Что скажут о тебе другие,
коли ты сам о себе ничего сказать не можешь.
Козьма Прутков
Татьяна Капитоновна Седых зав. информационно- воспитательным центром № 7, руководитель городского МО школьных библиотекарей, отличник образования РС (Я) |
Галина Васильевна Максимова инспектор- методист ИМС УО, отличник образования РС (Я) |
Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться на различных носителях: бумажном, цифровом, магнитном. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Метод портфолио, отражая динамику нашего профессионального развития, позволяет самостоятельно проанализировать деятельность библиотеки и свои достижения, выявить результативность и сделать соответствующие выводы, увидеть перспективы собственного профессионального роста и дальнейшего развития школьной библиотеки. Очень хорошо, если это будет шагом для продвижения вперед. Из некоторых определений значения этого слова, мы выберем наиболее подходящее для школьного библиотекаря: рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения. Я бы добавила, что это способ организации и систематизации информации о деятельности библиотеки и библиотекаря.
Значение такой библиотечной папки трудно переоценить: мы можем профессионально осветить наши собственные достижения, творческие находки. Таким образом, портфолио поможет нам оперативно предоставлять информацию о деятельности библиотеки, квалифицированно представлять собственный опыт работы на педагогических конкурсах и мероприятиях, демонстрировать свой профессиональный уровень и достижения в ходе квалификационных испытаний (аттестации), во время городского смотра кабинетов, состояния плановой и тематической работы библиотеки. Портфолио состоит из восьми разделов, которые при необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить.
Структура и содержание портфолио
Титульный лист
- Название образовательного учреждения.
- Название папки.
- Фотография.
- Фамилия, имя, отчество, должность.
Содержание
- Визитка сотрудника и библиотеки.
- Карта профессионального роста.
- Документы о повышении квалификации.
- Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях.
- Поощрения и награды.
- Публикации.
- Авторские разработки.
- Отзывы.
1. Визитка сотрудника и библиотеки
1.1. Визитка сотрудника.
- Фамилия, имя, отчество.
- Должность, школа.
- Дата рождения.
- Библиотечная и учебно-педагогическая деятельность. (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 2, если он есть.)
- Дата прохождения предыдущей аттестации.
- Образование (что, где, когда закончил, специальность).
- Общий стаж работы.
- Стаж работы по должности.
- Награды и звания, год получения.
- Повышение квалификации (тема, где и когда проходили, количество часов). (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 3, если он есть.)
- Тема самообразования.
1.2. Визитка библиотеки.
- Характеристика (площадь, этаж, читальный зал или зона, помещение для учебников, оборудование, технические средства).
- Особенности деятельности данной библиотеки (проект, эксперимент, программа, спецкурс).
- Контрольные показатели (количество учащихся, читателей, книжного фонда, учебников, процент охвата библиотечным обслуживанием, читаемость, посещаемость, книгообеспеченность, обращаемость фонда).
2. Карта профессионального роста
- Сведения об участии в работе методического объединения, педагогических советов, родительских собраний, в педагогических мероприятиях, детских литературных праздниках и конференциях в школе, городе (улусе, районе), республике (области, крае).
- Фотографии (альбом с фотографиями).
3. Документы о повышении квалификации
- Удостоверения об окончании курсов.
- Фото.
- Отзывы.
4. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях
- Сертификаты.
- Грамоты, благодарности.
- Фотографии.
- Отзывы.
5. Поощрения и награды
- Дипломы, грамоты, благодарности, удостоверение о награде.
6. Публикации
- Публикации о сотруднике, библиотеке, читателях.
- Ваши статьи, доклады, сценарии, опубликованные в СМИ, брошюрах.
7. Авторские разработки
- Сценарии и интересные планы библиотечных мероприятий.
- Методические рекомендации.
- Разработки библиотечной продукции (плакатов, памяток, буклетов).
- Фактографический материал (списки книг, копии публикаций).
Примечание: если разработок много, то можно просто перечислить и указать: продукт, название (тема), адресат, год, составитель.
8. Отзывы
- Отзывы.
- Рецензии.
- Предложения.
- Приглашения.
- Поздравления.
- Переписка.
- Справки о комплексной, аттестационной проверке.
- Размышления на тему, наброски, «неотправленное письмо».
БИБЛИОГРАФИЯ
Макарова Е. Портфолио как он есть / Елена Макарова // Библиотека в школе. – 2006. – № 06(162). – С. 12–14.
Новикова Т. Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся / Т. Г. Новикова // Профильная школа. – 2004. – № 2. – С. 48–54.