Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2007

Методика проведения городской олимпиады по информационной культуре для школьников в Озёрской детской библиотеке

Шелухина
Лариса Юрьевна
Шелухина

гл. специалист
по образовательным
услугам отдела
АБИС ЦСДШБ,
г. Озёрск,
Челябинская обл.

Воспитание потребностей в полезной для личности информации, навыков информационной культуры необходимо со школьного возраста. Детская библиотека – та структура, которая давно и успешно работает в этой области. Она проводит колоссальную работу по популяризации информационных знаний среди детей, обеспечивает доступ к источникам информации на традиционных и нетрадиционных носителях, создает базы данных.

Программа формирования основ информационной культуры разрабатывалась и корректировалась в Озёрской городской детской библиотеке (МУК «Централизованная система детских и школьных библиотек») в течение последних 10–15 лет. В 2000 году программа получила научно-методическую поддержку кафедры детской литературы ЧГАКИ. Около 5 лет в библиотеках централизованной системы реализуется новый вариант программы, учитывающий изменившиеся требования к информационным умениям и навыкам школьников. Основные ее цели:

Подразделения ЦСДШБ – школьные библиотеки и библиотеки учреждений дополнительного образования – непосредственно исполняют программу. ЦГДБ оказывает методическую поддержку, координирует программу, проводит часть занятий. К сожалению, только в одной школе занятия по информационной культуре включены в сетку школьного расписания (занятия проводит школьный библиотекарь). Для большинства школьников г. Озёрска библиотечные занятия проводятся в рамках программ дополнительного образования.

Основная форма проведения занятий – беседы с элементами тренинга. Предлагаются также и другие формы с активным участием и предварительной подготовкой школьников. Это домашние задания, компьютерные тесты, турниры, игры, творческие конкурсы и т.д.

Наиболее популярная форма проведения заключительных занятий по информационной культуре – «информина». Термин этот образовался от сочетания двух слов: «информация» и «викторина». Информину ежегодно проводит библиотека для детей и юношества г. Новоуральска (Читай-город: Вып. 2/Свердловская областная б-ка для детей и юношества, 2002). Доцент кафедры технологии документальных коммуникаций КемГАКИ Г.Стародубова также предлагает сценарий «информины» для школьников.

На наш взгляд, «информины» носят более развлекательный, игровой характер. И самое главное, не содержат заданий с использованием современных библиотечных технологий – поиск в электронных каталогах и Интернете. Наше итоговое мероприятие, олимпиаду, мы назвали «Информационная независимость», потому что оно подразумевает выявление у старшеклассников способности к самостоятельному и эффективному информационному поведению в библиотеке. олимпиада «Информационная независимость» проводилась в г. Озёрске в 2004, 2005 и 2006 годах, она включена в ежегодные планы библиотеки и Управления образования города. В 2007 году олимпиада состоялась уже в 4-й раз.

Подготовка и проведение олимпиады подразумевают следующую последовательность действий:

  1. Разработка положения об олимпиаде (см. приложение 1), информирование руководителей образовательных учреждений и библиотекарей подразделений о проведении олимпиады. Работа со спонсорами.
  2. Разработка олимпиадных заданий.
  3. Консультирование команд в ЦГДБ.
  4. Проведение олимпиады.
  5. Подведение итогов, анализ и разработка стратегий на следующий год.

В Положении о проведении олимпиады указываются возраст и состав участников команд, основные задания и критерии оценки (см. приложение 1). Положение и письма с приглашением участвовать в олимпиаде рассылаются во все общеобразовательные школы, в Управление образования, в учреждения дополнительного образования школьников. Письма с просьбой предоставить призы для победителей рассылаются спонсорам. Так, в 2004 и 2005 годах призы для победителей предоставлял интернет-провайдер библиотеки ЗАО «Телеком». Школьные библиотекари формируют команды из учащихся – активных читателей библиотеки, участников всевозможных конкурсов – и заявляют об участии в олимпиаде.

Следующий этап – разработка олимпиадных заданий. При этом мы по возможности учитываем так называемую «тему года» – например, в 2005 году ребята искали информацию о Великой Отечественной войне (год празднования 60-летия победы в ВОВ), в 2006-м – о Челябинске (год празднования 270-летия города). Мы предполагаем, что такая информация будет полезна школьникам в их учебной деятельности, будет способствовать развитию их интереса к истории, краеведению и т.п.

Примеры олимпиадных заданий:

1. Поиск в каталогах и картотеках читального зала. Получив карточку с заданием, участник должен определить, где искать ответ: в каталоге, систематической или краеведческой картотеке.

– Вам задали написать сообщение на тему «Уральцы – герои и участники Великой Отечественной войны. В каком разделе систематической картотеки вы найдете эту информацию?

– В каком разделе картотеки вы найдете информацию об архитектурных памятниках Челябинска.

2. Поиск в справочных изданиях читального зала.

– Назовите имена солдат, призывавшихся на фронты Великой Отечественной войны из города Кыштыма Челябинской области.

– Когда празднуют день рождения города Челябинска? С какого года учрежден праздник?

3. Аналитико-синтетическая обработка информации – составить коллективный обзор книг:

Байнов, Леонид Петрович. Художники Челябинска. / Л. П. Байнов. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1979. – 167 с.: ил.

Бубнов, Евгений Николаевич. Русское деревянное зодчество Урала / Е. Н. Бубнов. – М.: Стройиздат, 1988. – 183 с.: ил.

Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы /Сост. В. П. Кругляшова. – Свердловск: Средн.-Урал. кн. изд-во, 1991. – 288 с.: ил.

Синецкая Т. М. Композиторы Южного Урала: [Монографическое исследование] / Т. М. Синецкая. – Челябинск: Дом печати, 2003. – 349 с.: фото.

Это наша с тобой биография : Комсомол Южного Урала и Виктор Поляничко / Ред.-сост. Александрович Ю. М. – Челябинск : Книга, 2000. – 160с. – (Фонд «Будущее Отечества» им. В. П. Поляничко).

4. Поиск в алфавитном каталоге и фонде абонемента 5–9-х классов. Поиск участники начинают с алфавитного каталога, затем требуется найти книгу на полке.

– В 1994 году в Челябинске вышел сборник поэтов Урала под названием «Русская тетрадь». С помощью каталожной карточки ответьте, кто издал эту книгу, найдите ее в фонде и назовите фамилию корректора.

– Александр Павлович Моисеев – автор книги «Память челябинских улиц». Найдите ее в каталоге и в фонде и назовите с ее помощью одну-две версии происхождения названия Челябинска. (Подсказка: воспользуйтесь второй главой книги.)

5. Поиск в медиацентре (отделе некнижных материалов):

– Какой дополнительный материал имеется в медиацентре по произведению «Слово о полку Игореве»? Какими носителями представлена в медиацентре видеоинформация на эту тему?

– Что предлагает медиацентр для изучения предмета «химия»? Есть ли игровые программы по химии? Какими носителями представлена в медиацентре аудиоинформация на эту тему?

6. Поиск информации в Интернете и электронном каталоге (работа в программе ИРБИС АРМ читатель). Участникам предлагается выполнить два задания, связанные одной темой:

Поиск в Интернете. В 1919 году в Челябинске побывал известный чешский писатель. Кто он? Найдите краткую биографию писателя.

Поиск в электронном каталоге. Какие памятные места в Челябинске связаны с его именем? Какие книги и статьи об этом писателе имеются в библиотеке?

7. Тесты на знание библиотечных терминов:

Что такое алфавитный каталог?

а) Библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий документов.

б) Библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знания.

в) Библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по определенным темам или проблемам.

При подготовке к олимпиаде на консультациях в отделах ЦГДБ школьникам предлагается познакомиться с заданиями олимпиад прошлых лет. В 2006 году было проведено около 70 консультаций для 9 команд. Руководители команд (а это, как правило, школьные библиотекари) имеют возможность готовить ребят и на своих рабочих местах, в школьных библиотеках, где имеется доступ к электронным каталогам и картотекам МУК «ЦСДШБ» и Интернету. При этом подразумевается высокий профессионализм библиотекарей – владение всеми видами и технологиями информационного поиска, т.е. высокая информационная культура.

Итак, команды сформированы, задания разработаны. В городе 17 общеобразовательных школ. Регулярно заявляет о своем участии команда компьютерного кружка Станции юных техников и команда физико-математического лицея № 39. По понятным причинам в олимпиаде не принимают участия коррекционные школы. В 2004 и 2005 годах в олимпиаде участвовало 10 команд, в 2006-м – 9 команд школьников учащихся 8–9-х классов, в 2007-м – 7. А вот на 2008 год уже в октябре 12 команд заявили о своем желании соревноваться. Сводные итоги по годам можно посмотреть в приложении 2.

олимпиада проводится в один из дней Недели детской книги в весенние каникулы. Каждая команда получает карту библиотеки с собственным маршрутом и протокол прохождения командой этапов. Максимальное время на всех этапах – 2 часа. Судьями становятся библиотекари ЦГДБ: они оценивают выполнение олимпиадных заданий, следуя приведенным в положении критериям, заполняют протоколы. Результаты оперативно сообщаются в секретариат, где составляется таблица результатов и на экране компьютера выводится диаграмма олимпиады (3). Мы стараемся создать максимально доброжелательную обстановку, чтобы ребята не волновались, были заинтересованы информационным поиском, чтобы присутствовал соревновательный момент. Ребята имеют возможность передохнуть, им предлагается чайный стол во время ожидания, пока освободится очередной этап (не все выполняют задания быстро и легко!). Эти чаепития стали традиционными, ведь это также возможность командного обсуждения в неформальной обстановке.

Подведение итогов и награждение команд проводится в день проведения олимпиады. Мы стараемся отметить каждую команду. Для тех, кто не занял призовые места, отделы ЦГДБ учреждают призы симпатий отдела. Это могут быть блокноты или просто торт, или компьютерные диски с обучающими программами. Кроме того, каждому участнику вручаются традиционные сувениры – ручки с символикой олимпиады.

Ведется статистика результатов по каждой школе, которая, наряду с анализом работы школьных библиотек по программе формирования основ информационной культуры, позволяет сделать некоторые выводы. Например, в этом году хороший результат был достигнут командами тех школ, в которых:

Проведение олимпиады и участие в ней дает очень много не только нашим читателям-школьникам, но и нам, библиотекарям – всем, кто готовил задания, проводил консультации, работал на этапах. Мы убедились, что усилия библиотеки по обучению навыкам информационной культуры не пропали даром, получили множество впечатлений, способных вдохновить нас на дальнейшую работу в этом направлении. И самое главное: библиотека получила 45 – по количеству участников – активных пользователей информации!


Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ

о подготовке и проведении III городской олимпиады «Информационная независимость»
для учащихся 8–9-х классов по программе «Основы информационной культуры школьников»

1. Организаторы олимпиады

МУК «ЦСДШБ», Управление образования Озёрского городского округа.

2. Цели и задачи

2.1. Определение у школьников уровня «информационной независимости» (т.е. способности пользоваться справочными изданиями, каталогами и картотеками, базами данных, библиографическими пособиями) и навыков поиска в Интернете (т. е. применения на практике информационно-технологичеcких знаний, полученных в ходе изучения программы «Информационная культура» и предмета «Информатика»).

2.2. Определение у школьников способности к информационным коммуникациям, умения работать в команде.

2.3. Привлечение учащихся к поисково-исследовательской деятельности, приобщение к решению задач, имеющих практическое значение для развития науки, культуры, интеллекта; развитие интереса к истории, экологии родного края (к 270-летию г. Челябинска).

2.4. Повышение роли библиотеки как информационно-образовательного центра для школьников.

3. Организация олимпиады

3.1. В олимпиаде принимают участие команды учащихся 8-9-х классов общеобразовательных школ города и учреждений дополнительного образования г.Озёрска, состоящие из пяти человек. Допускается включение в команду учащихся более младшего возраста.

3.2. Для участия в конкурсе необходимо подать заявку в оргкомитет олимпиады в центральную городскую детскую библиотеку в отдел АБИС или по телефону. В заявке необходимо указать фамилию, имя, отчество организатора команды, контактный телефон.

3.3. Каждый участник команды должен иметь эмблему (бейдж) с указанием номера школы, фамилии и имени участника.

3.4. Для организации олимпиады создается оргкомитет с функциями жюри. Оргкомитет подготавливает конкурсные задания, оценивает результаты, награждает победителей.

4. Время и место проведения

олимпиада «Информационная независимость» проводится 31 марта 2006 года в центральной городской детской библиотеке.

5. Порядок проведения олимпиады

– Консультации командам-участницам в центральной городской детской библиотеке и в школьных библиотеках. Заявки на консультации принимаются по контактным телефонам с 1 по 27 марта.

– Собственно олимпиада.

Оргкомитет извещает руководителя команды о времени проведения олимпиады.

Команды должны пройти 7 этапов – выполнить задания по информационной культуре следующего содержания:

– поиск в каталогах и картотеках (карточных);

– поиск в каталогах и картотеках (электронных);

– поиск в справочных изданиях (словарях и энциклопедиях);

– поиск в Интернете;

– тест на знание библиотечной терминологии;

– аналитико-синтетическая обработка информации.

Общее время выполнения заданий – не более двух часов (учитывается только время прохождения этапов командой).

Оценка выполнения заданий производится жюри в соответствии со следующими правилами:

– по каждому олимпиадному заданию жюри вырабатывает критерии оценки: за каждый невыполненный или технологически неправильно выполненный элемент снимается определенное количество баллов;

– задание по информационной культуре, выполненное полностью, оценивается в соответствии с баллами, указанными в олимпиадном задании, за каждый невыполненный элемент вычитается определенное в критериях оценки количество баллов;

– жюри имеет право добавлять баллы за успешно выполненные задания;

– места присваиваются командные;

– жюри определяет победителя в индивидуальном зачете – участника, набравшего наибольшее количество баллов.

6. Подведение итогов и награждение

Команда-победитель определяется по сумме баллов, набранных во всех конкурсах. Награждаются 3 команды, набравшие наибольшее количество баллов. Победитель в индивидуальном зачете награждается ценным призом.

Оргкомитет поощряет грамотами и призами особо отличившихся участников команд.


Приложение 2

Итоги олимпиады «Информационная независимость» по годам

Команда
(школа)

2004 год
место из 10

2005
место из 10

2006
место из 9

2007
место из 7

Среднее значение
по занятым местам

21

4

4

5

4

4,25

22

7

-

-

-

7

23

8

-

4

-

6

24

-

-

-

-

-

25

6

8

8

1

5,75

27

4

3

-

-

3,5

29

-

-

9

5

7

30

9

9

6

-

8

32

3

5

7

2

4,25

33

5

1

-

-

3

34

-

-

-

-

-

36

-

-

-

7

7

38

-

6

1

-

3,5

39(1)

2

2

2

3

2,25

39(2)

 

7

 

-

7

40

-

-

-

-

-

СЮТ

1

10

3

6

5


Приложение 3

Диаграмма результатов олимпиады «Информационная независимость» – 2006

Диаграмма результатов олимпиады

Таблица результатов – 2006

 

шк.21

шк.29

шк.30

шк.38

лицей 39

шк.23

шк.25

шк.32

СЮТ

ВСЕГО:

158,8

139,0

154,0

167,7

163,3

162,0

140,8

148,1

162,3

Поиск в каталогах и картотеках читального зала

24,0

20,0

23,0

23,0

24,0

25,0

24,0

24,0

24,0

Поиск в справочных изданиях читального зала

24,0

22,0

25,0

25,0

24,0

25,0

23,0

25,0

25,0

Аналитико-синтетическая обработка
информации

22,0

22,0

24,0

25,0

23,0

24,0

21,0

21,0

21,0

Поиск в алфавитном каталоге и фонде

23,0

22,0

23,0

25,0

25,0

24,0

22,0

21,0

23,0

Поиск в медиацентре

8,0

7,0

6,0

9,0

10,0

10,0

9,0

8,0

10,0

Поиск информации в Интернете и Ирбис

42,3

33,5

37,0

44,7

43,3

39,0

34,3

33,1

43,3

На знание библиотечных терминов

15,5

14,5

16,0

17,0

14,0

17,0

12,5

16,0

16,0

штрафы

 

2

 

1

2

2

5

 

 

Итоговое место

5

9

6

1

2

4

8

7

3