Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2008

Мария Порядина

12 марта – 145 лет со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского (1863–1945);
85 лет со дня рождения Святослава Владимировича Сахарнова (р. 1923)
20 марта – 75 лет со дня рождения Александра Моисеевича Городницкого (р. 1933)
21 марта – Всемирный день поэзии; Всемирный день Земли
22 марта – Всемирный день водных ресурсов

Очень интересные праздники отмечаются в марте месяце – День водных ресурсов, День Земли и День поэзии. Вот три стихии, самоценные и отличные друг от друга по всем качествам, но общие своей каждодневной обыденностью – и противоречивостью!

Земля таинственна и сложносоставна: никто не видит, что происходит в мощной её толще, что там бурлит и кипит, какие процессы выплеснутся наружу; однако при этом нет ничего надёжнее земной поверхности, твёрдой суши, на которой мы обитаем и произрастаем. Вода прозрачна и проста даже по химической формуле – аш-два-о, пустяки для начинающих! – но ни один школьный учитель не способен толком объяснить, почему мы не можем без неё обойтись и откуда в ней неодолимая сила, побеждающая любую преграду. То же самое и с поэзией: никто не знает, почему так воздействует на нас её стройный беспорядок, закономерное воодушевление, набор слов и смыслов, не сводящихся к самим себе…

Не случайно мы, называя имена великих учёных, характеризуем их как поэтов, да и сами учёные, излагая свою теорию, сбиваются на поэтическую речь.

Живая материя скопилась в виде тонкой плёнки на поверхности земного сфероида: вверх, в атмосферу, она едва достигает вёрст 8–10; вниз, в глубь земного шара, – ещё меньше. Везде, всюду царит мертвая материя – материя, в которой не происходит никакой жизни. Но что такое жизнь? И мертва ли та материя, которая находится в вечном непрерывном законном движении, где происходит бесконечное разрушение и созидание, где нет покоя? Неужели только едва заметная плёнка на бесконечно малой точке в мироздании – Земле – обладает коренными, особенными свойствами, а всюду и везде царит смерть? Разве жизнь не подчинена таким же строгим законам, как и движение планет, разве есть что-нибудь в организмах сверхъестественное, что бы отделяло их резко от остальной природы?

Вернадский
В.И. Вернадский

Владимир Иванович Вернадский – не просто учёный-естествоиспытатель, но всемирно признанный мыслитель и гуманист, основатель новых наук и научных направлений, общественный деятель, историк, политик, публицист, педагог… «Ломоносовым двадцатого века» называют его, и не зря: только человек, обладающий творческим воображением и словесным даром, мог найти поэтический оксюморон – «живое вещество».

Живое вещество – это все живые организмы планеты: и растения, и животные, и мы. Вернадский признал и доказал, что живые организмы являются компонентами земной коры, равными среди прочих – минералов и горных пород. Естественно, эти компоненты взаимодействуют. Оказывается, некоторые живые организмы способны накапливать химические элементы и участвовать таким образом в формировании месторождений соответствующих горных пород; кроме того, живые организмы умеют и разрушать горные породы – не в том смысле, что человек гору сверлит или бактерия камень прогрызает, а в том, что органическая химия смыкается с неорганической, геология с биологией – в этом своеобразие и новаторство научной позиции Вернадского.

Разгадка жизни не может быть получена только путём изучения живого организма. Для её разрешения надо обратиться и к его первоисточнику – к земной коре.

Вернадский создал учение о биосфере, которую вместе составляют земная кора, вода и живые организмы, в том числе и человек, и учение о ноосфере – сфере разума, исследующего и понимающего и силы природы, и проблемы общества, и вопросы экономики, выстраивающего гармоничное взаимодействие природы и людей – разумных и творческих.

Ноосфера – своего рода новая Атлантида, которой могло не быть в прошлом, но которая непременно должна сложиться в будущем.

Атлантических волн
паутина
И страницы прочитанных
книг.
Под водою лежит Атлантида –
Голубого огня материк.
А над ней – пароходы и ветер,
Стаи рыб проплывают над ней...
Разве сказки нужны только детям?
Сказки взрослым гораздо нужней.

Эту песню Александр Городницкий сочинил в 1970 году на борту судна «Дмитрий Менделеев», проводившего научные исследования в Атлантическом океане. В середине 1980-х на том же месте он участвовал в глубоководном погружении на вершину подводной горы Ампер – там, где (хочется верить) находится затонувшая Атлантида.

Городницкий
А.М. Городницкий

Не найти и за тысячу лет нам –
Объясняют учёные мне –
Ту страну, что пропала бесследно
В океанской ночной глубине.
Мы напрасно прожектором светим
В этом царстве подводных теней.
Разве сказки нужны только детям?
Сказки взрослым гораздо нужней.

Век двадцатый, войною палимый, –
Смерть прикинется тёплым
дождём...
Кто нам скажет, откуда пришли мы?
Кто нам скажет, куда мы уйдём?
Кто сегодня нам сможет ответить,
Сколько жить нам столетий и дней?..
Разве сказки нужны только детям?
Сказки взрослым гораздо нужней.

Городницкий – самый настоящий геолог: окончил в Ленинграде Горный институт имени Плеханова, был принят на работу в НИИ геологии Арктики. И самый настоящий путешественник: бывал на суше (от Игарки до Норильска) и на море (Атлантика, Чёрное, Охотское, Балтийское), на воде и под водой (ходил на знаменитом паруснике «Крузенштерн», обживал с коллегами обитаемые подводные аппараты). А что геологи и путешественники становятся поэтами – в этом ничего удивительного нет!

Кандидатскую диссертацию он защищал по океаническому дну, докторскую посвятил вопросам формирования подводных гор. Обратившись к материалам сайта, посвящённого Городницкому, я с восторгом прочитала, что им на основе совместного анализа материалов геомагнитного изучения и исследований поля силы тяжести предложена и разработана оригинальная модель петромагнитного строения зон медленно-спрединговых хребтов, в которых происходит интенсивное формирование серпентинитовых протрузий, связанное со сменой эруптивной фазы спрединга тектонической активности.

Коротко говоря, Городницкий – исследователь Атлантиды. Попробуйте возразить!

И хотя я скажу себе тихо:
«Не бывало её никогда»,
Если спросят: «Была Атлантида?» –
Я отвечу уверенно: «Да!»
Пусть поверят историям этим.
Атлантида – ведь дело не в ней...
Разве сказки нужны только детям?
Сказки взрослым гораздо нужней.

Детям нужны и сказки, и научные сведения; при этом лучше всего – чтобы сказка была точной, как наука, а наука – увлекательной, как сказка. Мастеров научно-художественной прозы не так уж много, особенно в наши дни; тем ценней и полезней нам книги Святослава Сахарнова.

Сахарнов
С.В. Сахарнов

Он поступил в Высшее военно-морское училище и, заканчивая его, успел пройти две войны – на Западе против Германии и на Востоке против Японии. Под Новороссийском заслужил орден Красного Знамени; после войны служил на Дальнем Востоке, штурманом на торпедных катерах. И только после этого было продолжение учёбы в Ленинграде и встреча с давней мечтой.

Со второго класса средней школы хотел стать детским писателем, – не раз говорил Сахарнов в интервью; признавался, однако, что в школе мучился; особенно не любил литературу, при этом зачитывался книгами о морских приключениях и держался за мечту. Когда я был уже капитаном второго ранга, мой начальник предложил мне в перспективе адмиральскую должность, я ответил: «Спасибо, я буду детским писателем».

«Морские сказки», вышедшие в 1958 году, сразу нашли своего заинтересованного читателя, а молодой офицер понял, что детская мечта сбывается. И ещё он понял, что мечта опирается на две составляющие: собственный жизненный опыт и постоянный, ежедневный труд.

Моя жизнь так сложилась, что темой моих книг могли стать только моряки, корабли, морские животные да звери тропиков, другими словами, я пишу только то, что сам видел, узнал, понял и почувствовал – надо об этом рассказать другим людям, тебе…

Книги Сахарнова очень знамениты: например, «По морям вокруг земли: морская детская энциклопедия» за два года завоевала три престижные премии (в Братиславе, Болонье и Москве), а в 2004 году Сахарнов-сказочник стал обладателем Почётного диплома имени Андерсена – с книгой «Леопард в скворечнике». Для нас особенно ценны «История корабля» и «Как открывали Землю» – ничуть не устаревшие книги научно-художественного направления, которых так не хватает на сегодняшнем книжном рынке и которые так необходимы современному читателю. Ведь именно книги, вовремя прочитанные, способны выстроить человеческую жизнь по хорошим и нужным законам.

Ни один мультфильм, комикс или страшилка не способны так плодотворно повлиять на человека. Только книга, добрый и мудрый советчик, способна определить наше будущее.

Атлантида лежит на дне морском, но атланты живут среди нас. Они исследуют землю и сушу, двигают вперёд науку. Ах да: ещё – держат небо. И пишут книги.