Как построить программу библиотечного спецкурса, кружка, факультатива
Программа – документ, который дает представление о содержании курса и путях реализации заявленных целей. Программа определяет содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо дисциплины. Ориентирована на удовлетворение актуального запроса потребителей образовательной услуги.
Программа описывает:
- цели;
- учебный план;
- организационно-педагогические условия и педагогические технологии, применяемые для реализации цели;
- систему контроля полученных знаний;
- ожидаемые результаты.
Она должна обладать определенными качествами. - Актуальностью – быть ориентированной на проблемы, решение которых наиболее важно (необходимо) в данный момент.
- Прогностичностью – отражать в целях и планируемых действиях сегодняшние и будущие требования, т.е. соответствие изменяющимся условиям.
- Рациональностью – определять такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат.
- Реалистичностью – обеспечивать соответствие между желаемым и возможным (планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами).
- Целостностью – обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, и согласованность связей между ними.
Программа, как правило, состоит из пояснительной записки и учебно-тематического плана.
В пояснительной записке указывается возрастной диапазон (для какого возраста предназначена), цели (образовательная, воспитательная, развивающая), направления (разделы, темы).
Дается научное и практическое обоснование необходимости проведения курса: в чем заключается проблема и пути ее решения.
Определяется предназначение: получение теоретических и практических знаний, формирование способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования после школы.
Указывается примерный объем знаний: какие знания, умения и навыки должны получить (усвоить) учащиеся по окончании курса, какой ожидается конечный результат.
Определяются условия эффективности реализации программы, например: материально-техническое оснащение, учебно-методическое обеспечение, включение занятий в школьное расписание, разработка методических рекомендаций.
Отмечаются основные методические принципы, которых следует придерживаться, например: обеспечение доступности восприятия научной информации детьми, использование объективной информации, соблюдение педагогической этики и такта.
Рекомендуются методы (способы достижения цели), например: объяснительно-иллюстративный, монологический, диалогический и т.д.
Учебно-методический план включает в себя общетеоретический блок (беседы, лекции) и практический блок (практические занятия, контроль знаний). Он составляется по следующей схеме:
- направление (раздел);
- тема (название);
- форма (беседа, лекция, тест, зачет);
- тип (вводная, обобщающая, итоговая);
- класс;
- количество часов.
При составлении программы необходимо учитывать образовательную программу, образовательные потребности и запросы, воспитательные цели и задачи. Ее содержание должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям обучающихся, содействовать сохранению здоровья, обеспечивать системность образовательного процесса.
Требования, предъявляемые к программе:
- наличие ведущей идеи, концепции;
- психолого-педагогическая обоснованность, практическая реализация теоретических идей, содержания, форм организации деятельности;
- новизна и актуальность;
- наличие перспективности развития ребенка;
- обеспечение целостного развития и саморазвития личности;
- педагогическая целесообразность (обоснование форм, методов, средств образовательной деятельности, сроков и степени реализации);
- соответствие результативности программы ее целям и задачам.
К программе можно приложить или рекомендовать учебно-методический комплект (учебники, методическую литературу, разработки, тесты, анкеты, раздаточный и дидактический материал, планы занятий, описание технологий и т. д.).
БИБЛИОГРАФИЯ
Поташник М. М. Управление развитием школы / М. М. Поташник. – М., 1995.
Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М., 2002.