Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2007

ВНЕШНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Козлова
Ольга Викторовна
Козлова
председатель секции
школьных библиотек РБА,
ст. преподаватель МИОО,
Москва

Год, надо сказать, выдался урожайный. В послании к Федеральному собранию президент упомянул библиотечную сеть России, попросил региональные власти больше внимания и средств направлять на развитие библиотек, в том числе школьных. Дорогого стоит для нас это уточнение! Ведь зачастую при упоминании в документах во внимание принимаются только библиотеки Министерства культуры, а школьные традиционно выпадают из поля зрения. А в Министерстве образования, всем известно, руки не доходят и до более существенных вещей, чем школьные библиотеки.

Во времена создания библиотечных законов, после утверждения и исправления ФЗ «О библиотечном деле» (1995–1998), в регионах на школьных библиотекарей не распространялись внесенные в документы льготы, и методистам по учебным фондам с переменным успехом удавалось или не удавалось вписывать школьных библиотекарей в общий поток.

С этим упоминанием наши библиотеки автоматически не будут скидываться со счетов, как это было раньше. Определенным оптимизмом послание президента заряжает, поскольку имеется возможность развития номер один.

Далее.

Накануне выборов о библиотечном электорате вспомнила ведущая партия.

В своем выступлении на конференции РБА в Брянске Борис Вячеславович Грызлов на равных со словами о крупных и публичных библиотеках озвучил проблемы школьных: отсутствие какого-либо упоминания в законе «Об образовании», отсутствие выработанных нормативов по количеству фонда, оборудования, штатов.

Комитет Государственной думы по делам женщин, семьи и детей, возглавляемый Екатериной Филипповной Лаховой, более плотно прислонился к нашим проблемам и подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании”». В этот закон, по словам Т.Д.Жуковой, «внесены изменения, направленные на установление федеральных требований к образовательным учреждениям в части нормативов библиотечного обслуживания учащихся и комплектования библиотечных фондов». Сомневаюсь относительно внесения в закон каких-либо нормативов, это не тот тип документов, где можно впадать в какую-либо конкретизацию. Скорее всего, будет устанавливаться ответственность образовательного учреждения за организацию и развитие деятельности библиотек.

На семинаре «БиблиОбраз 2007» в выступлениях ответственных лиц прозвучало, что проект изменений в закон «Об образовании» прошел первое чтение в Госдуме. Если это так и дополнение о библиотеках как структурных подразделениях школы будет внесено в закон, библиотекари окажутся защищенными перед лицом возможных изменений при подушевом финансировании образования.

Эксперимент по новому финансированию сейчас проводится в 21 регионе России. Результат, совершенно очевидно, будет положительным (он таким должен быть по определению), и с января 2008 года начнется массовый переход на систему оплаты труда, при которой деньги придут в школу на каждую обучающуюся единицу. Там, где учащихся достаточно для содержания всей структуры образовательного учреждения, вопросов нет, сложности, и немалые, по сокращению кадров начнутся у «троечников». Крайним может оказаться библиотекарь. И изменение в законе «Об образовании» работает на школьные библиотеки.

Однако от деклараций партий и комитетов в предвыборный период до дела в нашей многострадальной стране, известно, дистанция огромного размера. После заверений бывшего министра В.М.Филиппова в будущем процветании школьных библиотек, введении должности «педагог-библиотекарь» и последующего долгого молчания на эту тему все декларации встречаются нами скептически.

Поживем – увидим. Но это намек на возможность развития номер два.

Напрашивается естественный вопрос: вследствие всех упоминаний, намерений и заверений могут школьные библиотекари надеяться на перемены к лучшему?

Надеяться имеют право, конечно. Но мы не напрасно изучали в свое время политэкономию, благодаря чему понимаем, что в основе всякого упорядочивания жизни общества лежит крепкая экономика и стабильность.

Пока этого нет. С экранов телевидения уже льется на нас социальный оптимизм в виде введенных в строй новых объектов промышленности и радостных новоселов, уже повышают пенсии не один раз, а целых два. Но, оглянувшись вокруг, видим: до крепкой экономики еще далеко.

Современному человеку, более-менее адаптировавшемуся к этой жизни, понятно, что назад, к чистой централизации власти, к централизации решений и проверке исполнения хода нет и не будет. Централизация обременительна для федерального руководства во всех отношениях и теперь уже в принципе невозможна. Очень удобно и, как видим из отчетов, продуктивно работать по программам. Кто смел, тот и съел. Успело местное начальство представить нужные, крепко сшитые бумаги в центр формирования программ, согласилось оно на долевое участие в финансировании – тогда вперед, дело, может быть, и стронется с места. Сидит у вас в управленцах перестраховщик или просто очень спокойный безденежный функционер, питающийся планами и отчетами по устаревшей схеме, – вы ничего хорошего не увидите еще энное количество лет.

И к библиотекам это относится не в последнюю очередь.

Летом был проведен съезд школьных библиотекарей России. Итогового документа мы, правда, не видели, но догадываемся, что могло быть в него внесено. Не на каждые наши посиделки приезжает, да еще и выступает министр образования. Событие существенное для школьно-библиотечной жизни, хоть суть выступления и сводилась к одному: надейтесь на свои силы и сами себе обустраивайте Рио-де-Жанейро в отдельно взятых Вышних Волочках.

Съезд и приезд «барина», который хотя и не рассудил, но и не особенно журил, – несомненно, внешняя возможность для развития под номером три.

К внешним возможностям развития следует отнести наличие у школьных библиотек средств массовой информации.

Понятно, чем чаще звучат в обществе словосочетания «библиотека в школе, школьная библиотека», тем больше уверенности у работников этих библиотек, что они не одни перед лицом собственных проблем. Очевидно, что частные проекты в виде газеты «Библиотека в школе» и журнала «Школьная библиотека» представительствуют с разной степенью успешности и в Российской библиотечной ассоциации, и в коридорах власти, и на международном уровне.

По сути, они сейчас – методические центры библиотечной жизни общего образования. Конкуренция, сопутствующая делу развития прессы, в данном случае явно на пользу библиотекарям. Редакции стараются разрабатывать проблемы, отыскивают авторов, ищут формы общения с читателями, стараются быть в курсе всего нового, происходящего в библиотечном мире.

ОСМЫСЛЕНИЕ ИТОГОВ ЧАСТНОГО СЛУЧАЯ

Слабые стороны и внутренние проблемы вкладки «Методический день»

У вкладки «Методический день» первый юбилей. Пять лет произрастания на добротной ниве профессиональной газеты.

Приступая к работе, мы активно распространяли анкету среди методистов по учебным фондам. Она содержала нашу декларацию о намерениях. Получалось очень красиво. Напомню пункты анкеты:

• Какие материалы в помощь методической работе Вы хотели бы прочесть во вкладке для методистов газеты «Библиотека в школе» (интересное пометить):

– Общие основы методической работы; методическая работа в условиях системы образования.

– Регламентирующая и нормативная документация работы методистов по учебным фондам и школьных библиотекарей (с развернутыми комментариями).

– Технология работы. Планирование и отчетность методиста по учебным фондам. Рабочий аппарат методиста по учебным фондам. Диагностика учебных фондов и др. Технология проката, аренды учебников.

– Нормирование методической работы.

– Компьютеризация процессов методического труда.

– Организация системы повышения квалификации. Тематика семинаров, круглых столов. Организация самообразования библиотекарей. Работа с методическими объединениями.

– Методика проведения проверок библиотек по основным направлениям.

– Этика и психологические основы методического труда. Культура методического труда.

• Хотели бы Вы прочесть материалы (интересное пометить):

– из опыта работы методистов по учебным фондам России;

– методические рекомендации по организации работы;

– конкретные разработки семинарских занятий, круглых столов, «Дня библиотекаря», конкурсов библиотечных работников и др.;

– информацию о новостях библиотечной жизни и библиотечной науки;

– интервью с конкретными влиятельными методистами о проблемах методических служб.

• Будет ли положительно влиять на Ваш интерес к вкладке наличие информации (нужное пометить):

– издательств о выпуске отдельных учебников и учебно-методических пособий;

– об изданиях в помощь библиотечным работникам;

– обзоров интересных публикаций из периодических изданий, как библиотечных, так и педагогических.

В начале пути мы искренне полагали, что сможем обеспечить наполнение всех рубрик. И начало было неплохое. Мы дали разработки Бориса Бачалдина по основам методического труда, представили формы работы, специфику, его этику и психологические основы.

Трудности начались при розыске регламентирующей и нормативной документации труда методиста. Научно-методическим отделом ГПНБ им. К.Д.Ушинского было разработано «Положение о методисте по учебным фондам». Отдел библиотек Министерства образования внес коррективы в виде разъединения положения на два: «Положение о методисте по учебным фондам» и «Положение о специалисте органов управления образованием по работе с учебным фондом». Оба положения были рассмотрены и утверждены на заседании ныне покойной Центральной библиотечной комиссии при Министерстве образования. Они были опубликованы в сборнике библиотеки им. К.Д.Ушинского «Библиотека общеобразовательного учреждения» и в продолжающемся издании «Библиотека и закон» (№ 9). Однако из-за отсутствия регистрационной атрибутики министерства они не были внедрены в практику методических служб.

Самый животрепещущий вопрос о нагрузке методиста по учебным фондам не нашел ответа. Попытки найти у коллег – на страницах и в редакции журнала «Методист» – нормирование методического труда, а именно: сколько на одного методиста полагается опекаемых объектов, – не увенчались успехом. Пожали только неопределенное «что-то где-то было, но найти не удается».

Совсем не подробно коснулись мы проблемы технологии методического труда, планирования и рабочего аппарата. Методисты оказались скупы на публикации по этой теме. То же самое и по диагностике фондов и прокату учебников. Наработки есть, а уверенности у методистов, что их опыт не повредит им после публикации и что он имеет право на существование, – нет.

Следовательно, и публикаций нет.

Следующим пунктом нашего анализа слабых сторон деятельности будет обвинение редакции вкладки в собственной нерасторопности.

Большой недоработкой вкладки является слабое освещение темы «Компьютеризация методического труда». И материал ведь есть. На конкурс «Мастер книги 2006» в номинации «Портфолио специалиста по учебному фонду» было прислано много интересных разработок по этой теме.

Текучка и, наверное, недостаточная въедливость в проблематику виной этому явлению.

Не удалось выдать каких-либо методических рекомендаций, ориентируясь на злобу дня. Информация проходила, а рекомендаций не было. Например, скоро в образовании начнется переход на подушевое финансирование, возможны в школах сокращения штата за счет библиотечных работников. Как методист или специалист по учебным фондам может этому противостоять? Вкладка не действует на опережение и «не дает ответа».

Часть заявленных в анкете тем была освещена не во вкладке, а вообще в газете. В частности, делались обзоры интересных публикаций из периодических изданий – как библиотечных, так и педагогических.

Наша особая благодарность методистам, которые много и профессионально сотрудничали с нами на протяжении этих пяти труднейших лет: Ирине Васильевне Дейнеко, Татьяне Капитоновне Седых, Татьяне Николаевне Долгощеловой, Татьяне Михайловне Клоновец, московским методистам по учебным фондам: Вере Григорьевне Груниной, Елене Васильевне Баханской, Татьяне Юрьевне Журиной.

Не перечисляю, что удалось сделать вкладке хорошего. Это не отчет с целью получить премию. Оттолкнемся от неудач и промахов и поплывем дальше. О необходимости плавания свидетельствуют ваши отклики. Приятно, что отмечают удачные пословицы к публикациям вкладки. Значит, стреляет. Надеемся, что и в дальнейшем на ваши публикации, дорогие методисты, мы найдем соответствующие мудрые слова.

Чудеса в решете: дыр много, а вылезть негде.

Русская народная пословица