужие, несвойственные роли и судьбы, убедиться в приемлемости или неприемлемости для тебя лично того или иного жизненного сценария.
Но книга подобна пещере Алладина. Надо знать магическое заклинание, чтобы вход к сокровищам открылся. Каждый получает право на клад в соответствии со своим душевным строем и по мере своих сил…
У некоторых детей, как и у Алладина, есть право крови на свободный доступ в пещеру. Других надо учить. Причем для поверхностного взгляда между этими детьми нет никаких различий. Оба прилежно сидят с книжкой в руке. Но один может заплакать, отказаться идти спать, пока не дочитает, сказать про главного героя: «Я бы хотел оказаться на его месте». Это значит, ваш малыш начал путешествовать по мирам так же, как и лорд Корвин путешествовал по Теням Амбера. Это очень серьезно.