Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2007

Этот текст больше похож на конспект объяснения темы, чем на материал для профессионалов. Так и есть.
Все, что в нем написано, специалистам и без меня известно. Я решила собрать все известное и законспектировать. Получилась просто «шпаргалка» для беседы на родительском собрании. Вдруг пригодится?

Проблемы детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. «Вечно занятым» родителям проще включить ребенку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая с мытьем посуды или любимым сериалом. Вот оно, слово, из-за которого я поставила кавычки у «вечно занятых». Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач три часа в день, средний работающий – два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю – полный день от подъема до отбоя. А потом мы говорим, что нет времени читать детям… И жалуемся, что дети все больше «уходят» в компьютер. Если вдуматься, увлечение виртуальным миром или уход подростка «на улицу» во многом результат именно этого. Они ищут компенсацию недостатку общения.

А ведь чтение вместе – это и есть общение. И нужно-то на него 20 минут в день. Традиция семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания и ценностей. И не надо думать, что она уйдет в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший, на мой взгляд, способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное.

Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух. Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребенок, не умеющий читать, приобщается таким образом к книге. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития ребенка момент совместного действия, сопереживания.

Кроме того, доказано, что если ребенок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь.

Семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращено в ритуал. Например, читают вслух, когда уже все собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Хорошо, если к этому времени у ребенка закончены все текущие дела (уроки, уборка игрушек, умывание и т.п.). В предвкушении чтения и эти дела, которые часто вызывают проблемы, пройдут легче. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Не стоит говорить: «Уберешь игрушки – почитаю». Лучше предположить, что они и так будут убраны, но «чем быстрее ты уберешь игрушки, тем больше мы успеем прочитать».

Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадает интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит не вечером, а среди дня, то очень важно, чтобы это было не в суете одновременно с домашними делами, а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры. Такое чтение формирует взаимопонимание детей и взрослых.

После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на много дней.

Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами. Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелегкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощенным самим процессом чтения. Во-вторых, и в-главных, семейное чтение – важнейший момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития малышей тактильные ощущения столь же важны как и другие), и сопереживание, и обсуждение.

Закончив чтение, предложите ребенку тихонько самому подумать о том, что будет в книге дальше. На следующий день перед началом чтения попросите напомнить вам о том, что было в книжке вчера, и поделиться тем, как он себе представляет развитие действия. Это помогает ребенку лучше вникнуть в текст и развивает его речь и воображение.

Есть семьи, где традиция совместного чтения не прерывается, когда дети уже выросли. Объединение семьи вечером за общей книгой не мешает каждому в другое время читать свою книгу и вести свою жизнь, но помогает единению семьи и взаимопониманию, что особенно важно, когда дети – подростки.

У моих родителей пятеро детей. Мы были уже совсем взрослыми – работали, учились в институтах, а сестра жила в нашей густонаселенной квартире уже вместе с мужем – но, убегая на работу, кто-нибудь оставлял записку: буду во столько-то, без меня не начинайте! Это вот о чем. Вечерами, собираясь за ужином, семь-восемь вполне взрослых людей читали вслух. «Педагогическую поэму», например. И многое другое. Все уже живут порознь, растят детей и даже ждут внуков, но эти вечера помнят до сих пор, и своим детям читали все.

Могут, например, дети-подростки и родители читать и порознь, не вслух, одни и те же книги, рекомендуя друг другу и потом обсуждая. Такая традиция, во-первых, объединяет детей и родителей, порождая взаимопонимание и в других вопросах, не только в литературных, а во-вторых, помогает подростку читать самые сложные (т.н. «взрослые») литературные произведения, разбираясь в них вместе со взрослыми.

Публикация произведена при поддержке казахстанского интернет портала www.NUR.kz. На страницах портала www.NUR.kz, Вы найдете сводки погоды, гороскопы, расписание поездов, анекдоты, и многое другое, сможете бесплатно узнать программу передач 31 канала, и других казахстанских и российских каналов, а раздел новостей расскажет о самых важных событиях Казахстана и всего мира. Интернет портал www.NUR.kz позволит приобрести новые полезные знакомства, найти ответы на различные вопросы, а так же просто с пользой и интересом провести свой досуг.