Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2007

Терещенко
Нина Азарапетовна
Терещенко

зав. библиотекой
школы № 5,
пос. Айхал,
Республика Саха
(Якутия)

Прочитала статью Елены Баханской и Елены Макаровой «Лишняя работа или реальная помощь?» и решила рассказать о своем опыте работы библиотечного совета.

В нашей школе на протяжении многих лет действует творческая лаборатория «Совет библиотеки». На мой взгляд, это наша главная опора, и я даже не представляю, как можно обходиться без помощи Совета в своей работе. Вот основные принципы нашего взаимодействия с активом.

Откуда берутся помощники в библиотеке? Каждый год в начале сентября классные руководители 5–11-х классов, ориентируясь на склонности и желания учеников, формируют в детских коллективах различные общественные и творческие структуры, в том числе выявляют в классе желающих быть библиотекарями. В результате по школе таких детей насчитывается около 40 человек, а у некоторых есть еще и помощники. Так, в 2006/07 учебном году у нас было 33 библиотекаря (5 из них – мальчики старших классов, которые на протяжении 3–4 лет выполняют эту работу с большим желанием). Среди них многие уже знают и любят свою работу, так как не первый год выполняют обязанности библиотекаря.

На первом заседании Совета ребята знакомятся с профессией – о ней им рассказывает один из библиотекарей школы, а также знакомит с содержанием их будущей деятельности. Далее на Совете библиотеки выбираются его председатель, 2–3 секретаря, 2 эксперта, 2 критика.

На первом заседании излагается исходная ситуация, в которой говорится о том, что предстоит обсудить. Работа начинается с составления плана на текущий учебный год. Для этого в основу берется календарь знаменательных дат и выделяются самые значимые для школьной жизни даты. (Даты записаны на доске.) Далее каждый из ребят может предложить свои, на его взгляд, интересные мероприятия. Все предложения, даже самые несбыточные, записываются. Дети высказывают любые мысли, условие одно: они не должны критиковать другие предложения. На доске секретари все фиксируют. (Главное – настроить ребят на то, чтобы они положительно и доброжелательно, с чувством юмора относились к любым высказываниям. Критика не допускается.)

Каждый библиотекарь выступает с кратким деловым предложением, все они записываются на доске. Если библиотекарь не может кратко сформулировать свою мысль, то ему помогают товарищи – эксперты. Поощряются самые нелепые идеи. Все высказывания можно видоизменять и улучшать, выступление длится не более одной минуты, но можно выступать несколько раз. Это активизирует мышление и позволяет решать и рассматривать проблему с разных сторон.

Когда активность иссякнет и предложений больше не будет, мозговой штурм заканчивается.

Эксперты анализируют проделанную работу после занятия или сразу, в зависимости от количества предложений. Критики отбирают самые интересные и перспективные предложения. А затем оглашаются результаты.

После этого составляется план работы Совета библиотеки, в него в дальнейшем можно вносить изменения по необходимости и по предложению членов Совета библиотеки. Каждый библиотекарь выбирает себе посильное задание и выполняет его. Заседания библиотекарей проходят ежемесячно, на них решают различные проблемы. Учатся ребята проводить обзоры и беседы, для этого библиотекари школы на заседаниях проводят мастер-класс.

Библиотека в Якутии
В нашей библиотеке уютно
и комфортно всем читателям

Кроме этого, члены совета отчитываются и анализируют свою работу в классе. Они анкетируют ребят, чтобы узнать, какие книги им интересны, обрабатывают материал, ведут пропаганду книги среди одноклассников и посещают младших школьников – проводят беседы, громкие чтения, делают обзоры, готовят учебники к списанию, один раз в четверть на классных часах проверяют состояние учебников. Библиотекари класса участвуют в выдаче и приеме учебников, реставрируют книги, ухаживают за цветами в помещении школьной библиотеки, работают с задолжниками в своих классах, пропагандируют журналы, выписываемые нами. Они помощники не только библиотекаря, но и классного руководителя, так как на каждом классном часе им выделяется пять минут, чтобы поделиться какой-либо интересной информацией.

Библиотекари классов становятся нашими незаменимыми помощниками при подготовке и проведении Недели детской книги. Они оформляют зал, исполняют роли в спектаклях и сценках. Так, в 2006/07 году у нас эта неделя была посвящена творчеству Корнея Ивановича Чуковского. Ребята инсценировали сказку «Доктор Айболит». Роль доктора Айболита исполнял библиотекарь 8-го «Д» класса Рамиль Мамлеев, а Бармалея – библиотекарь 10-го «Г» класса Алеша Хипхенов. Все библиотекари с удовольствием перечитали книги дедушки Корнея, чтобы провести викторины, блицтурниры, блеф-клубы, веселые аукционы. Все эти формы работы были использованы на празднике. Он прошел весело и интересно.

В дни школьного самоуправления лучшие классные библиотекари применяют накопленные знания и навыки, занимая рабочие места библиотекарей школы и выполняя их работу. Они выдают книги и принимают их от читателей, ведут статистику, расставляют принятые книги по отделам, а читательские формуляры по классам, проводят намеченные на этот день мероприятия, помогают выбрать книги, организовывают книжные выставки.

Наши дети-библиотекари имеют преимущество – возможность получить на свой формуляр больше книг, чем положено обычным читателям. В конце учебного года лучшие библиотекари награждаются грамотами и подарками.

Уважаемые коллеги! Мне хотелось бы, чтобы вы попробовали организовать в своей школе библиотечный актив. Через некоторое время вы увидите результативность работы ваших помощников.

Фото автора