Ольга Мяэотс
Совершенно непостижимо, как он, окончив Академию художеств и живя в городе, где есть Эрмитаж и Русский музей, сохранил в искусстве психологию тех мастеров, которые в старину расписывали дуги и прялки.
В. Конашевич
о Юрии Васнецове
Пожалуй, нет в отечественной детской книге имени столь любимого, как Юрий Васнецов. Этому удивительному художнику удалось почти невозможное – заново открыть читателю русскую сказку. Знакомые, хорошо известные сюжеты художник представил так, что «старые-старые сказки» засияли-заиграли, удивляя яркостью и самобытностью образов. Словно протёрли старинное затуманившееся зеркало, и мы увидели… самих себя, своё детство, мир своих сказок. И это радостное удивление узнавания и открытия не проходит, передаётся из поколения в поколение. Вот только книги с иллюстрациями замечательного художника найти ныне, увы, всё труднее и труднее…
Петербургское издательство «Детгиз» сделало всем любителям отечественной детской книги драгоценный подарок: выпустило книгу о художнике Юрии Васнецове «Медведь летит, хвостом вертит», написанную Эрастом Кузнецовым. Это не просто альбом работ талантливейшего иллюстратора, а удивительное путешествие в его мир, рассказ о жизни – творческий портрет, не официально-хрестоматийный, а начисто лишённый глянца, открывающий нам живого человека, сложного, интересного, привлекательного своей самобытностью. Может быть, самое ценное в книге Э.Кузнецова то, что ему удалось показать, как непросто и не вдруг рождается творческая личность, как сложно и долго ищется свой стиль, художественный язык, своя интонация, как хрупок и уязвим настоящий талант. Картины Юрия Васнецова знакомы нам с детства, они украшали наши первые и самые любимые книжки – «Ладушки», «Сорока-ворона», «Теремок», «Три медведя». Сделанные по его работам эстампы висели одно время в рамочках в детских садах и школах, радуя глаз и создавая особую уютную атмосферу, а ещё их можно было найти на календарях и открытках – повсюду. Казалось бы, что это, как не всенародное признание и слава...
И вот с удивлением, а порой и с горечью читаешь, как непрост и тернист был путь художника, как талантливый юноша из Вятки приехал учиться в Петербург и как долгие годы искал «свое лицо», учился у самых-самых известных мастеров Казимира Малевича, Владимира Лебедева и у своих друзей и сверстников – замечательных иллюстраторов Евгения Чарушина, Валентина Кудрова. Но следование даже самым талантливым образцам не приносило желаемых результатов. Лишь вернувшись в собственное детство, в стихию народного творчества, Юрий Васнецов открыл свой художественный сказочный мир. Именно эта связь с народной традицией дала удивительную свободу и силу фантазии художника, именно эта близость народным корням делает его работы столь дорогими для читателя: мы словно узнаем то, что нам давно хорошо знакомо и любимо. И благодарны художнику за то, что он в этом «знакомом» открывает нам новые яркие грани, дарит чудо.
В призвании Васнецова главное было не столько «материал», сколько необычный взгляд на жизнь. Это «чудное», – пишет Э.Кузнецов, – не обязательно фантастическое… «Чудное» – это реальность, сдвинутая в нереальность. Вот в сказках о животных – тут магический сдвиг в невероятное особенно ощутим. Зверь тут, оставаясь как будто самим собою, совсем натуральным, со своим хвостом, пастью, четырьмя лапами и присущими ему повадками, оказывается иным, чем в жизни… И ведёт себя сказочный зверь диковинно: немного по-своему, немного по-человечьи.
Пошёл котик на Торжок...
Но художник заботится не только о создании ярких, запоминающихся персонажей, для него не менее важны и мельчайшие детали, ведь именно они создают тот сказочный фон, в котором и живут его герои, создают настроение картины, её мелодию. Коробка спичек в сказке тоже должна быть сказочной. Я не могу говорить, как это у меня получается, нельзя всё страшно досказывать, прорисовывать. Когда много чего наделано, прорисовано, тогда возникает натуралистичность. Вот, скажем, цветок. Возьми его, но переработай – пусть он будет цветок, но другой. Ромашка, но не ромашка. Это слова самого Юрия Васнецова, слова художника, нашедшего свой стиль «непосредственной наивности» и уверенного в правильности выбора.
Журналы «Чиж», «Ёж»
И трудно поверить в то, что верность народным традициям объявлялась не раз «формализмом», а художник подвергался, причём многократно, официальным гонениям, за… отход от реализма. Да, теперь мы знаем о жесточайших «гонениях на сказку» в 30-е годы, о разгоне легендарного ленинградского Детгиза, о бессчётных чистках и разборках в годы послевоенной реакции. И всё же страшно и горько читать:
Васнецову пришлось тяжелее, чем любому другому. Очень уж далеко он оказался от требуемого «реализма». Тем сильнее приходилось переламывать себя и приспосабливаться – рисовать аккуратные пейзажные фоны, соблюдая прямую перспективу; смягчать и сглаживать свою фантазию всюду, где хоть немного она прорывалась. «Неправильности» рисунка, за которые ему доставалось еще до войны, сейчас сделались просто нетерпимы… Друзья помогали ему, правили, подрисовывали...… Пытались шутками скрыть свою неловкость. Они-то хорошо понимали, что он мастер, и может быть лучший из них, и его рисование в исправлении не нуждается, его править – только портить. Но помогали – портили.
И он старался. И старания его, увы, не пропадали даром: рисунки становились всё скучнее и скучнее. Да если бы только у него одного. Все тогда старались, не могли не стараться, все себя переучивали и корёжили, подстраиваясь под тусклый эталон.
Невозможно представить, что творилось в головах у людей, провозглашавших, что работы Васнецова – это «издевательство над русской сказкой».
Таким непростым и совсем не радостно-безоблачным вышел портрет художника-сказочника на фоне времени. И так он контрастирует с радостным полётом фантазии, который живет в работах Юрия Васнецова!
Ощущение особой хрупкости и драгоценности мира художника – наверное, самая важная идея, которую передает читателю мудрая книга Эраста Кузнецова.
А еще эта книга дарит нам настоящий праздник. Радость встречи с работами любимого художника! И тут особый поклон издательству – за высокий профессионализм, позволивший, не прибегая к «шикарной» полиграфии, донести до читателя художественное богатство Мастера.
Многие работы, представленные в книге, читателям, конечно, знакомы. Но, например, пейзажи, натюрморты, эскизы открывают для нас нового, незнакомого Юрия Васнецова. Нам предоставлена честь заглянуть в мастерскую художника, и визит этот увлекателен и поучителен – как и положено сказке.