Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2007

Громова

Этот номер выходит в конце ноября. Мы же сдаем его в середине октября. Плохо, но ничего не поделаешь – это издержки печати в том удобном формате на скрепке, который вам так нравится. Для нас только что отгремел «БиблиОбраз», и мы пытаемся «утрясти» впечатления и сделать первые выводы. Материалы о нем – в следующем номере. Читаю отчеты о прошедших фестивалях, вспоминаю, чего ждали, что получилось.

Сложилась у меня двойственная картинка. С одной стороны, этот фестиваль показался мне значительно лучше предыдущих (2003 и 2005) с точки зрения содержания программы. Дискуссии, мастер-классы, встречи с писателями и издателями проходили во множестве, их темы были действительно интересны и порой остры. Были накладки и издержки традиционной заорганизованности. Но все же это – частности.

В целом фестиваль был весьма разнообразным и интересным, и каждый, кто хотел найти в нем для себя профессионально интересные и нужные мероприятия, мог это сделать.

Грустно другое. Перечитала я наш отчет о «БиблиОбразе – 2003». Сколько было тогда обещаний, произнесенных с самых высоких трибун! Мы даже написали роскошную фразу о том, что обещание министра образования (в присутствии первых дам многих стран) решить законодательные вопросы, связанные со школьными библиотеками, и есть ваша, коллеги, главная победа. Оказалось, выход в финал на профессиональном конкурсе был тогда единственной реальной победой. Да, 104 школы получили гранты. А что получили остальные 60 тысяч? Где «нормативные акты в вашу пользу» (см. цитату из речи В.М.Филиппова в «БШ» № 21–2003) и «коренные изменения» в развитии школьных библиотек? Где те, кто всё это громко обещал? Обидно не то, что они уже на своих постах не работают и потому обещания выполнить не могут. Обидно, что у нас вообще каждый последующий руководитель отрасли (к сожалению, не только в образовании) начинает словно с чистого листа. Как будто все, что было до него, – было в другой стране, с другими людьми и не имеет никакого отношения к тому, чем он занимается на этом месте.

Не будем забывать о том, что идея поддержки школьных библиотек и тогда шла не от министерства, а от Л.А.Путиной. Нам неизвестны, да и не важны мотивы, по которым она выбрала для себя именно эту идею в качестве программы первой дамы. Важен факт – эта программа есть и «под нее» можно сделать очень многое. Если есть желание. Но желание возможных исполнителей не просматривается...

А теперь уже и к идее фестиваля – развитие школьных библиотек – просится слово «была». Пройдет 2008 год и… Бог весть, что там будет. Но чем дальше, тем меньше я вижу желания в официальных чиновных структурах хоть как-то поддержать реальное развитие библиотек, в том числе – школьных. И из нечитающих детей вырастут нечитающие взрослые, которые будут править страной на разных уровнях. То есть по-прежнему спасение утопающих – их личное дело. Так что – будем плакать на берегу или начнем учиться плавать самостоятельно?