Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2007

Яков Исидорович Перельман, 4 декабря (22 ноября) 1882 – 16 марта 1942, 125 лет со дня рождения.

Мадам Перельман имела жительство в Белостоке Гродненской губернии. Похоронив мужа, служившего счетоводом, она учительствовала, воспитывала двух сыновей и не жалела сил, чтобы дети получили хорошее образование. Оба ее мальчика – сперва старший, за ним и младший – отлично окончили реальное училище, уехали учиться в Петербург, получили дипломы Лесного института и… стали писателями.

Старший добился известности как драматург Осип Дымов. А младший вошел в историю как блестящий популяризатор науки Яков Исидорович Перельман.

Несостоявшийся лесовод

Перельман

Летом 1899 года по всей Гродненской губернии ходили жуткие слухи о грядущем «конце света». Некто Я.П. прислал в губернскую газету статью «По поводу ожидаемого огненного дождя», толково и убедительно разоблачающую суеверные представления о метеоритных потоках. Актуальный, превосходно изложенный материал тотчас приняли к публикации; автору прислали извещение о гонораре с припиской: «Наборщики благодарят Вас, господин Я. П., за необыкновенно четкий почерк». Этот господин, укрывшийся за инициалами, и был 17-летний Яков Перельман.

Чуть позже, уже студентом, Перельман представил в журнал «Природа и люди» статью об астероидах. Так началось их сотрудничество, а через три года Перельман вообще стал ответственным секретарем этого журнала; но публиковаться приходилось по-прежнему под псевдонимами: учащиеся и студенты тогда не имели права печатать свои сочинения!

Защитив диплом и получив звание «Ученый-лесовод 1 разряда», Перельман ни дня не работал по специальности, поскольку его журнальные таланты оказались более востребованными, а также проснулся и талант писательский.

Первая часть «Занимательной физики» вышла в 1913 году и произвела фурор! Знаменитый Хвольсон, профессор физики в Петербургском университете, прямо заявил Перельману, что ученых-лесоводов в стране и без него предостаточно, а вот людей, которые умели бы так писать о физике… нет вовсе.

В 1916 году издали вторую часть «Занимательной физики» – и началось! При жизни Перельмана эта книга выдержала 13 изданий, всякий раз с изменениями и дополнениями. За «Физикой» последовали книги по математике, астрономии и другим наукам: в 20-е годы Перельман вошел в правление кооперативного издательства «Время» и развернул «занимательную» серию, к которой «приложили руку» многие выдающиеся ученые страны.

«Тот самый Джейкоб Перлман»

Одним из первых Перельман уверовал в идеи Циолковского – ознакомился, проверил на соответствие научному здравому смыслу и сделался их популяризатором. Летом 1913-го года он начал переписку с калужским мыслителем (она продолжалась до смерти великого теоретика), а в конце осени уже выступал с докладом «О возможности межпланетных сообщений».

Даже художественную литературу Перельман ставил на службу знанию. Популярные научно-фантастические романы (ученый объединил два термина – «научный роман» Жюля Верна и «фантастический роман» Герберта Уэллса) служили ему материалом для анализа. В статьях и книгах Перельман не раз «разоблачал» описанные в романах «изобретения» – объяснял, почему они невозможны или при каких условиях могли бы действовать. Уэллс, кстати, в третий (и последний) раз посетивший советскую Россию, встречался с писателями, и был ужасно доволен, когда догадался, что один из них «тот самый Джейкоб Перлман», который «разоблачил» мистера Кэвора и Человека-невидимку.

Космические полеты были главной научно-фантастической темой Перельмана. Отделить взлетающий корабль от Земли с помощью заслонки из «кэворита» – нет, нельзя. Построить гигантскую пушку, способную заслать ядро на Луну, – нет, не получится. Воспользоваться световым лучом – нет, невозможно… А вот если обратить внимание на принцип полета ракеты… Это уже не развлекательная чепуха, не просто фейерверочная забава, но двигатель, способный преодолеть силу земного тяготения!

Не случайно Перельмана пригласили участвовать в работе московской секции межпланетных сообщений Осоавиахима СССР (вместе с Циолковским, Цандером и другими), а позже включили в ленинградскую Группу изучения реактивного движения (ГИРД).

Прокладывая пути к звездам, сотрудники ГИРДа не чуждались и насущных забот народного хозяйства. Так, Перельман усердно разрабатывал технологию борьбы с градом при помощи ракет. Запускаешь несколько 30-сантиметровых «пороховых трубочек» на рассчитанную высоту – и вместо убийственного града из туч проливается безопасный для урожая дождь.

Наглядный миллион

В детстве, в училище, Якову Исидоровичу повезло с наставниками, которые развивали и поощряли научную любознательность своих учеников. Поэтому ученый заботился о просвещении молодежи, о приобщении масс к большой науке с детских лет.

По его проекту в Парке культуры и отдыха на Елагином острове был создан Павильон занимательной науки – своего рода интерактивный музей, в котором можно было ставить опыты, наглядно изучать законы физики и вообще «все трогать руками».

Там было «магическое» зеркало, которое никогда не отражало того, кто в него заглядывал, и тем утверждало известный закон – «угол падения равен углу отражения». В длинном корыте плавал пароходик, демонстрировавший принцип реактивного движения: щепотка пороха, спичка – и суденышко стремглав летит по воде, а на борту кораблика написано «Константин Циолковский»! В углу тарахтел «перпетуум-мобиле» – посетители торжествующе восклицали: «Посмотрите, он действует!..» Тотчас им показывали «фокус с разоблачением» – выключали электромоторчик, и «вечный двигатель» останавливался. Даже потолок павильона был не простой, а научно-наглядный. На нем был нарисован… миллион! Ровно миллион желтых точек-«звездочек» – больше, чем звезд на небе, наблюдаемых невооруженным глазом.

Павильон пользовался невероятным успехом – тридцать тысяч посетителей в месяц! Перельман и его коллеги поняли, что работу надо продолжать, и в октябре 1935 года открылся ДЗН – Дом занимательной науки. В его четырех отделах содержались и чудо-зеркало, и «миллион на потолке», и «реактивный пароходик», и многое другое – 350 крупных экспонатов. Интерьеры удивительно преображались при перемене освещения, а двери открывались по мановению руки «волшебника»-экскурсовода… Весь школьный курс физики был представлен наглядно, понятно, занимательно и весело!

ДЗН погиб в войну, и эту потерю оплакивают до сих пор.

Четким почерком

С первых дней войны Перельман перестроил свою науку под практические нужды фронта. Он читал лекции бойцам и разведчикам, морякам Балтийского флота и даже партизанам. Главной темой было ориентирование на местности без приборов, с помощью подручных материалов и наблюдений за природой: «Как найти дорогу в чаще зимой и летом», «Как определить расстояние до объекта», «Как измерить ширину и глубину реки, озера», «Как ориентироваться по звездам и Луне», «Как измерить высоту дерева, здания, башни». В конце лекции воины получали подготовленную Перельманом памятку о том, как и с какого расстояния удобнее стрелять в фашистов, чтобы самим при этом уцелеть.

Сколько жизней спас своими советами старик-ученый, сам не переживший блокаду!

Наследие Перельмана огромно: 47 научно-популярных и 40 научно-познавательных книг, 18 школьных учебников и учебных пособий. Он написал более 1000 статей и заметок, прочитал более 2000 лекций, провел множество консультаций, ответил на огромное количество писем: он состоял в переписке с Циолковским и Королевым, академиками и профессорами, писателями и педагогами…

Не все письма радовали ученого. Изобретатели «вечных двигателей» измучили его до невозможности – пришлось составить специальную брошюру и рассылать ее горе-инженерам. Один шведский пастор просил у него советов, желая составить книгу «Занимательное богословие», – при том, что Перельман, давний и убежденный атеист, считал богословие не наукой, а «насаждением мракобесия». Некая домохозяйка из Гатчины писала: «Профессор Перельман, посоветуйте, пожалуйста, как замазывать окна на зиму – обе рамы или одну? Вы, говорят, в этих делах большой специалист». Профессором он, между прочим, не был, но специалистом был! И на письма отвечал обязательно – аккуратно, от руки, все тем же «необыкновенно четким почерком».

Приходили и прекрасные письма – свидетельства того, что читатели увлеклись занимательной наукой и продолжают ее изучение всерьез. На книгах Перельмана вырастали учителя, инженеры, ученые, космонавты… Его работы востребованы и сегодня, а это значит, что «вечный двигатель» науки еще не остановился!