Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2007

Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Наша библиотека по своей инициативе с 2005 года оказывает методическую помощь школьным библиотекам региона, для чего активно использует публикации «БШ». Предлагаем вам статью об одном из наших методов работы.
С уважением, Валентина Федоровна Суворова, директор научной библиотеки Павлодарского государственного педагогического института.

Колодина
Наталья Александровна
Колодина

магистр
библиотековедения,
руководитель сектора
методической работы
научной библиотеки
Павлодарского
государственного
педагогического
института,
Казахстан

Современная школа в условиях перехода на новые парадигмы образования нуждается в новом типе информационно-библиотечного специалиста – творчески думающего, владеющего современными информационными и педагогическими технологиями, способами самостоятельного конструирования библиотечных процессов в условиях конкретной профессиональной деятельности, умением прогнозировать конечный результат.

Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной, ее решение – приоритетно. Не случайно основной целью современного образования является не простая совокупность знаний, умений, навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире. Сегодня сотрудник школьной библиотеки поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким библиотекарем можно говорить о качественном образовании, так как качество – это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

Библиотекарь включен во все школьные преобразования, которые требуют от него переориентации на новые педагогические и профессиональные ценности, освоения новых приемов и методов труда, перманентной актуализации своих профессиональных и педагогических знаний, исследовательской, инновационной культуры. Повседневная деятельность библиотекаря насыщена поисками нового, внедрением достижений науки и практики, участием в реализации разнообразных проектов. Школьные библиотекари ведут постоянную работу по совершенствованию обслуживания пользователей, информационной и воспитательной деятельности. Каждым библиотекарем создаются авторские разработки библиографических материалов, сценариев мероприятий, библиотечных уроков, проекты общественных акций и деятельности клубов. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях методического объединения библиотекарей, освещаются на семинарах, публикуются в библиотечных и педагогических изданиях.

Творческий характер труда школьного библиотекаря никем не оспаривается. Вместе с тем личные профессиональные достижения конкретного библиотекаря часто никак не фиксируются и не анализируются, за исключением тех случаев, когда методист отдела образования готовит статью или информационный материал по обобщению опыта подведомственных библиотек. К сожалению, в работе школьных библиотекарей системный самоанализ деятельности наблюдается пока чрезвычайно редко. Чаще всего это связано с подготовкой к аттестации или участием в творческих конкурсах. Повседневная жизнь дает нам мало примеров системной самооценки, профессиональной рефлексии библиотекарей. Возможно, сказываются стереотипы поведения, обуславливающие чрезмерную скромность и заниженную самооценку специалистов библиотек.

В педагогической теории и практике существует множество подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) учителя. Мониторинг успешности педагогов стал объективной реальностью в жизни большинства школ. Одним из инструментов, с помощью которого реализуется мониторинг творческих озарений, неповторимых моментов образовательной деятельности в суете учебных будней, являются разнообразные «досье успехов» педагога, в которых отражается все радостное, интересное и достойное.

В последние годы в качестве досье успехов педагогических работников школ выступает «Портфолио педагога». Согласно современным словарям, портофолио – это полное собрание собственных достижений. В педагогических коллективах такая научно-методическая папка отражает многообразную информацию о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой.

Использование опыта педагогических коллективов по организации мониторинга успешности специалистов в деятельности школьных библиотекарей может способствовать развитию профессиональной рефлексии. Формализованное фиксирование результатов, достигнутых им, их общественное обсуждение несомненно будут содействовать объективной оценке его деятельности, помогут сделать работу библиотеки более открытой. Систематическое отслеживание результатов работы школьного библиотекаря позволит привлечь внимание общественности к проблемам библиотеки, изменит стереотип восприятия библиотечной деятельности.

Можно предложить использовать в школьной библиотеке методику индивидуального портофолио библиотекаря. Основная цель портфолио – оценивание работы библиотечного специалиста по теме саморазвития, отслеживание его творческого и профессионального роста. Портфолио позволит учитывать результаты, достигнутые специалистом в разнообразных видах деятельности: технологической, воспитательной, методической, исследовательской. Все представленные в нем документы должны иметь точную датировку, копии статей – библиографическое описание источника. На сводном листе общих сведений следует обязательно указать дату заполнения сведений и зафиксировать личную подпись.

Основные требования к оформлению портфолио и принцип его создания

  1. Системность и регулярность самомониторинга (постоянное обновление данных).
  2. Достоверность.
  3. Объективность.
  4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
  5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
  6. Аккуратность и эстетичность оформления.
  7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
  8. Наглядность результатов.

Структура портфолио может быть индивидуальна, но в практике сложились некоторые общие подходы. Предлагаем возможные разделы портфолио.

Раздел 1. Общие сведения о библиотекаре

Данный раздел обновляется не реже одного раза в год и включает материалы, отражающие конкретные достижения специалиста в различных областях.

Раздел 2. Результаты профессиональной деятельности

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов основной профессиональной деятельности специалиста за определенный период.

Раздел 3. Воспитательная, пропагандистская деятельность

Материалы раздела характеризуют культурно-просветительную, воспитательную деятельность библиотекаря, его творческие находки.

Раздел 4. Методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме библиотекаря.

Раздел 5. Экспертная оценка деятельности

Здесь собираются материалы, раскрывающие оценку деятельности библиотекаря руководством, коллегами, пользователями библиотеки.

Важнейшим элементом индивидуального профессионального портфолио является Комментарий, отражающий собственные мысли специалиста в отношении его деятельности, дающий полную картину творческого роста библиотекаря. Он может быть представлен в виде отдельного письма к читателю, пояснительной записки, эссе и т.д. Обязательными элементами оформления портфолио являются титульный лист и лист оглавления, которые помогают ориентироваться в массиве документов.

Одним из вариантов ежегодной саморефлексии библиотечного специалиста школы могут быть индивидуальные карты методического мониторинга профессиональной деятельности (приложение 1). Это более лаконичная форма самоанализа, не требующая больших затрат времени. С помощью индивидуальной карты методического мониторинга библиотекарь фиксирует методические достижения за год, выстраивает некую результирующую модель своей творческой деятельности, позволяющую наглядно и лаконично продемонстрировать специфику каждого года, определить направления саморазвития на следующий период.

Подходы к проведению мониторинга профессиональной успешности школьного библиотекаря могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей специалиста, его готовности к самоанализу и саморазвитию. Важно, чтобы библиотекарь осознал необходимость систематически анализировать свою работу, собственные успехи, обобщать и систематизировать профессиональные достижения. Такая работа позволит объективно оценивать свои возможности, определять способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов, поможет библиотекарю более уверенно чувствовать себя в педагогическом коллективе, укрепить имидж библиотечной профессии и авторитет конкретного библиотекаря. Опыт лучших библиотекарей позволяет утверждать, что мониторинг профессиональной успешности – важнейший инструмент развития профессионального сознания библиотекаря.

Приложение 1

Что я сделала за год

Индивидуальная карта методического мониторинга профессиональной деятельности сотрудника библиотеки

Методические, творческие аспекты деятельности

2006

2007

1

Освоение новых приемов и методов библиотечного труда

 

 

2

Освоение нового оборудования и новых компьютерных программ

 

 

3

Разработка методических материалов, сценариев мероприятий

 

 

4

Проведение открытого мероприятия для специалистов

 

 

5

Посещение библиотек с целью изучения опыта

 

 

6

Выступление на методических мероприятиях в своей библиотеке, организации образования

 

 

7

Участие в проведении методических мероприятий (семинар, практикум для библиотекарей региона)

 

 

8

Участие в исследовательской, проектной работе

 

 

9

Участие в конкурсе профессионального мастерства

 

 

10

Подготовка публикаций для СМИ

 

 

11

Подготовка публикаций для профессиональных изданий (методические сборники, журналы)

 

 

12

Обучение на курсах повышения квалификации

 

 

13

Обучение в колледже, вузе, магистратуре и др.

 

 

14

Самообразование (изучение темы, подготовка реферата)

 

 


Не гляди на меня комом, гляди россыпью.

Русская народная пословица