Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2007

Субъективные заметки о фестивале

Да, что-то происходит в нашей с вами жизни... Были тихие, незаметные школьные библиотеки, а теперь – съезды созываются, фестивали проходят. И самый «громкий» из них – не где-нибудь, а в Москве, в историческом центре, в непосредственной близости от стен Кремля. С 9 по 11 октября 2007 года Центральный выставочный зал «Манеж» встречал школьных библиотекарей, здесь проходил III Международный фестиваль «БиблиОбраз 2007».

Главная черта фестиваля – присутствие большого числа VIP-гостей во главе с супругой российского президента Людмилой Путиной, инициатором и патронессой этого мероприятия. Самое активное участие в работе фестиваля приняли: супруга президента Азербайджана Мехрибан Алиева, супруга президента Армении Белла Кочарян, супруга президента Республики Болгария Клавдия Кашевая-Пиринская, супруга премьер-министра Венгерской Республики Клара Добрев, супруга бывшего генерального канцлера Германии Дорис Шрёдер-Кёмпф, супруга президента Республики Киргизия Татьяна Бакиева, супруга президента Республики Словакия Сильвия Гашпаровичова.

Цели, заявленные организатором фестиваля – Центром развития русского языка, – демонстрация возможностей современной школьной библиотеки и приобщение детей к чтению. Презентации библиотечных и книгоиздательских проектов, обмен опытом, дискуссии, круглые столы, мастер-классы – это далеко не полный перечень мероприятий, на которые были приглашены участники фестиваля.

Расскажем о том, что удалось увидеть и что показалось интересным. Сожалеем только о том, что не сможем всех упомянутых выступавших представить подробно: мы и сами порой не знали, кто есть кто, потому что в программах были написаны только имена и фамилии выступающих.

День первый

Манеж гудел, напоминая время от времени то конференцию, то ярмарку. На стендах, расположенных по периметру огромного выставочного пространства, шли презентации двадцати двух стран-участниц – это и речи, и песни, и стихи, и игры, и угощение. Одновременно на площадках, выгороженных в центре Манежа, на всех трех этажах проходили разные мероприятия.

Путина
Л.А.Путина на презентации акции
«Открывая друг друга»

В пространстве, именуемом «Медиатека», шли подряд встречи, на первый взгляд несовместимые: мастер-класс «Вслед за героями книг: исторические реалии на страницах художественных произведений» (ведущая: Екатерина Яковлева) и презентации электронных ресурсов для школы. К сожалению, попасть везде у нас не получилось, как, впрочем и у всех. Обиднее другое. Нам так и не удалось найти библиотекарей, которые были на мастер-классе. Специально подойдя к концу мероприятия, чтобы поспрашивать зрителей о профессиональных впечатлениях, мы увидели только расходящихся школьников (может быть, там были и студенты). Ребята постарше от вопросов ушли, помладше – старательно отвечали, что все было классно и очень интересно, но с умением формулировать мысли у наших детей явно сложности – что же там происходило, мы так и не поняли.

На презентации специалистов научно-технического центра «Информрегистр» речь шла о типологии и целевом назначении электронных изданий. Елена Козлова в своем выступлении выделила основные виды электронных изданий, дала их сравнительные характеристики, обрисовала преимущества использования электронных ресурсов и имеющиеся ограничения в их применении.

На лекции-презентации «Национальная поддержка программ чтения в Великобритании» ее ведущие Наташа Инносент и Сьюзи Никлин очень толково, с явным расчетом на профессионалов рассказывали о новой общегосударственной программе. Первая такая программа была объявлена в Великобритании 10 лет назад, но это не значит, что все эти годы в стране, ничего не делали. Наоборот, все 10 лет в Соединенном Королевстве все время работали в этом направлении, реализуя мест­ные программы каждого графства и отдельных организаций. И все-таки назрела необходимость в новой национальной программе. Почему – мы сейчас объяснять не беремся: пересказать их выступление в двух словах совершенно невозможно.

Планами на будущее делились с читателями и потенциальными писателями представители Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». Конкурс продолжает свою работу в следующем, 2008 году. «Заветная мечта» надеется привлечь к участию в конкурсе все больше заинтересованных, неравнодушных людей. Итак, «Алло! Мы ищем таланты». Еще у «Заветной мечты» есть оч-чень интересная идея, которую они представляли на фестивале и обсуждали с библиотекарями и педагогами. Но пока о ней говорить рано. Подождем, пока она «дозреет».

Ульф Старк
Ульф Старк подписывает книгу читателям

В рамках фестиваля прошла также международная акция «Открывая друг друга». Акция впервые стартовала на фестивале «БиблиОбраз 2005» по инициативе Людмилы Путиной и проводилась с целью издания сборника адресованных подросткам литературных произведений, созданных авторами из разных стран. В сборник вошли произведения писателей Австрии, Азербайджана, Армении, Болгарии, Великобритании, Германии, Киргизии, России и США.

Отличительная особенность этого сборника в том, что его главными иллюстраторами стали сами дети – первые читатели произведений, учащиеся ряда московских школ. На презентации заявлено, что весь тираж сборника будет передан на безвозмездной основе школьным библиотекам России.

Инициатива Людмилы Путиной была поддержана первыми леди тех стран, произведения авторов которых вошли в российских сборник. Многие из них приняли участие в церемонии открытия фестиваля в Москве. Супруга президента Азербайджана Мехрибан Алиева отметила, что «БиблиОбраз 2007» – прекрасная возможность обеспечить юных читателей востребованной литературой. Это позволяет расширить русскоязычное культурное пространство.

Обозначим еще лишь несколько названий встреч и дискуссий, чтобы показать спектр направлений фестиваля. «Библиотека как информационное пространство» – лекция директора Библиотеки Конгресса США д-ра Джеймса Х. Биллингтона (США).

«Как создаются читающие нации: опыт, идеи, примеры» (США, Великобритания, Россия) – презентация книги и дискуссия. Ведущая: проф. Валерия Стельмах.

«Школа в опере» – мастер-класс Академии театра Ла Скала. Ведущие: Кристиан Сильва и Луиза Винчи (Италия).

«Угол зрения – проблемы создания документальной литературы для молодежи» – презентация книги Катерин Гурли и дискуссия (США).

Работа фотостудии фестиваля. Фотографы-педагоги: Иван Воронин, Александр Орлов и Геннадий Гриков (Россия).

«Солнце на твоем лице» – встреча с писателем Юрием Саакяном (Армения).

«Класс коррекции» – обсуждение книги, встреча с писателем Екатериной Мурашовой. Ведущая: Наталья Мавлевич (Россия).

Выставка
Самая «библиотечная» выставка «БиблиОбраза»

День казался бесконечным и одновременно пролетевшим как один час. Вся программа фестиваля еще вывешена на сайте Центра развития русского языка. Кто хочет – может посмотреть. Зачем? Да хотя бы для того, чтобы понимать, что за темы были предложены к обсуждению, какие книги (хотя бы российские!) представляли. В общем, чтобы быть «в форме».

В целом первый день был более суетным и шумным, чем два следующих. Он же показал все слабые места организации. Одно из них мы уже отметили – недостаточная информативность программы. Это, кстати, касается не только представления выступающих. Хорошо бы еще и указывать, на какую аудиторию рассчитано то или другое мероприятие. А то ведь случались и нехорошие накладки. Ведущая презентации «Издательское дело в Эстонии» Марика Тамм была вынуждена перестраиваться на ходу, увидев в аудитории вместо профессионалов группу старшеклассников, направленных сюда распорядителями. В итоге ребятам, конечно, было интересно, потому что госпожа Тамм рассказывала им о том, как живет молодежь в Эстонии, какова там система образования и что читают их сверстники. Но каково ведущей?

Вообще, как и в предыдущие два раза, слабым местом организации были именно реклама и явка слушателей. Не то, чтобы желающих туда попасть было мало. Нет. Как потом выяснилось, их было гораздо больше… чем пришло. Потому что нечетко заранее распространялась информация. Потому что не раскрыто содержание и целевая аудитория многих мероприятий. Потому что далеко не всем было известно, что вход свободный и не зависит от наличия у вас пригласительных билетов. Вот и распространяли по школам билеты, не больно-то объясняя, кого и куда зовут. А без билетов администрация не отпускала из школы. Да и многие специалисты решили, что раз в билете указано время, значит – раньше не пустят. На мероприятиях, рассчитанных на специалистов, послушно сидели дети, а детские писатели порой пытались рассмешить «малышовскими» стихами взрослую аудиторию. Очень жаль. Дело-то хорошее затеяно.

День второй

Семинар по формам работы с читателями проходил под весьма уверенным названием-призывом «Читают все!». Вела мероприятие сотрудник Агентства по чтению Великобритании Триша Кингз. Из ее рассказов стало понятно, что данная организация не просто декларирует продвижение и популяризацию чтения, но и проводит самую активную работу в этом направлении. Коротко представим некоторые программы и проекты библиотек в области развития чтения в Великобритании.

Конференция в Кремле

Это отдельная история – удивительное впечатление второго дня. Проходила она в Александровском зале Большого кремлевского дворца и называлась «Подросток и современное общество: права и ответственность». Неожиданностей было много. Начнем с того, что собирались мы, думая, что идем на официальное, «протокольное» мероприятие с присутствием первых дам и именитыми докладчиками, а попали на деловой, конструктивный и очень неформальный разговор. В программе значилось, что начнется конференция с приветственного слова Л.А.Путиной. Но она задержалась, а конференция началась минута в минуту. Как ни в чем не бывало, ведущий, главный редактор «Литературной газеты» писатель Юрий Поляков поздравил всех с началом работы и представил первого докладчика. Все уже внимательно слушали, когда потихоньку, никому не мешая, прошла по краешку зала и села в первом ряду Людмила Александровна. Всю конференцию она не просто «при сем присутствовала», но сосредоточенно слушала и работала. Конференция была очень разумно выстроена: после блока докладов на одну тему отводилось время для дискуссии. Потом – новый блок докладов и опять дискуссия. Доклады, надо сказать, были интереснейшие. Но еще интереснее было продолжение. Вот тут-то, во время дискуссий, стало понятно, что конференция – не протокольная, а настоящая: конструктивная, с активным залом, серьезными дискуссиями и непростыми вопросами.

Правда, с названием почему-то вышла некая непонятность: речь на самом деле шла не о правах подростка и его отношениях с обществом, а о подростковом чтении и проблемах, с ним связанных. Причем это не «так получилось», а было задумано именно так: были приглашены специалисты, занимающиеся именно детским и подростковым чтением. Ну да бог с ним, с названием. Это было действительно интересно и остро. По итогам конференции приняли резолюцию, в которую вошло не только то, что было запланировано в первом, предварительном варианте, но и то, что сформулировалось по итогам дискуссии и выступлений с места.

В заключительном слове Л.А.Путина горячо и заинтересованно говорила о том, что обсуждалось, и что надо добавить в резолюцию. Было видно, что она очень внимательно слушала все выступления. Резолюция получилась дельной и после должной доработки будет направлена в различные инстанции.

День третий

В Манеже он был самым насыщенным и интересным. Жаль, что многие мероприятия совпали по времени. И все же мы успели послушать итальянцев и шведов, а завершили день в кругу соотечественников. Но обо всем по порядку.

Порадовал итальянский опыт работы школьных библиотек, где в последние годы успешно реализуются проекты «Школьные библиотеки», «Библио-онлайн», «Книга – мой друг». Среди первоочередных задач проекта «Школьные библиотеки» выделена необходимость интеграции школьных библиотек в национальную библиотечную сеть. Для этого сначала необходимо создать единую систему школьных библиотек, т.е. не просто объединить их на бумаге, а подготовить к вхождению в общую библиотечную систему. Для этого формируется коллективный электронный каталог школьных библиотек с описаниями, выполненными по единым стандартам, создаются специальные, специфические для библиотек учебных заведений поисковые ресурсы и тезаурусы. В рамках проекта в университетах проводится подготовка специалистов для работы в школьных библиотеках. Особое внимание уделяется и повышению квалификации школьных библиотекарей, которое организовано как в режиме онлайн, так и традиционным, аудиторно-лекторским способом.

И. Александров
Мастер-класс художника-иллюстратора
Ивана Александрова

Шведские коллеги рассказывали об использовании интернет-ресурсов в обучении чтению. Вниманию слушателей был представлен дивный сайт, разработанный для этих целей и способствующий продвижению чтения в свободное время. Как всегда, шведские библиотекари радуют и удивляют потрясающей системностью в своей работе, тактикой «малых дел», которая позволяет реализовать продуманную и рационально выстроенную программу действий по привлечению к чтению на всех уровнях, для всех возрастов.

А издательство «Самокат» презентовало долгожданную книжку рассказов Николая Назаркина «Изумрудная рыбка». Как всегда – в очень интересном оформлении. И в зале кто-то радостно спросил: «Уже, наконец, можно покупать?» Да, уже можно.

Заключительным «аккордом» этого дня и всего «БиблиОбраза» стал круглый стол на тему: «Как преобразовать школьную библиотеку в информационно-досуговый центр: перспективы и возможности». Выступали люди, чьи имена хорошо известны на нашем «поле». Говорили о наболевшем, важном. При этом в какой-то момент было ощущение, что название темы для обсуждения все забыли. Каждый рассказывал о том, что знал, а не о том, что делать. То есть «перспектив и возможностей» разглядеть, к сожалению, не удалось. Обидно. Был хороший шанс показать не только себя, но и поле своей деятельности в контексте обсуждаемого вопроса. На наш субъективный взгляд это удалось только А.В.Осину в его сообщении о потенциале электронных образовательных ресурсов в информационном пространстве школы и библиотеки. Но круглый стол в ходе развернувшейся дискуссии показал и очень важные вещи: неготовность некоторых библиотекарей к серьезному обобщению и выработке принципиальных подходов к развитию, желание стенать по поводу бедственного положения, неумение слушать и слышать.

А Фестиваль-Праздник со временем, нам кажется, может и должен стать Фестивалем-Конференцией, то есть местом напряженной и необходимой работы, местом встречи профессионалов – школьных и детских библиотекарей, педагогов для учебы, обмена опытом, идеями. А Праздник... Он, как утверждает классик, «всегда с тобой».

Надо отдать должное организаторам и ведущим, они сделали из всего увиденного и услышанного дельные выводы, в том числе – касательно обучения специалистов школьных библиотек. Все это нашло отражение в резолюции, которую тоже потом еще тщательно редактировали. Рекомендации, высказанные в ней, будут направлены в Государственную думу, в министерство образования, в Российскую библиотечную и другие ассоциации.

Мы написали не обо всем, что слышали. Нам показалось, что ряд мероприятий грешил обилием лозунгов и самоотчетов. Увы, это очень напоминало приснопамятные застойные 80-е, с «передовыми достижениями» и «выполнили-перевыполнили». Что же делать: все мы, видимо, дети той эпохи.

Но и в этих самоотчетах много правды. Школьные библиотекари не просто работают. Они, как волшебники, почти из воздуха творят и поддерживают в школах пространство Книги и Библиотеки. В очень разных школах: села или райцентра, в школах для слабовидящих, в школах для детей с особенностями в развитии, в спецшколах, в интернатах… В школах, где старые фонды и маленькие зарплаты. Им бы еще денег. Хоть немного. Не себе на зарплату (уж сколько об этом сказано!). Им бы новых книг в библиотеку купить: сказок для малышей, энциклопедий, детских журналов с такими манящими яркими картинками…

А фестиваль-праздник со временем, нам кажется, может и должен стать фестивалем-конференцией, то есть местом напряженной и необходимой работы, местом встречи профессионалов – школьных и детских библиотекарей, педагогов для учебы, обмена опытом, идеями. А праздник… Он, как утверждает классик, «всегда с тобой».

Фото Татьяны Рудишиной