Елена Коптяева
Коптяева
зав. библиотекой
Октябрьской
средней школы № 2,
п.Октябрьский,
Архангельская обл.
Догадываюсь, что не только в нашей школе дети затерроризированы разного рода викторинами, тестами, опросами, расспросами, конкурсами. Увлечь их чем-то подобным нелегко. Участников таких мероприятий обычно мало: говоря на школьном сленге, человек десять привычных «ботаников» да несколько любопытствующих болельщиков. А устроить литературную игру для 5–6-х классов очень хотелось. Вот я и попробовала сделать её динамичной и современной по типу популярной телеигры «Умники и умницы». Чтобы – с экраном и выбором ключевых фраз, чтобы – с медалями, орденами, хорошими призами, заинтересованным жюри. И вы знаете, получилось очень неплохо. По крайней мере, дети после неё выступили с претензиями: почему только одна игра и почему раньше не провели такую.
Не всё сразу. Раньше я не имела достаточного навыка в создании электронных презентаций. А ведь за отсутствием такой техники, как по телевизору показывают, проблему динамичности и наглядности в проведении игры решить можно именно с помощью PowerPoint. Оформляешь слайд с перечнем ключевых фраз, обозначающих вопросы, а от каждой фразы – гиперссылка к слайду с иллюстративным материалом. В нашем случае – это были иллюстрации к ответам.
Сначала игрок (по одному из каждого шестого класса; пятиклашки и другие шестиклассники – теоретики) выбирает ключевую фразу, потом я зачитываю вопрос, он отвечает (или не он, а теоретики), потом на экране появляется портрет писателя, иллюстрация к произведению или ещё что-то. К одному из ответов, например, мы предложили игрокам несколько икон.
Вопрос был о русских святых. Не секрет, что в стародавние времена детишки учились читать на «Псалтири», на житиях святых, на Евангелии. Я специально ходила с беседой об этом в шестые классы, читала им «Житие Бориса и Глеба», заводила разговор о том, кто такие святые, о преступлении Каина, которое потом повторил Святополк Окаянный, убив братьев Бориса и Глеба.
Пару вопросов я посвятила фольклору как предшественнику всякой литературы, в том числе и детской. Парадокс, но нынешние дети плохо знают считалки. (Знаете, готовясь к игре, «ползала» в Интернете, набрела на подборку чудных считалок. Как в детстве побывала. Помните? «Дора-дора, помидора, мы в саду поймали вора…», «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана…»… Странно, раньше я не замечала, что многие из них имеют криминальную основу!)
Впрочем, вот все вопросы и ответы, которые были приготовлены к нашему «Сражению книгочеев» по типу телеигры «Умники и умницы»:
1. Кто такие русские святые? Назовите русских святых, сколько знаете.
Церковью к лику святых причислялись люди, совершившие ради веры какой-либо подвиг – подвижники веры. Они считаются посредниками между богом и людьми. Это лица, особо чтимые церковью за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства.
Среди русских святых самые известные и почитаемые: Святой князь Владимир и княгиня Ольга, Борис и Глеб, Александр Невский, Пётр и Феврония Муромские, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Нил Сорский, Ксения Петебуржская и другие. Святой, почитаемый в наших краях, – Прокопий Устьянский.
2. Какое наказание понёс самый первый преступник на Земле, согласно древнейшему памятнику всемирной литературы, называемому Книгой книг? Кто этот преступник и что он сделал?
Каин убил своего брата Авеля из зависти. Бог наложил на него проклятие: Каин вечно должен был скитаться в изгнании, страдая от страха и угрызений совести, ведь даже смерти не даровал ему Господь.
3. Чем развлекали малых деток родители издревле, когда ещё детских книжек не бывало? Что они им напевали и рассказывали из того, что сейчас называют фольклором? (Фольклор – народное творчество.) Расскажите что-нибудь коротенькое, не сказку.
Колыбельные, потешки, прибаутки, загадки и т.д. Например: «Сорока-сорока кашу варила, деток кормила…» или «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю. Придёт серенький волчок и ухватит за бочок» и т.п.
4. Как вы думаете, осталось ли что-нибудь в устном народном творчестве от самих детей? Что из сочинённого когда-то детьми передается из поколения в поколение? Расскажите что-нибудь из этого.
Считалки, дразнилки, мирилки. Например: «На златом крыльце сидели…», «Дора-дора, помидора, мы в саду поймали вора…», или «Рыжий-рыжий, конопатый…», или «Тили-тили-тесто, жених и невеста…», или «Мирись, мирись, мирись…» и т.п.
5. Кто из знаменитейших героев древнейшей всемирной литературы, прославившийся в веках своими самоотверженными поступками, в детстве был настолько не силён в науках и в музыке, что за тяжкий проступок был сослан пасти стада, пока не вырастет? Какие героические поступки он совершил впоследствии?
Геракл. Убил кифарой своего учителя музыки, поэтому был назначен пастухом. 12 подвигов Геракла. Например: вычистил Авгиевы конюшни.
6. В каком произведении великого английского сатирика в кармане камзола главного героя поместились ковёр для главной парадной дворца и серебряный сундук с крышкой, а в кармане жилета – громадная кипа бумаг, перевязанных прочными канатами, и инструмент из двадцати кольев, вставленных в спинку, напоминающий забор?
Роман «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» Джонатана Свифта.
7. Какое произведение зарубежного писателя, предназначенное для взрослых читателей, но ставшее впоследствии замечательным чтением для детей, имеет самое длинное в мировой литературе название – 48 слов?
Даниель Дефо. «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами».
8. В каком небольшом произведении русского автора собрано наибольшее количество слов, относящихся к боевым действиям? Вот эти слова: пушки, булат, штыки, редут, командиры, лафет, картечь, бой, мундиры, солдаты, перестрелка, кивер, сечь, огонь, дым, заряд, строй, уланы, драгуны, кровавые тела, знамёна, ядра, залпы, орудия, рукопашный бой.
«Бородино» М.Ю.Лермонтова.
9. В какой сказке великого русского автора главный герой шесть раз имел возможность изменить свою судьбу, но ни разу этим не воспользовался? Волшебной силой в этой сказке обладал представитель фауны.
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
10. В какой сказке героиня получила семь возможностей сделать доброе дело и смогла правильно использовать только одну? Кто эта героиня и кто автор сказки? Волшебной силой в этой сказке обладал представитель флоры.
«Цветик-семицветик» Валентина Катаева. Девочка Женя.
11. Главный герой этих замечательных произведений мечтал купить новый барабан, саблю, красный галстук, щенка-бульдога и жениться; а его друг мечтал съедать ежедневно пирожок со стаканом газировки и ходить в цирк. Что два друга предпринимали для осуществления своей мечты, борясь со страхами? Кто автор произведений?
Том Сойер и Гек Финн, герои повестей Марка Твена, искали клад в самых немыслимых местах, чтобы на найденные деньги осуществить свои мечты.
12. В каком совершенно реалистическом стихотворном произведении взрослый попутчик спрашивает у ребёнка: не слышит ли он пение мертвецов?
В стихотворении Н.Некрасова «Железная дорога» читаем:
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! Восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стёкла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
то сторонами бегут.
Слышишь ты пение?..
13. Длинное повествование о годах учёбы мальчика-сироты. Над его судьбой можно было бы плакать, но дети всей планеты восторженно читают обо всех его невзгодах и напастях, тем более что из всего он выходит победителем. Кто этот герой и кто его придумал?
Герой Джоан Роулинг из многотомника о Гарри Поттере.
14. Узнай произведение по концовкам рифм: на воле – поле, кругом – холмом, ужин – нужен, сук – лук, шелковый – дубовый, сломил – навострил, долины – дичины, он – стон, тихо – лихо, зыбей – над ней, плещет – хлещет, распустил – навострил, запела – задела, пролил – опустил, тонет – стонет, плывёт – клюёт, торопит – топит, потом – языком, спаситель – избавитель, за меня – три дня, море – не горе, добром – потом, избавил – оставил, убил – подстрелил, не забуду – повсюду, воротись – спать ложись. Кто его автор?
А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
15. В какой сказке рассказана поучительная история о непутёвом малыше, который не оценил домашний уют, сбежал из дома, вступал в разговоры со встречными недоброжелателями и погиб, по вине злоумышленницы, к которой проникся особым доверием?
Русская народная сказка «Колобок».
Не скажу, что на каждый вопрос вся аудитория готова была сразу ответить, но от одной до шести рук было всегда. Самым сложным оказался вопрос о Колобке. Никто также не смог вспомнить автора сказки «Цветик-семицветик».
Что касается игроков (агонистов), то они, как и в передаче Вяземского, к началу игры готовили речь. На тему «Что было бы, если б не было детской литературы». Напророчили много неприятного. Жюри распределило места, но наши игроки не переходили из этапа в этап лично. На доске разноцветными мелками были начерчены дорожки. На них же и обозначались переходы: прошёл – в клетке галочка, штраф – чёрточка. Победила девочка, играющая на красной дорожке. Она единственная знала ответ про «Железную дорогу» Н.А.Некрасова. Две другие девочки сильно подкачали в момент личной ответственности, зато реабилитировались, став теоретиками.
Теоретики чинно тянули руки, если знали ответ. Удивительно, но даже тихони и молчуны, если было что сказать, стремились выступить. Все получали заслуженные медали или ордена. А по окончании игры агонисты заработали по книге, самый умный теоретик – шоколадку, а остальные кавалеры орденов и медалей награждены конфетами.
Конечно, не всё прошло совсем гладко (в основном из-за моих ошибок как ведущего: конец игры слегка «смазала», призы вручались не так торжественно, как следовало бы), но атмосфера была хорошая, соревнование детей впечатлило, некоторые пожалели, что не сами стояли на дорожках.
В процессе подготовки и проведения игры у меня были замечательные помощники. Готовились всего недели две. Самое трудоёмкое – изготовление медалей и орденов, а также создание презентации. Вопросы тоже – головная боль, но они родились по ходу дела. Учительница литературы выступила консультантом: мы с ней определили круг чтения, точно подходящий по возрасту для нашей аудитории, в соответствии с этим и задачки для детей придумывались. Она первая оценивала вопросы. Ещё несколько помощников – десятиклассницы. Одна в ходе игры помогала с мультимедиа, другая раздавала медали, третья следила, кто из теоретиков первым поднимает руку. И ещё две учительницы судили в жюри. То есть был продуман целый творческий проект с указанием руководителя, консультанта, соисполнителей, хода проекта, сметы и с самыми благородными целями:
– повысить интерес к чтению;
– повысить статус грамотного читателя;
– привлечь внимание к тем страницам детской литературы, которые для кого-то оказались пропущенными;
– постараться сделать из игры не повод для проверки знаний, а повод для собственных открытий.
Будущее покажет, чего мы смогли добиться, но последнее удалось вполне. А главное – создали мотивацию к участию в подобных играх впоследствии.