Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2007

Перспективный план развития библиотеки как кабинета

Перспективный план развития кабинета – документ, характеризующий деятельность школьной библиотеки на ближайшие пять лет. План – основа всей деятельности библиотеки. Он направлен на определение перспективных и текущих целей и задач и их выполнение. Его содержание учитывает специфику определенной библиотеки и обусловлено образовательными и воспитательными задачами, стоящими перед образовательным учреждением. Поскольку в реализации плана развития библиотеки принимают непосредственное участие администрация и педагоги (попечители и родители), данный документ должен быть обязательно согласован с администрацией школы и утвержден директором. Планирование должно обеспечивать три комплексные задачи.

  1. Определение реальных возможностей библиотеки (сильные и слабые стороны, ресурсное обеспечение).
  2. Определение реалистичных целей (оцениваются внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность библиотеки, определяются цели и ограничения в их осуществлении).
  3. Установление способов достижения цели (определяются задачи, ресурсы, оцениваются затраты; намечается конкретный план действий).

Перспективный план, как правило, состоит из двух разделов: теоретической части и плана развития.

В теоретической части указывается цель или основная концептуальная идея развития библиотеки как кабинета, например: как информационного центра, центра досуга и т.д. Формулируются направления и задачи, которые требуется решить, например: материально-техническое оснащение и обеспечение информационными ресурсами, определяется стоимость каждой задачи в условиях преобразования и программы развития. Можно указать функции библиотеки, основополагающие документы нормативно-правовой базы.

В плане развития определяется состав действий (перечень работ) для реализации задач. Он составляется по следующей форме:

Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен удовлетворять следующим требованиям.

Направление «Материально-техническое оснащение» предусматривает следующие виды работ: приобретение оборудования, ремонт (переоборудование), оформление, озеленение, оснащение техническими средствами, приобретение библиотечной техники. «Информационно-документальное обеспечение» предполагает комплектование книгами, периодикой, магнитными и электронными носителями; пополнение методических и тематических папок-накопителей; обновление справочно-библиографического аппарата. «Обеспечение доступа к информационным носителям» предусматривает расширение ассортимента библиотечных услуг; выпуск библиотечных продуктов. «Адаптация кадрового состава» включает повышение квалификации сотрудников, самообразование, обобщение и распространение опыта работы.

Планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется; нет действий по плану – не будет и желаемого результата. От того, насколько профессионально грамотно и качественно будет составлен план развития кабинета, во многом будет зависеть его реализация, а также эффективность и продуктивность всей дальнейшей деятельности библиотеки.

БИБЛИОГРАФИЯ

Дейнеко И. В. План работы как вид творчества / И. В. Дейнеко // Библиотека в школе. – 2006. – № 07. – С. 19–30.

Поташник М. М. Управление развитием школы / М. М. Поташник. – М., 1995. – С. 189, 206.