Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2007

По страницам наших газет за сентябрь 2007 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Белякова Л. Художник стихии : Урок-проект по творчеству Ван Гога для учащихся 11 класса / Л. Белякова // Искусство. – 2007. – № 20. – С. 18–19. – (Урок МХК).

Богданова М. А. «Простые истины» : Интеллектуальная игра / М. А. Богданова // Химия. – 2007. – № 19. – С. 46–48. – (Переписка с читателем).

Бударина В. А. День леса : Экологический урок-игра / В. А. Бударина // Биология. – 2007. – № 19. – С. 31–33. – (Я иду на урок).

Дикман С. Я и милиция : Юридический справочник для школьников / С. Дикман // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 20. – С. 46–47. – (Отрывные странички).

Дорожкина Н. Мы идем в музей!.. / Н. Дорожкина // История. – 2007. – № 20. – С. 30–32. – (Уча учимся).

Несколько идей для организации экскурсионной работы со школьниками.

Ерёмина О. Сюжеты и герои «Руслана и Людмилы» : Викторина на уроке внеклассного чтения / О. Ерёмина // Литература. – 2007. – № 19. – С. 6–7. – (Я иду на урок: 5-й класс).

Либерцева В. Звездный час по теме «Осень» / В. Либерцева // Литература. – 2007. – № 20. – С. 7. – (Я иду на урок: 5-й класс).

Малыхина М. Праздники золотой осени / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2007. – № 19. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Примеры подвижных игр для ребят младшего школьного возраста, способствующих развитию быстроты, ловкости, силы.

Малыхина М. Ура, перемена! / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2007. – № 20. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Описание игр, в которые можно играть на перемене.

Новгородова А. Старая анкета из советского прошлого : Что ответили старшеклассники двадцать пять лет назад и их ровесники сегодня / А. Новгородова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 20. – С. 7–8. – (Воспитательная работа. В эпоху кризиса идеологии).

Черткова Э. «Если зло поощрять, то оно на земле торжествует» : Поэтический классный час / Э. Черткова // Литература. – 2007. – № 20. – С. 19–22. – (Я иду на урок: 11-й класс).

Щербакова С. Г. Мир зеркала : Интегрированный урок / С. Г. Щербакова // Химия. – 2007. – № 20. – С. 32–44. – (Конкурс «Я иду на урок»).

Предлагаемый урок – пример интеграции курсов химии, физики, истории, литературы, математики. По форме проведения это урок-интервью.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Бакунец С. На тропе сотрудничества : Игра-тренинг / С. Бакунец // Школьный психолог. – 2007. – № 19. – С. 27–28. – (Методическая копилка. Конкурс. Номинация: «Родители учащихся и психолог: формы и методы сотрудничества»).

Среди задач игры: сплочение родителей и педагогов; развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей.

Егоров Б. Общение через игру / Б. Егоров // Здоровье детей. – 2007. – № 20. – С. 38–39. – (Семья и дети).

Что надо сделать, чтобы ребенок вырос умным и здоровым? Некоторые размышления.

Зайцева В. Одинаковых детей не бывает / В. Зайцева // Здоровье детей. – 2007. – № 19. – С. 8–11. – (Взгляд физиолога).

Об индивидуальном своеобразии детей. Практические советы родителям.

Зайцева В. Ребенок наедине со взрослыми : Вопросы и ответы / В. Зайцева // Здоровье детей. – 2007. – № 20. – С. 34–37. – (Вместе с психологом).

Отношения с ребенком в семье – диктат или демократия?

Чем отличаются взгляды на ребенка родителей и учителя?

Иваницкая Е. «Да на него даже скандалы не действуют!» : Чтобы подросток услышал родителей, им надо изменить собственное поведение / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2007. – № 20. – С. 18. – (Детный мир. Парадоксы воспитания).

Выход из конфликта. Типы стратегий.

Матвеева М. Вечный двигатель, вечный прыгатель : Рассказ мамы о своем резвом дитяти: от младенчества до старших классов / М. Матвеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 19. – С. 14–15. – (Работа с учениками. Особые дети).

О гиперактивных детях.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Гузеева Е. Мое генеалогическое древо : Большая психологическая игра / Е. Гузеева // Школьный психолог. – 2007. – № 20. – С. 46–47. – (Конкурс. Номинация: «Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия).

Задачи игры: способствовать повышению самооценки воспитанников детского дома; воспитывать уважение к родителям и прародителям.

Казенчева И. Вреден ли рэп для школьников? : Использование современных информационных технологий в работе психолога / И. Казенчева // Школьный психолог. – 2007. – № 19. – С. 12–13. – (Конкурс. Номинация: «Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия).

Мухаметова Н. Симфонический оркестр : Большая психологическая игра / Н. Мухаметова, И. Вавилина, Л. Журавлева, Т. Ткаченко // Школьный психолог. – 2007. – № 19. – С. 29–32. – (Методическая копилка. Конкурс. Номинация: «Психолог, педагог, администратор: приемы и стратегии взаимодействия»).

Игру можно использовать для работы и с педагогическим коллективом, и со старшеклассниками.

Новикова Л. Посвящение в первоклассники : Обрядовая игра-инициация как средство адаптации ребенка к школе / Л. Новикова // Школьный психолог. – 2007. – № 20. – С. 10–13. – (Психологические технологии).

Рытова Ю. Конкуренты или одна команда? / Ю. Рытова // Школьный психолог. – 2007. – № 19. – С. 46–47. (Игротека).

Цели игры: формирование умения работать в команде; развитие лидерских и креативных способностей участников.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Резапкина Г. Уроки самоопределения : Профориентационные занятия в 8–9 классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 19. – С. 40–45. – (Работа с классом. Профориентация школьников).

«Темперамент и профессия» – первый урок в 8-м классе.

«Способности и профессиональная пригодность» – первый урок в 9-м классе.

Резапкина Г. Уроки самоопределения : Профориентационные занятия в 5–7 классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 20. – С. 37–42. – (Работа с классом. Профориентация школьников).

«Что такое хорошо и что такое плохо» – второе занятие в 5-м классе.

«Определение типа мышления» – второе занятие в 6-м классе.

«Я чувствую – значит существую» – второе занятие в 7-м классе.

ПОДРОСТОК

Савостьянов А. Агрессивный подросток в окружении общества и семьи / А. Савостьянов, Л. Бордукова // Здоровье детей. – 2007. – № 19. – С. 32–36. – (Вместе с психологом).

В конце материала дан список литературы по теме.

Сакович Н. Шаги навстречу : Коррекционная работа с агрессивными детьми и подростками / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2007. – № 20. – С. 19–30. – (Книга в газете).

Соколов С. Игра в киберлюбовь : Сегодняшние двенадцати-шестнадцатилетние зачастую испытывают первые романтические волнения в чатах и на сайтах знакомств / С. Соколов // Первое сентября. – 2007. – № 20. – С. 19. – (Детный мир. Психология взросления).

Степанов С. С. Как говорит современный подросток / С. С. Степанов // Русский язык. – 2007. – № 20. – С. 40–41. – (Язык и общество).

ПРОБЛЕМА

Алексеева Т. <Liveinternet.com> : интернет-дневники старшеклассников : О том, как это бывает и что они об этом думают / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 20. – С. 24–26. – (Здоровьесбережение. Проблема наркотиков).

Интернет открывает перед нами удивительную возможность – услышать живые голоса подростков, столкнувшихся с бедой непосредственно или на примере сверстников. Мы, взрослые, читая выдержки из блогов, можем лучше понять причины, толкающие учеников к наркотикам. А значит, если не найти готовых рецептов, то хотя бы не делать лишних ошибок. Не подталкивать самим.

Иваницкая Е. Стратегия сопротивления: умей сказать «нет» : Материалы к классному часу / Е. Иваницкая // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 20. – С. 29–30. – (Здоровье­сбережение. Проблема наркотиков).

Коновалова Т. Наркомания: кто виноват и что делать? : Материалы для педсоветов и родительских собраний / Т. Коновалова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 20. – С. 21–22. – (Здоровьесбережение. Проблема наркотиков).

По материалам сайта московского психотерапевта Николая Нарицына <www.naritsyn.ru>.

Этапы развития наркозависимости : Информация для подростков // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 20. – С. 23. – (Здоровьесбережение. Отрывная страница).

По материалам сайта реабилитационного центра.

ТРУДНАЯ ТЕМА

Лебедев С. 1937 год: трагедия человеческого сознания : 30 октября – День памяти жертв политических репрессий / С. Лебедев // Первое сентября. – 2007. – № 20. – С. 21–23. – (Идеи. Судьбы. Времена).

Луховицкий В. 30 октября – День памяти жертв политических репрессий : Материалы для классного часа / В. Луховицкий // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 19. – С. 31–38. – (Памятная дата. Классный час).

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Александрова Е. Зачем учиться? : В старших классах ответ на этот вопрос может найти только сам ученик / Е. Александрова // Первое сентября. – 2007. – № 20. – С. 11. – (Школьное дело. Когда знания обретают смысл).

Очень важно, чтобы развивающая и воспитывающая деятельность педагогов постепенно переходила в процесс саморазвития детей. Как учителя могут стимулировать этот переход?

Восемь шагов к индивидуальной образовательной траектории.

Данюшевская Г. Что дает школа своим ученикам? / Г. Данюшевская // Управление школой. – 2007. – № 20. – С. 25–29. – (Школьный уклад).

Когда школа создает программу развития и пишет концепцию учебно-воспитательной работы, она конечно же, думает над «моделью выпускника». Эта модель – представлпение о том, что дает (или хочет дать) школа ученикам.

Автор статьи рассуждает над результатами того, что получилось после опросов, которые проводились среди учеников трех таганрогских школ.

Ершова А. «Несерьезные» ходы и «вредные» советы / А. Ершова, В. Букатов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 19. – С. 20–22. – (Работа с учениками. Особые дети).

Дидактические игры и советы.

Кожурина Л. Чем больше разных школ, тем ближе мы к детям : Репортажные заметки из Московского городского дома учителя. 29–30 сентября 2007 года / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2007. – № 19. – С. 2–3. – (Аксиома встречи).

О том, как проходили Одиннадцатые Соловейчиковские чтения «Школа на стороне ребенка».

Куприянов Б. Чтобы каждый ученик мог почувствовать себя успешным : Программа развития как средство перестроить школу в интересах детей / Б. Куприянов // Первое сентября. – 2007. – № 20. – С. 10. – (Школьное дело. Ориентиры).

Левашова М. Формирование нравственных качеств : Разработка открытого педагогического совета / М. Левашова // Управление школой. – 2007. – № 20. – С. 11–14. – (Наука управлять. Педсовет).

Открытый педагогический совет – одна из форм работы с учащимися, позволяющая на практике внедрить в жизнь учебного заведения принцип демократического сосуществования детей и взрослых и сделать попытку отследить процессы, происходящие в современном обществе.

Леонтьева О. Если в учебнике ответ неправильный... : Попробуем использовать этот недочет для повышения эффективности обучения / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2007. – № 20. – С. 13. – (Школьное дело. Движение по дороге знаний).

Лухтанова Е. Формирование коммуникативной компетентности педагогов : Программа образовательного модуля / Е. Лухтанова // Школьный психолог. – 2007. – № 19. – С. 18–26. – (Методическая копилка. Конкурс. Номинация: «Психолог, педагог, администратор: приемы и стратегии взаимодействия».

Меркулов Ф. Повышение квалификации: когда профессиональные проблемы становятся точкой роста : Тогда оказывается, что и ресурсы развития находятся под рукой / Ф. Меркулов // Первое сентября. – 2007. – № 20. – С. 12. – (Школьное дело. Педагогический факультатив).

Ростова Л. Возмутители спокойствия : От гипер­активных до незаметных / Л. Ростова // Первое сентября. – 2007. – № 20. – С. 18. – (Детный мир. Обратите внимание).

О конфликтах в классе.

В конце материала приведен список литературы по теме.

Сартан М. Музей и школа: найдите семь различий / М. Сартан // Искусство. – 2007. – № 20. – С. 16. – (Точка зрения).

Семь принципиальных противоречий между школой и музеем, которые мешают им найти взаимопонимание.

Шейко Н. Испытание музеем / Н. Шейко // Искусство. – 2007. – № 19. – С. 18. – (Точка зрения).

Статья продолжает дискуссию «Музей и школа».

Зачем вы ходите в музей с классом? Что может музей такого, чего не может школа? Как чувствует себя в музее ребенок? А взрослый? А ученик?

Ярошук Н. Коды реальности : О телесно-ориентированной терапии и театральной педагогике в школьной практике / Н. Ярошук // Школьный психолог. – 2007. – № 19. – С. 6–8; № 20. – С. 6–8. – (Метод в теории и на практике).

НА ЭКСКУРСИЮ

Шенкман В. Бендериана в камне и бронзе / В. Шенкман // Литература. – 2007. – № 20. – С. 38–39. – (Литературная карта).

О памятниках героям книг Ильфа и Петрова.

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

Сартан М. Пьер Огюст Ренуар / М. Сартан // Искусство. – 2007. – № 19. – С. 8–11. – (Арт-галерея).

ИМЕНА

Барабанов Н. Бела Барток / Н. Барабанов // Искусство. – 2007. – № 20. – С. 10–12. – (Арт-галерея).

Евдокимов В. И. Юбилей на родине П.П. Семенова-Тян-Шанского / В. И. Евдокимов // География. – 2007. – № 19. – С. 3. – (История географической науки).

К 180-летию со дня рождения Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского.

Фандо Р. А. Юрий Александрович Филинченко и начальные этапы формирования отечественной генетики / Р. А. Фандо // Биология. – 2007. – № 19. – С. 19–25. – (История науки).

Шеваров Д. «Ты не езди за Забыть-реку...» : Исполнилось 75 лет Василию Ивановичу Белову – автору классических произведений деревенской прозы / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2007. – № 20. – С. 24. – (Идеи. Судьбы. Времена. Домашний архив).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Костюхина М. Откровения подростка / М. Костюхина // Литература. – 2007. – № 19. – С. 22–26. (Детское чтение).

Обзор литературы для подростков.

«Наше русское столь загадочное будущее» : «Дневник писателя Ф. М. Достоевского в семи закладках, сделанных сегодняшним учителем // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 20. – С. 14–16. – (Воспитательная работа. В эпоху кризиса идеологии).