Список брошюр – приложений к нашим газетам за первое полугодие 2007 года
Общее направление
Воспитание. Образование. Педагогика
Общая редакция серии «Воспитание. Образование. Педагогика» М.Н.Сартан
Касицина Н. Как помочь ученику, ощущающему себя жертвой обстоятельств : Педагогика поддержки: тактика защиты / Наталья Касицина, Нина Михайлова, Семен Юсфин. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 2(8)).
В выпуске раскрываются цели и задачи педагогики поддержки, подробно рассказывается об одной из четырех ее тактик, тактике защиты. Она помогает педагогу создать такое пространство, где нет угрозы достоинству ребенка.
Материалы выпуска заинтересуют классных руководителей и воспитателей, стремящихся помочь каждому ребенку стать успешным и обрести свою судьбу.
Касицина Н. Как разбудить собственную активность ученика : Педагогика поддержки: тактика защиты / Наталья Касицина, Нина Михайлова, Семен Юсфин. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 3(9)).
В выпуске рассказывается об одной из четырех тактик педагогики поддержки – тактике помощи. Раскрываются ее цели и задачи. Даются рекомендации, как применять тактику помощи на практике.
Материалы выпуска заинтересуют классных руководителей и воспитателей, стремящихся помочь каждому ребенку стать успешным и обрести свою судьбу.
Печатникова Л. Б. Образовательное путешествие : Им может стать любой поход, экспедиция, экскурсия, если грамотно их спланировать, организовать и провести / Людмила Печатникова, Евгения Соколова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 1(7)).
В выпуске раскрываются приемы и принципы проведения образовательных путешествий. Материалы выпуска помогут учителю-предметнику, класному руководителю избежать многих проблем и сделать совместную поездку по-настоящему познавательной и безопасной.
Выпуск подготовлен по материалам статей Натальи Антохиной, Татьяны Бабушкиной, Елены Казаковой, Ольги Леонтьевой, Ирины Пересецкой, Людмилы Печатниковой, Евгении Соколовой, Евгении Соловей, Татьяны Таннэ.
Управление школой
Общая редакция серии «Управление школой» Я.А.Сартан
Степанова Г. В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности / Галина Васильевна Степанова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 3(15)).
Брошюра посвящена описанию технологии работы учителя с учащимися в рамках педагогических мастерских и представляет практические разработки. В таких мастерских нет готовых рецептов поведения. Зато есть свобода, выбор, деятельность и неповторимое торжество творчества каждого ученика.
Адресована заместителям директора по учебно-воспитательной или экспериментальной работе, а также всем членам школьного коллектива, желающим выйти за привычные рамки учебного процесса.
Сумнительный К. Е. Инновации в образовании: вымысел и реальность / Константин Евгеньевич Сумнительный. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 2(14)).
В брошюре прослеживается история такого понятия, как инновация. С одной стороны, инновации в педагогике стали необходимостью, а с другой – крайне рискованной зоной из-за отсутствия простых и ясных критериев оценки.
Что сегодня понимается под инновациями в образовании? Предполагают ли они формирование новых педагогических реалий и возникновение новых культурных традиций? Как оценивать их в конкретной образовательной практике? Ответы на эти вопросы будут интересны не только руководителям образовательных учреждений, но и педагогам, и методистам управлений образования.
Фомина Е. Ю. Общественно активные школы / Елена Юрьевна Фомина, Надежда Александровна Максименко. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 1(13)).
Брошюра знакомит руководителей образовательных учреждений с понятием «общественно активная школа» (ОАШ) и условиями перехода образовательного учреждения на эту модель.
ОАШ ставит целью не только предоставление услуг своим ученикам, но и берет на себя задачу развития местного сообщества, привлекает родителей и жителей к решению проблем, стоящих как перед школой, так и перед всем сообществом. Общественно активные школы стремятся одновременно быть образовательным учреждением и гражданским, культурным и религиозным центром для местных жителей.
Библиотека в школе
Общая редакция серии «Библиотека в школе» О.К.Громова
Как работать со словарями : Библиотечные игры и уроки для 6–9 классов / Татьяна Валерьевна Рудишина, Елена Ивановна макарова, Любовь Николаевна Ананьева. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 2(14)).
В брошюре даны подробные описания библиотечных игр и занятий, направленных на закрепление навыков работы со словарями у учеников 6–9-х классов. Приводятся не только схемы уроков, но и вопросы, задания, методические рекомендации ведущим. Все три приведенные работы построены так, что, используя предложенную методику, можно работать с учениками разного возраста, меняя только уровень сложности заданий.
Фролова Ю. Азбука русской поэзии : Литературная викторина / Юлия Николаевна Фролова ; вступит. статья О. Громовой. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : [ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 3(15)).
Материал предлагаемой викторины предназначен не столько для проверки знания русской поэзии, сколько для привлечения интереса к этому виду литературы, для стимулирования вдумчивого чтения и узнавания творчества порой знакомых поэтов с неожиданной стороны. Все задания построены так, что их можно использовать и по отдельности как интересный дополнительный материал для подготовки к любым библиотечным мероприятиям: творческим и поэтическим вечерам, интерактивным выставкам и рассказам о поэтах и поэзии.
Шоломова Н. Летнее чтение в детской и школьной библиотеке : Из опыта работы / Наталья Николаевна Шоломова, Татьяна Владимировна Панюхова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : [ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 1(13)).
В брошюре даны подробные описания двух программ летнего чтения для детей среднего школьного возраста и учеников начальной школы. Одна из них разработана в Свердловской областной библиотеке для детей и юношества, другая – в школьной библиотеке нижегородского лицея № 28. Обе программы могут быть проведены как в рамках одной школы или библиотеки, так и в качестве общегородской (районной) программы для целой сети библиотек.
Школьный психолог
Общая редакция серии «Школьный психолог» И.В.Вачков
Дьяченко О. М. Как развивается дошкольник? : О чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / Ольга Михайловна Дьяченко, Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 2(14)).
В этой работе известных российских психологов, докторов психологических наук О.М.Дьяченко, Н.Е.Вераксы и начинающего ученого А.Н.Вераксы, популярно излагаются особенности психического развития дошкольников на разных возрастных этапах. Специалисты – воспитатели, детские психологи – получат важную информацию, основанную на новейших научных данных и сопровождаемую конкретными практическими советами.
Никушкина Н. Социализация детей-сирот : Развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста / Наталья Владимировна Никушкина. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 1(13)).
В брошюре Н.В.Никушкиной, практического психолога из Бийского детского дома, предлагается система развивающих занятий для детей, оставшихся без попечения родителей. Авторские разработки будут интересны не только психологам, работающим с детьми-сиротами, но и всем специалистам, которые хотят помочь детям успешно социализироваться.
Петрушин С. Некоторые секреты открытого общения / Сергей Владимирович Петрушин. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 3(15)).
В брошюре известного специалиста, автора многих книг по проблемам психологического консультирования и групповым психологическим тренингам, кандидата психологических наук Сергея Петрушина ярко и увлекательно рассказывается об эффективных способах коммуникации. Брошюра будет полезна психологам не только для расширения собственного крузора, но и для подготовки психологических занятий со старшеклассниками и семинаров для педагогов.
Здоровье детей
Общая редакция серии «Здоровье детей» Н.В.Семина
Вайнер Э. Основы демографического воспитания школьников : Беседы классного руководителя / Эдуард Наумович Вайнер. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 1(13)).
В брошюре поднимается тема взросления молодого человека и, соответственно, вопросы культуры пола, любви, здоровья, брачных и добрачных отношений, семьи, ответственности перед собой и обществом. Предназначается для использования в беседах классного руководителя со старшеклассниками и для самостоятельного чтения учащимися 10–11-х классов.
Гуляева О. Дыхательная гимнастика : Методическое пособие / Ольга Гуляева, Андрей Викторович Чеботарев. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 3 (15)).
Брошюра представляет собой методическое пособие по организации и практическому проведению дыхательной гимнастики для дошкольников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (в условиях ДОУ компенсирующего вида). Поставленные цели: восстановление нарушенной дыхательной функции ребенка, повышение жизненного тонуса и сопротивляемости организма.
Чеботарев А. Диагностика физического здоровья : Методическое пособие / Андрей Викторович Чеботарев. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 2 (14)).
Брошюра представляет собой разработку – теоретическую и практическую – критериев оценки эффективности систем оздоровления и физического воспитания, проводимых в дошкольном образовательном учреждении.
Спорт в школе
Общая редакция серии «Здоровье детей» О.М.Леонтьева
Высоцкий В. Л. Освоение сложноорганизованного пространства : Физическая культура в 1 классе / Владимир Леонидович Высоцкий – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 2 (14)).
В данной брошюре подробно описана работа учителя физической культуры, направленная на организацию последовательного, постепенного и непрерывного освоения первоклассниками сложноорганизованного физического пространства – спортивного зала. Представлены основные этапы этой работы; описывается большое количество конкретных методических разработок, в основном – разнообразные игры. Данная брошюра будет интересна каждому учителю физической культуры и преподавателям начальной школы: игры, которые здесь описаны, оригинальны и интересны.
Лепешкин В. А. Волейбол в школе : Обучение тактике игры / Виктор Александрович Лепешкин. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 1(13)).
Все привыкли: обучение любой спортивной игре начинается с техники. Автор данной брошюры уверен, что это имеет смысл только в спортивных школах, где на тренировки отводится много времени и можно сначала освоить технику и только после этого перейти к тактике. В общеобразовательной школе времени на все не хватает. Поэтому Виктор Лепешкин предлагает сначала научить детей именно тактике игры в волейбол, сделать так, чтобы они ее полюбили. С его авторской программой мы и знакомим наших читателей. Остается добавить: приемы и методы, описанные в брошюре, можно использовать на уроках физической культуры в разных возрастных группах.
Шлыков В.П. Гимнастика в средней и старшей школе / Валерий Петрович Шлыков – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 3 (15)).
Успешное освоение учащимися учебной программы по физкультуре во многом зависит от того, насколько правильно и последовательно учитель ведет обучение упражнениям. В гимнастике это особенно важно: здесь освоение даже отдельных составляющих элемента может стать для ребенка настоящей маленькой победой над собой.