Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2007

Лекция 8. Чтение в школьной и детской библиотеке: очевидное и невероятное

Чтение в библиотеках как способ коммуникации. Организация, методика и результаты успешных региональных проектов. Международный опыт продвижения и поддержки чтения

План лекций по курсу

Номер газеты
Название лекции
17
Лекция 1. Школьная и детская библиотека: новые роли. Библиотека как досуговый центр, культурное кафе и центр непрерывного образования. Изменяем привычные роли и восприятие.
18
Лекция 2. Библиотечное лидерство. Нужно ли быть лидером в библиотеке? Что такое лидерство вообще? Особенности восприятия лидеров в России и за рубежом. Специфика библиотечного лидерства. Менеджмент человеческих ресурсов. Один в поле не воин?
19

Лекция 3. Библиотечный менеджмент: современные стили. Современный и креативный менеджмент в школьной и детской библиотеке: легко, красиво и эффективно. Инновационные подходы к привычным и рутинным процессам.

Контрольная работа № 1

20
Лекция 4. Библиотека как центр коммуникации. Местное сообщество: читатели, соседи – потребители или союзники? Добровольцы в библиотеке. Технологии работы школьного библиотекаря как лидера местного сообщества и коллектива школы. Директор и учителя: союз или вооруженный нейтралитет?
21

Лекция 5. Социальные проекты в школьной и детской библиотеке. Библиотечные проекты как способ изменения ситуации в местном сообществе и развития территории. Проектный менеджмент как средство изменения реальности и преодоления проблем.

Контрольная работа № 2

22
Лекция 6. Маркетинг и фандрейзинг библиотечных проектов. Нужно ли в библиотеке бизнес-планирование? Хотите денег и ресурсов на ваш проект? Современный библиотечный маркетинг и фанд­рейзинг и его «инструментарий».
23
Лекция 7. PR-деятельность в библиотеке. PR библиотеки как условие ее успешности. Создаем библиотеке репутацию и привлекаем союзников. Возможности новых информационных технологий для пиар-деятельности в библиотеке.
24

Лекция 8. Чтение в школьной и детской библиотеке: очевидное и невероятное. Чтение в библиотеках как способ коммуникации. Организация, методика и результаты успешных региональных проектов. Международный опыт продвижения и поддержки чтения.

Итоговая работа

Последняя наша лекция посвящена проектам и инициативам по продвижению чтения в нашей стране и за ее пределами. Как мы уже говорили в первой лекции, мир стремительно меняется и наша страна не исключение. Для начала разберемся, что же происходит с чтением вообще и зачем оно нужно.

ФУНКЦИИ ЧТЕНИЯ

Какие же функции должно выполнять чтение в современной детской и школьной библиотеке? Как справедливо заметил наш соотечественник А.Генис, не слово, а «глаз» – образ современной цивилизации. Но, во-первых, именно благодаря чтению (причем в любом виде и на любых носителях, в традиционном и электронном виде) происходит обмен информацией социально важной и значимой, необходимой для развития маленького человека (и не только маленького), а также информацией, переплавленной в знания. Все остальные каналы (будь то обычное общение, телевидение, радио) лишь помогают нам получить информацию дополнительную, текущую, не столь необходимую и глубокую. Это – лишь своеобразные гиды и проводники к действительному знанию, которое можно почерпнуть в книге, в каком бы виде она ни была. Особняком стоит Интернет, потому что представляет собой сочетание визуальной и письменной информации. Можно смело утверждать, что в Интернете люди тоже читают.

Проект национальной программы поддержки и развития чтения справедливо утверждает: Чтение – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, – составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка1. Существует еще огромное количество иных определений самого чтения и его функций в современном мире, но мы постараемся использовать только те из них, которые нам действительно необходимы для осознания, изменения и продвижения роли библиотеки и библиотекаря в местном сообществе, причем библиотеки и библиотекаря, работающего с детской аудиторией.

Рискну предположить, что главным для этих специалистов является чтение как коммуникационная среда, попадая в которую и общаясь с автором, со сверстниками, с библиотекарем ребенок или подросток развивается, приобретает знания и умения, а без них, в свою очередь, невозможно творчество или, шире, креативность. Можно просто выразить себя, решить свои проблемы, решить не на улице, не в подворотне по советам непрофессионалов, а грамотно, получив (в том числе и в библиотеке) новое знание, которое поможет в этом. Но для этого, как уже говорилось, библиотека должна быть центром такого равноправного общения, а не «храмом», центром современным и «модным», где можно «развлечься», «получить удовольствие».

Чтение как развлечение. Мы зачастую противопоставляем чтение интеллектуальное так называемой «развлекухе», между тем как в мире расцветает пышным цветом явление, ранее невиданное, – так называемый инфотейнмент (infotainment), происходящее от совмещения двух английских слов «information» (информация) и «enterteinment» (развлечение).

Таким образом, от чтения качественного, интеллектуального можно и нужно получать удовольствие, и это удовольствие – вопрос воспитания вкуса и привычек. Наши британские коллеги справедливо отмечают: Концепция развития читателя не во всем совпадает с традиционными идеями о роли чтения. У многих из нас устойчивые представления о роли чтения формируются в процессе получения образования и под влиянием общепринятых взглядов на литературу. Теория развития читателя нацелена на то, чтобы помочь ему избавиться от стереотипов, от уверенности в том, что чтение обязательно должно приносить пользу. Чтение может быть просто вашим любимым занятием, способом ухода от проблем или способом испытать сильные чувства, когда вы в этом нуждаетесь. Чтение – это не только средство для получения образования или повышения грамотности. Человек вовсе не обязан дочитывать книгу до конца, если она ему не нравится, и не должен испытывать при этом угрызений совести, словно он с чем-то не справился. Просто это была неподходящая книга, или время для нее было выбрано неудачно2.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ЧТЕНИЮ В ШКОЛЬНОЙ И ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ: СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ

Посмотрим на мировой опыт. В Великобритании, например, развивают не чтение, а читателя, и этот процесс решает три основные задачи.

Первая – познакомить читателей с огромным разнообразием имеющихся книг и помочь им найти ту, которая им понравится, даже если она не входит в круг их обычного чтения.

Вторая задача – пересмотреть привычные взгляды на то, для чего нужно чтение: для учебы, для собственного развития или просто для того, чтобы получать от чтения удовольствие. Развитие читателя предполагает, что главная цель чтения – получение удовольствия.

Третья задача – сделать центром организации процесса чтения читателя, а не книгу и ее автора3.

Те же британские коллеги дают массу казалось бы простых, вполне работающих приемов по продвижению чтения4. Например, можно провести «маркетинговую кампанию» по продвижению библиотеки с участием детей. Предложить им нарисовать плакаты, сделать заставки на компьютер с рекламой библиотеки и списками рекомендованных книг, написать убедительный текст, рекламирующий ее.

Можно организовать настоящий «чарт»5: выбрать дюжину или десятку самых популярных книг, относясь к ним как к «звездам» эстрады. Сформировать из них выставку и найти способ еженедельно информировать об изменениях, создавая, таким образом, интригу.

Еще один способ сделать книгу «модной» для детей – это так называемые медиапакеты. Для них нужно определиться сначала с темой: мотоциклы, девичья мода, футбол, собаки и т.д. Положить в комплект книги, плакаты, постеры, видео, кроссворды, газеты и журналы по предложенной тематике (или вырезки, публикации). После этого можно попросить ребят выбрать полюбившиеся (обязательно с отзывом на прочитанную книгу!) и присвоить рейтинги книгам и журналам в медиапакетах.

Далее идет не новый, но вполне работающий жанр – интеллектуальные викторины по книгам. Они могут быть очень короткими, но должны включать вопросы на знания, полученные детьми из книг, а не проверку запоминания текста и фактов из него.

Следующая форма – «паспорт» читателя, который нужно вести постоянно, отмечая в нем количество прочитанных (взятых на дом) книг. За определенное количество взятых книг читатель должен получать какой-то приз. При этом, поскольку некоторые могут хитрить, надо проверять, прочитали ли книжку на самом деле. Кроме того, в паспорт надо заносить все добрые дела, сделанные читателем на пользу библиотеке и чтению.

Многим ребятам захочется стать и «юными библиотекарями», для чего можно организовать специальный тренинг, который, несомненно, положительно скажется и на престиже вашей профессии. Сформировать «читательское ядро», помочь привлечь «союзников» и добровольцев, а также вовлечь в чтение тех, кто читает мало, поможет «Карта преданного читателя». В ней должно содержаться не только количество прочитанных книг, но и другая информация, направленная на формирование у детей чувства сопричастности к «большому делу».

Какая эта может быть информация? Например, такая:

Виды деятельности

Очки

Написать статью в школьный журнал, газету или в стенгазету класса (статья должна быть о книге или библиотеке)

 

Написать отзыв о книге (по специальной форме; отзывы должны храниться в отдельной книге и быть доступными для ознакомления)

 

Процитировать библиотечный источник в домашней работе и представить цитату библиотекарю (за одну цитату дается одно очко)

 

Принять участие в библиотечной викторине, отвечая на вопросы (за подготовку викторины и свои придуманные вопросы баллы могут быть удвоены )

 

Взять книги на дом (баллы должны зависеть как от количества, так и от качества книг)

 

Проводить много времени в библиотеке (занимаясь чтением и принимая участие
в мероприятиях, акциях и пр.)

 

Порекомендовать библиотеке приобрести новую полезную книгу

 

Подарить библиотеке новую интересную книгу

 

Очки должны обязательно через определенный период времени обмениваться на призы, а информация о лидерах соревнования должна быть представлена на специальном стенде.

В третьей лекции мы говорили о том, по каким сценариям может развиваться деятельность библиотеки в будущем, а в первой – о ее ролях и моделях. Могло показаться, что это все нам только предстоит сделать когда-то. На самом деле многое можно сделать уже сейчас, руководствуясь новой идеологией «библиотеки без стен», библиотеки, смело выходящей в общественное пространство, библиотеки – интеллектуального центра местного сообщества.

Вспомним и о конкурентах библиотеки на «рынке свободного времени». Один из них, несомненно, книжный магазин. Так почему бы не применить приемы конкурентов для продвижения чтения? Для этого мы можем организовать пространство библиотеки наподобие книжного магазина. Разложим книги на столах и сделаем оригинальные, хорошо оформленные подписи. Не будем убирать уже сданные книги, оставив их на виду, ведь мнение авторитетных сверстников и ребят более старшего возраста имеет чрезвычайно важное значение для детей. Кроме этого, необходим и «физический» выход за стены библиотеки. Почему бы не организовать уголки с книгами именно там, где дети бывают чаще всего: в столовой, рекреациях, в коридоре? (Речь здесь, разумеется, идет о школьной библиотеке.) Чтобы обеспечить контроль за взятыми в этих уголках книгами, понадобится помощь добровольцев. Многие дети сейчас с удовольствием читают журналы. Можно попросить принести из дома свои прочитанные журналы и организовать полку или стеллаж свободного доступа. И наконец, очень важно привлечь к чтению родителей, предлагая им книги для семейного чтения.

ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ: ОТ ПРИЕМОВ К ПРОЕКТАМ

Все, о чем говорилось выше, имеет прямое отношение к продвижению чтения. Но, исходя из материалов предыдущих лекций, мы должны отдавать себе отчет, что это лишь приемы, которые можно применять в проектной деятельности, но не сами проекты. Что такое проект, мы уже разобрали в пятой лекции, а теперь поговорим о специфике проектов по продвижению чтения.

Для начала зафиксируем две очень важные вещи.

Первое. Развитие и продвижение чтения для нас не самоцель, а, прежде всего, средство развития личности ребенка, его творческих способностей, навыков адаптации в обществе, решения различных проблем человека и местного сообщества (например, семейных, адаптации мигрантов и других).

Второе. Чтение – это мощная коммуникационная среда, включив в которую детей и их родителей можно добиться очень интересных и важных результатов в их повседневной жизни, улучшив ее качество. Как мы помним, любой проект предполагает и так называемую «проектную коммуникацию». Так вот, с этой точки зрения любой проект по продвижению чтения – это «коммуникация в квадрате».

Не менее важное значение в таких проектах имеет грамотная и осознанная работа с ресурсами. Эта тема напрямую связана с темой «коммуникации в квадрате». Какие же ресурсы являются решающими для проектов по продвижению чтения? Для начала вспомним, какими они бывают: человеческими, финансовыми, материально-техническими, информационными, символическими и природными. (В пятой лекции у нас еще упоминались связи и интеллектуальные ресурсы, но сейчас для простоты картины мы включим их в группу «человеческие».)

Кто-то, несмотря на материал пятой лекции, опять сразу скажет: «Главные ресурсы – финансовые!» И будет снова неправ. Безусловно, роль финансовых ресурсов бывает важной, но есть примеры, когда на реализацию небольших проектов в школьной и детской библиотеке они не нужны вообще. Это, однако, не означает, что в таком случае не требуются ресурсы материальные (т.е. оборудование, бумага и прочее). Но и они не являются главными.

Так с какими же ресурсами нам надо начинать работать в первую очередь и как? Безусловно, с человеческими. Именно человеческие ресурсы, включая наши возможности, разнообразные таланты и творчество, нестандартный поход к деятельности, помощь добровольцев, наконец, наши связи, – все это может позволить вместе с привлеченными людьми придумать идею, подготовить проект, сформировать команду и т.д. Вместе вы определите, как включить в проект школьное сообщество и власть. Именно человеческие ресурсы позволят вам воспользоваться ресурсами информационными, использовать возможности СМИ и Интернета. Они понадобятся нам не только для того, чтобы обеспечить благоприятный пиар проекту, но и чтобы привлечь ресурсы административные. Получив освещение в СМИ, вы станете «интересны» власти и школьному начальству.

Нельзя забывать и о том, что чтение и информация также неразрывно связаны, а значит, проекты по продвижению чтения – это еще и «информационные проекты в квадрате».

Какие бывают способы коммуникации с властью и как ее организовать, мы уже рассмотрели в четвертой лекции. Специфика нашей страны такова, что включение именно этого ресурса часто приводит к получению ресурсов финансовых и материально-технических. Но для того, чтобы «выйти» на власть, вывести свой проект на высокий уровень, существует еще одна группа ресурсов, которая также имеет зачастую важное, если не решающее значение для проектов по продвижению чтения. Это – ресурсы символические. Как мы уже говорили, это могут быть различные писатели и литературные деятели, исторические и литературные события, связанные с данным местом, их юбилеи, отмечаемые во всероссийском или местном масштабе, памятные места, музеи, даже название той или иной географической местности, территориальной единицы и прочее. Например, в Карелии есть районный центр Калевала, что позволяет местным властям активно использовать тему знаменитого эпоса и для создания имиджа территории, и для дополнительного привлечения ресурсов, а название республики Хакасия означает «земля читающих, грамотных людей». Хакасами когда-то, в Средние века, китайцы называли енисейских киргизов. Это может быть также упоминание о том или ином городе в литературном произведении или отождествление себя с каким-то вымышленным местом (например, жители города Козьмодемьянск предположили, что именно он описан под названием Нью-Васюки). Иногда вокруг незначительного на первый взгляд факта выстраиваются целые проектные «цепочки». Хорошим примером такого подхода является, например, первый международный туристический фестиваль «Дорогами бравого воина Швейка», проведенный во Львове. Он проходит во Львовской области уже не первый раз. Основой для его организации послужил факт, что Я.Гашек в своей книге описал кратковременный момент пребывания Швейка во Львове. Сначала был открыт памятник Швейку вблизи «Виденской кавьярни» (кафе) (причем Швейк изображен на велосипеде и памятник стоит недалеко от помещения городского совета) и организован туристический маршрут по местам «швейковской славы», а потом и вовсе придуман международный фестиваль. Его частью был, например, конкурс на знание цитат из этого бессмертного, веселого и жизнеутверждающего произведения6.

А вот еще один проектный «ход», придуманный в рамках Национального года чтения в Великобритании, проходившего с сентября 1998 до августа 1999 года.

Национальный трест грамотности предложил его участникам 12 тем, определяющих содержание работы, – по теме на каждый месяц. Вот их список:

Сентябрь. «Сила историй» – устные рассказы и истории в литературе.

Октябрь. «Поэзия» – знакомство с поэтическим наследием и современной поэзией Великобритании в книгах и на сцене.

Ноябрь. «Книги для малышей и дошкольников» – роль книги в раннем развитии ребенка до того, как он сам научится читать.

Декабрь. «Тексты пьес» – драматургия от Шекспира до современных авторов как занимательное чтение.

Январь. «Фильмы» – экранизированные книги и фильмы, послужившие основой для литературных произведений.

Февраль. «Информационные технологии» – использование интернет-технологий для развития и исследования чтения.

Март. «Книги о спорте» – привлечение внимания спортивных болельщиков к огромному разнообразию книг и других материалов о спорте.

Апрель. «Слова песен» – тема для любителей музыки о лирической поэзии и текстах песен.

Май. «Свободный доступ для всех» – проведение увлекательных книжных мероприятий для всех читателей, но особенно для читателей с нарушениями зрения и других категорий, требующих особого внимания, с тем чтобы помочь им стать полноправными участниками праздника чтения.

Июнь. «Книги о путешествиях» – продвижение литературы о путешествиях и туристических справочников перед началом сезона отпусков.

Июль. «Газеты и журналы» – привлечение внимания к чтению прессы.

Август. «Будущее» – будущее чтения, а также фэнтези и научная фантастика7.

Может ли аналогичная идея использоваться в условиях наших школьных и детских библиотек – вопрос риторический.

ПРОЕКТЫ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ЧТЕНИЯ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Как же могут выглядеть проекты применительно к нашим условиям?

Приведем и разберем несколько примеров.

Вернемся к уже цитировавшемуся в пятой лекции проекту под названием «Летняя программа чтения “Вместе играем – вместе читаем”», реализованному в городе Хасавюрте, Республика Дагестан. Основной целевой аудиторией его стали воспитанники городского центра реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями. Здесь нам важно не только посмотреть интересную чужую идею, но и разобрать его с технологической точки зрения, обратив внимание на несколько моментов.

Во-первых, мы видим «выход» за стены библиотеки в пространство местного сообщества. Во-вторых, путем чтения решается важная проблема адаптации детей с ограниченными физическими возможностями в социуме, причем в рамках проекта чтение – не самоцель, а направлено на достижение именно этой цели. Оно в проекте неразрывно связано с развлечением, игрой. Проект носит четко выраженный партнерский характер, для его реализации объединились сразу несколько разных организаций: местная библиотека, реабилитационный центр, дизайн-студия. Он сопровождался пиар-продвижением, направленным не только на местную, но и на всероссийскую аудиторию. И наконец, он использует важный и на первый взгляд не связанный с Хасавюртом символический ресурс: 100-летие замечательной шведской писательницы Астрид Линдгрен. Лишь на первый, потому что мы живем в глобальном мире, а ее герои давно уже стали нашими.

А вот как работает, например, рассматривавшаяся нами технология лидерства в проектах по продвижению чтения в Санкт-Петербурге. Проект так и называется – «Лидер чтения». В рамках этой акции в школах раз в год выбирают самого активного читателя. Выбор осуществляется по трем параметрам, лидер должен качественно и много: читать, обсуждать прочитанное, пропагандировать чтение (читать в младших классах, пожилым людям и т.д.).

«Школа, где процветает грамотность» – так называется проект Европейского комитета (IDEC) Международной ассоциации чтения (IRA), цель которого – создать модель «идеальной» школы, приемлемую для любой европейской страны. Важно, что эту модель создают педагоги, практики и исследователи некоторых европейских стран, описывая и обобщая имеющийся международный опыт, «примеривая» его на себя и апробируя понравившиеся находки. Участники проекта вносят свой, национальный вклад в международную копилку опыта, апробируют и распространяют международный опыт в своей стране, учатся друг у друга. Проект родился в 1998 году в Лондоне.

Стержнем обучения, воспитания и образования являются чтение и книга. Они пронизывают всю систему образования, потому что, не научившись работать с текстом, нельзя получить образование.

Школьная библиотека становится первым шагом в движении к «Школе, где процветает грамотность». В ней проводятся библиотечные уроки и уроки или часы чтения и информационной культуры, где учащиеся знакомятся с тем, как надо искать и выбирать книгу, как организован книжный фонд, как работать с карточкой и каталогом, а также знакомятся с новинками детской и юношеской литературы, писателями и поэтами, в ней проводятся читательские конференции. Если школьная библиотека снабжена мультимедийными средствами, то и они подключены к формированию информационной грамотности.

Программа поддерживающего чтения, школа лидеров чтения, театр у микрофона, спектакли, концерты и другие формы приобщения к чтению вовлекают не только всю школу, но и родителей. Удачной формой является построение воспитательной работы школы на одной книге. Примером может служить СОШ № 700 г. Санкт-Петербурга, создавшая концепцию воспитательной работы по книге Сент-Экзюпери «Маленький принц» и проект 2004/2005 учебного года «Синяя птица» в НОУ СОШ «Надежда» (Москва).

Усредненные данные опроса учителей (НОУ «Надежда» и гимназии 1531) показали, что активная работа над чтением в течение одного учебного года принесла полное удовлетворение 25 % и частичное удовлетворение 50 % педагогического коллектива. По их мнению, 75 % учащихся стали читать больше, 50 % – читать лучше, а 55 % стали лучше учиться, у 27 % учащихся вырос интерес к чтению, 57 % стали лучше работать с информацией, 19 % научились работать самостоятельно, применяя приобретенные стратегии текстовой деятельности, что улучшило усвоение ими учебного материала, улучшило успеваемость и помогло приобрести уверенность в собственных силах.

Сами же учащиеся 4–9-х классов (10–16 лет) ответили следующим образом: 71 % стали читать больше, 9 % стали учиться лучше. Изменений в качестве чтения не отмечают. При этом в среднем 71 % хотели бы научиться пользоваться новыми стратегиями, среди них: 100 % четвероклассников, 80 % шестиклассников, 55 % семиклассников, 50 % восьмиклассников8. Как видим, работа того стоила.

Как можно эффективно использовать целую комбинацию ресурсов, хорошо видно на примере молодежного читательского марафона «Ощути радость чтения», который прошел в прошлом году в г. Омске (руководитель Н.Л. Чернявская).

Марафон состоял из комплекса мероприятий, связанных между собой как направленностью на достижение единой цели, так и элементами «упаковки», стратегии продвижения. Все мероприятия в проекте были объединены приставкой «book», что было сделано для придания проекту «модного», молодежного звучания.

Book-презентация

В каждом административном округе города организуются и проводятся пять Book-презентаций «Книжный Гольфстрим», призывающих молодежь окунуться в литературный поток, узнать новые имена и прочесть книги, проверенные временем. «Представление книги, адресованной молодежи, должно быть не менее интересным, чем сама книга; читателя надо заинтриговать, удивить, побудить к прочтению», – считают лидеры Молодежного совета. Приведем пример – эпизод из сценария: Книги, которые стоит прочитать каждой девчонке, если вдруг: лишний вес превращается в навязчивую идею, старый друг кажется смешным и не хочется, чтобы он не подходил к тебе при всех, если жизнь полна нелепостей и в то же время прекрасна, если ты идешь на свидание, и еще много всяких «если» Жаклин Уилсон! «Девчонки в погоне за модой», «Девчонки в поисках любви», «Девчонки гуляют допоздна».

И книги, которые стоит прочитать всем! Внук генерального секретаря компартии Испании, выросший в российских детских домах. Русский писатель, живущий в Мадриде. Человек, с детства лишенный рук и ног. Человек, спокойно говорящий о себе: «Я – герой. У меня просто нет другого выбора». Мужчина с большой буквы. Рубен Давид Гонсалес Гальего! Автобиографический роман «Белое на черном».

В каждой библиотеке можно организовать яркие развернутые экспозиции, представляющие произведения российских и зарубежных авторов, в которых поднимаются социально значимые проблемы молодежи.

Book-инет

В муниципальных библиотеках, оснащенных компьютерной техникой (12 библиотек), для старшеклассников проведены виртуальные экскурсии «Томик из интернета». Методика проведения виртуальной экскурсии разработана молодыми специалистами муниципальной детской компьютерной библиотеки. В результате омская молодежь (725 человек) знакомится с самыми популярными сайтами электронных библиотек: «Book.narod.ru», библиотека Максима Мошкова, «Мир книг», «Вавилон», «Фэнзин», альманах «Снежный ком» и др. Используя разные формы популяризации чтения и книги, организаторы марафона хотели показать, что не важно, какой будет книга – печатной или электронной. И не важно, где ее будут читать – дома, в библиотеке, в школе, в институте или в гостях. Главное – получать радость и удовольствие от чтения.

Book-фотография

Марафонцам, желающим засветиться, был предо­ставлен шанс попробовать себя в рекламе и фотоискусстве, придумывая броские, оригинальные слоганы о чтении и соревнуясь за авторство суперкадра, на котором запечатлены милые, смешные, шокирующие, остроумные моменты общения с книгой. Молодежь попробовала все: эксцентричность и естественность, неожиданные ракурсы и идеи. «Суперкадром» был признан снимок «читающей» морской свинки, представленный на конкурс Анастасией Можаевой, читательницей библиотеки «Дом семьи».

Book-симпатия

В ходе марафона участники номинировали свои любимые книги на звание «Book-симпатия». Зоны голосования были организованы в 46 муниципальных библиотеках и в четырех магазинах сети «Книгомир». В голосовании приняли участие 1067 читателей и покупателей. В общей сложности на звание «Book-симпатия» номинировано 609 книг (названий). Абсолютным фаворитом стал роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Лидирующие позиции среди номинантов заняли: «Ночной дозор», «Дневной дозор» С.Лукьяненко, «Код да Винчи» Д.Брауна, «Унесенные ветром» М.Митчел, «Алхимик» П.Коэльо. Шорт-листы книжных симпатий омской молодежи регулярно отражались на сервере школьного образования г. Омска и на сайте муниципальной детской компьютерной библиотеки.

Book-night

Финальным мероприятием марафона «Ощути радость чтения!» стала молодежная дискотека «Book-night» – «Ночь книги». Дистанцию длиной в два с половиной месяца преодолели более трехсот читателей (учащиеся 9–11-х классов). На дискотеке участникам марафона и их друзьям были объявлены имена лидеров чтения, авторов лучших слоганов и фотографий на тему «Радость чтения». Таинственно-интригующее начало дискотеки, динамичное продолжение, конкурсы и игры с залом, призы и подарки, зажигательные танцы, гирлянды воздушных шаров и рекламные перетяжки, световые спецэффекты, фирменные футболки на ди­джеях и организаторах, использование мультимедиа на протяжении всей программы обеспечили марафонцам хорошее настроение. Был организован бар, в котором участникам марафона предложили 9 видов газированной и минеральной воды, предоставленных компаниями «Омсквинпром», «ИСА-ФРУКТ», заводом розлива минеральной воды «Омский». Они утоляли жажду и продолжали веселиться, хором исполняли слоган нашего детства «Как хорошо уметь читать!», скандировали забавный текст о пользе чтения, сопровождая его движениями в стиле рэп.

Специальными призами и подарками были награждены 38 лидеров чтения, все остальные получили множество небольших сувениров. Оценить успешность выбранной формы приобщения к чтению позволили вопросы молодых людей, расходящихся после дискотеки: «А когда в следующий раз будет “Ночь книги?”».

Выбор форм проведения мероприятий в рамках проекта «Ощути радость чтения!» основывался на предполагаемых предпочтениях целевой группы, Поскольку все мероприятия были ориентированы на молодежь, использовались презентационные, мультимедийные, мобильные формы. По мнению специалистов муниципальных библиотек, они позволяют активизировать читательскую и творческую активность молодых людей, повышают престиж библиотеки и книги в молодежной среде, делают чтение более привлекательным. Объем финансовых средств, потраченный на проект из городского бюджета, сначала вызвал шок, поскольку составлял, по сведениям авторов, около 79 тыс. рублей. Причина явного несоответствия выяснилась достаточно быстро, поскольку оказалось, что остальные ресурсы проектная команда привлекла от партнеров и спонсоров. Таким образом, реальный бюджет проекта составил, по нашим оценкам, в 5–6 раз большую цифру9.

Разумеется, речь идет о масштабе большого города, о большом проекте. В стенах маленькой библиотеки вы вряд ли осуществите подобную акцию. Надо соразмерять масштабы проекта и масштабы местного сообщества, но ставить перед собой большие и красивые цели не просто можно, это нужно делать. И еще нужно уметь видеть даже в не очень соразмерном чужом опыте те «изюминки», которые вы можете извлечь для себя. Далее выбор за вами, он зависит от того, какую человеческую и профессиональную позицию вы займете. Мы предложили вам позицию лидера, выбор за вами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Почему важна концепция чтения как развлечения?
  2. Какие три основные задачи решаются в процессе «развития читателя» в Великобритании?
  3. Какие приемы рекомендуют британские коллеги для продвижения чтения?
  4. Почему проект по продвижению чтения можно назвать «коммуникацией» в квадрате?
  5. Какие ресурсы представляют наибольшую ценность при разработке и реализации проектов по чтению?

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы // Сост. В. Д. Стельмах, Дж. Я. Коул. – М. : НФ «Пушкинская библиотека», Белый город , 2006.

Библиотека и чтение: проблемы и исследования: сборник научных трудов / сост. В. Д. Стельмах, Д. К. Равинский, А.И.Рейтблат. – Спб., 1995.

Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде / Авт.-сост. В. П. Чудинова, О. Л. Кабачек, Е. И. Голубева и др. – М., 2004.

Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения. – М., 2005.

Стельмах В. Д. Читающая Россия: Смена ориентиров // Очерки культурной жизни России на рубеже веков : в 3 томах. Т.1/ РАН, М-во культуры и массовых коммуникаций, НИИ искусствознания, Ин-т социал. экономики. – СПб., 2005.

Всероссийский портал «Чтение-21» http://www.chtenie-21.ru, Раздел «Профессионалам».



1 Национальная программа поддержки и развития чтения (проект). – Цит. по порталу «Чтение–21» http://www.chtenie-21.ru

2 Стельмах В. Д. Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы / В. Д. Стельмах, Джон Я. Коул. – М. : НФ «Пушкинская библиотека» ; Белый город, 2006. – [С. 62].

3 Там же. – С. 61.

4 Приемы приведены по материалам И.А.Романовой. – Цит. по порталу «Чтение–21» http://www.chtenie-21.ru

5 Чарт (чартс) (англ. сharts – карты) – списки популярности, рейтингов известных людей или произведений.

6 По материалам сайта «Рупор-инфо» http://www.rupor.info/

7 Как создаются читающие нации: оп