Анна Аверьянова
студентка I курса
Архангельского
Поморского
государственного университета,
выпускница Октябрьской
средней школы № 2,
п. Октябрьский,
Устьянский р-н, Архангельская обл.
В современных школах сейчас много нововведений. Расскажу об одном из них, в котором участвовала, пока училась в школе.
В старших классах у нас установилась новая система проведения классных часов: их готовили мы сами, по очереди (первая парта, вторая и так далее). Мы выбираем то, что считаем важным, поднимаем серьезные темы. Не всегда все проходит успешно: некоторым организаторам просто лень всерьез готовиться и они отделываются проведением тестов. Но бывают и очень впечатляющие беседы, встречи.
Самое трудное – найти идею для стоящего разговора, а их источники могут быть абсолютно разными.
Один из таких, запомнившихся на всю жизнь, классных часов был посвящен детям-инвалидам. Он проходил в детском доме-интернате для умственно отсталых детей. Нас водили показать, как калечат жизни детей пьяные браки, но там мы думали совсем о другом.
Почти все, кто не имел дела с такими детьми, считают, что если ребенок живет в таком доме-интернате (в просторечии «дурдом»), то он опасен: и напасть может и покусать. А на самом деле все эти воспитанники (уже не могу сказать «больные») очень добрые и вежливые. У некоторых учащихся в нашей школе нет такой душевной теплоты, как у них.
Еще мы увидели детей, на всю их скорбную жизнь прикованных к кровати, живущих в своем, никому не доступном мире. Это были дети, живущие сердцем. Нам не было тогда страшно – мы были в шоке…
Уходя оттуда, некоторые говорили, что все эти дети несчастны. Другие им возражали, что они не могут быть несчастными, ведь им незнакомы все ужасы нашего мира: обман и подлость, теракты и убийства… Эти подрастающие люди добры к тем, кто добр к ним. Они отзывчивы на чужое горе и полны веры, что мир прекрасен и таким останется для них навсегда.
Таким был один из наших классных часов. Были и другие.
Например, для дискуссии о смысле жизни мы использовали газету «Библиотека в школе» (2002. – № 21). Статью А. Карнеевой «Мысли на краю пропасти» нам предложила школьный библиотекарь.
Сейчас много книг типа «как найти друзей», «как купить собаку», «как выйти замуж»… Стоит ли следовать этим советам и жить по уже написанному плану? В противовес этому мы обсуждали цитаты из статьи, и получился еще один замечательный классный час.
Вот, например, что сказали ребята по поводу такой выдержки: «У мира, в который вы вступаете, дурная репутация. <…> Но это единственный мир, у нас имеющийся: альтернативы не существует, а если бы таковая и имелась, нет никакой гарантии, что она была бы намного лучше наличного…»
– Жаль, что этих слов не слышали многие суицидники.
– А разве мы сами не можем построить лучший мир?
– Но ведь для всех «лучший» звучит по-разному: кому-то нужна еще одна машина, кому-то кусок хлеба побольше.
– А как же «чудики»? Они строят свой мир, но у них нет друзей, с ними не хотят общаться, потому что они другие.
– Так можно «достроиться» и до сумасшедшего дома.
– А как насчет того, что человек сам себе скульптор?
– Мне кажется, нет. Ведь все зависит от жизни, а нет от нас.
– А Базаров ведь еще сказал, что человек сам себя воспитать должен. И разве смысл жизни не в нас самих? Ведь человеку все уже дано. Он сам может развить себя, как хочет.
– Да, и если мы не будем любить себя, то нас не будет любить никто.
В беседе были затронуты многие философские темы из материала газеты. Они позволили обсудить то, что было в душе у каждого, но без особого повода не все могли просто так заговорить об этом.
Вот такие классные часы. Они будут вспоминаться всю жизнь, и это явный плюс не совсем обычной системы их проведения. Откровенные разговоры сплачивают класс и учителей, помогают лучше понять и себя, и окружающих.