Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2008

Цикл ролевых игр и занятий

СВОБОДА ПЕЧАТИ И ЦЕНЗУРА

Задачи

Дети должны

Ролевая игра «Книга»1

Этапы игры

  1. Введение в ситуацию.
  2. Дискуссия о роли книги.
  3. Предвыборная агитация и выборы.
  4. Создание Совета (а фактически – цензурного комитета) при новом руководителе.
  5. Отбор и оценка книг.
  6. Подведение итогов игры и дискуссия о свободе информации.

Ход игры

1. Введение в ситуацию

Учитель знакомит учащихся с исходной ситуацией: время – XV век; место – небольшой городок в Германии, прославившийся своей библиотекой и живущий в основном за счёт книгоиздания и книжной торговли. Все играющие – жители города.

Ведущий предлагает каждому придумать себе профессию – они могут быть смотрителями библиотеки, художниками, типографами, издателями, корректорами и т.д. Все эти уважаемые жители города собрались теперь в ратуше (или, возможно, в главном здании библиотеки) по очень важному поводу: умер Главный Библиотекарь, много лет фактически правивший городом. Он определял «книжную политику», и магистрату оставалось только соглашаться с его решениями. Теперь необходимо выбрать нового Главного Библиотекаря.

2. Дискуссия о роли книги

Учитель предлагает каждому (по кругу) высказать своё мнение о том, что такое книга, какова её роль в его жизни и жизни города. Вероятнее всего, будет высказано несколько разных мнений.

Самое важное на данном этапе – чтобы эти мнения не были смешаны между собой. В крайнем случае учитель должен сам подвести итог, дифференцировать их. Он поясняет, что, поскольку существуют разные точки зрения на суть и предназначение книги, выбирать Главным Библиотекарем нужно человека, чей подход кажется большинству самым правильным, и высказанные мнения послужат общему ходу выборов.

3. Предвыборная агитация и выборы

Всем участникам предлагается разделиться на партии, каждая из которых представляет свой подход к книге, и выставить от своей партии одного кандидата. Затем в течение 10 минут идёт предвыборная кампания, которая завершается краткими речами кандидатов, рассказывающих о своих возможных действиях на посту Хранителя библиотеки. После голосования (вероятнее всего – тайного) объявляется победитель (если два человека набрали равное количество голосов, то либо проводится второй тур, либо игра идёт параллельно в двух группах, у каждой – свой Главный Библиотекарь).

4. Создание Совета (а фактически – цензурного комитета) при новом руководителе

Учитель предлагает создать в помощь библиотекарю Совет, который займётся отбором книг. во-первых, тех, которые надо издавать; во-вторых, тех, которые надо хранить в библиотеке и рекомендовать читателям. Возглавляют Книжный совет Главный Библиотекарь и секретарь магистрата.

5. Отбор и оценка книг

Какие книги оценивать? Нужно заранее попросить школьников принести по одной самой любимой книге. Играющие предъявляют свои книги в Совет, и оказывается, что почти ни одна книга не удовлетворяет строгим требованиям, которые предъявляет ей современность (в лице Совета).

Цензурный комитет действует, руководствуясь следующей инструкцией. Все книги можно разделить на четыре типа: разрешённые к свободному распространению (таковых в игре, скорее всего, не найдётся); разрешённые с изъятиями (страниц, строк, слов); запрещённые для публики (только ограниченная группа читателей получала к ним доступ) и запрещённые совершенно. Это деление взято из цензурного устава Николая I, но детям об этом сообщается только при обсуждении игры.

Школьники, конечно, будут пытаться защищать свои книги, но вошедшим во вкус «цензорам» под руководством опытного демагога – секретаря не составит труда доказать, что они действуют исключительно из соображений пользы города и выполняют волю избирателей, решивших, что книга – это...

6. Подведение итогов игры и дискуссия о свободе информации

Большинство участников будут достаточно удивлены и раздражены всем происходящим. Момент всеобщего возбуждения – самый подходящий для постепенного перехода к заключительному этапу игры, к подведению итогов.

Ролевая игра «Баллады о Робин Гуде»2

Сюжет игры

Давным-давно Ричард Львиное Сердце, проезжая со своей свитой через маленькую деревню под Шеффилдом, вдруг услышал странную песню. Её пел какой-то сильно подвыпивший молодец у трактира, и рассказывалось в ней о разбойнике, сражающемся с благородным рыцарем и убивающем его. Ричард заинтересовался и приказал узнать, что это за певец и откуда у него такие песни.

Вскоре ему доложили, что герой этой песни, Робин Гуд из Шервудского леса, существовал на самом деле и вилланы, йомены и даже сервы поют о нём дома, в трактирах и в чистом поле. Как же поступить с этими балладами? И король посылает чиновника в Ноттингем, чтобы тот собрал его жителей и узнал, что они думают об этих песнях: позволить ли их петь или стоит немедленно запретить. Узнав мнение жителей города, король примет решение.

Подготовка к игре

Чтобы провести эту игру, понадобится пять человек: ведущий игры (ему, надо заметить, будут нужны некоторые актёрские способности) и четверо ведущих групп (старшие ребята). От всех ведущих требуется более или менее чёткое представление об Англии XII–XIII веков. Игрокам, в свою очередь, понадобится знание следующих баллад о Робин Гуде:

Этапы игры

1. Деление на группы

Итак, на городской площади в Ноттингеме собралась пёстрая толпа: здесь и рыцари, и стрелки шерифа, и крестьяне, и горожане, а может, даже и лесные молодцы. Необходимо решить, кто кем будет в этой игре. Для этого все играющие должны разделиться на три большие группы:

– рыцари и богатые горожане;

– стрелки шерифа;

– крестьяне из окрестных деревень, ремесленники, мелкие торговцы.

Лучше, если деление на группы проведёт ведущий игры, не говоря, кто есть кто, но прикидывая, кому что будет интересно. Кроме трёх основных, необходима ещё маленькая четвёртая группа (два-три человека, не считая ведущего). Это «гости из будущего» – историки, прилетевшие в Англию XII века на машине времени. Их роль в игре будет оговорена особо.

2. Придумывание ролей

Теперь необходимо, чтобы каждый участник игры сам или с помощью ведущего группы придумал себе роль – кто он такой, как его зовут, где он живёт, чем занимается и, главное, как относится к Робин Гуду. Слышал ли он о знаменитом разбойнике или, может, сам встречался с ним или его людьми, – нужно придумать, как это было, ведь отношение любого человека к Робин Гуду в немалой степени зависит от того, что он о нём знает. Помогая игрокам, ведущий ни в коем случае не должен навязывать им свою точку зрения и давать какие-то чёткие указания, например: «ты такой-то и думаешь так-то». Оставьте роль играющего на его усмотрение: он, будучи крестьянином, может быть против Робин Гуда, считая его вором и бездельником, или, играя стрелка шерифа, восхищяться им, например, как хорошим воином. Вариантов здесь множество.

Этот этап должен занять 10–15 минут – в зависимости от того, сколько человек в группах. Ведущий группы должен постараться заинтересовать и вовлечь всех в эту работу. Возможно, ему стоит придумать заранее несколько имён и историй и затем предложить их тем, кто сам не может ничего сочинить.

3. Общее обсуждение

Когда все истории готовы, начинается сама игра. Теперь мы на городской площади. На ступенях собора стоит чиновник из Лондона (ведущий игры) и рассказывает о том, как король узнал о Робин Гуде.

Как же относиться к этим балладам? Разрешить петь их на каждом углу? Или, напротив, запретить все баллады? Вот вопросы, которые волнуют короля, и он хочет знать, что же думают об этом его рыцари, воины и, конечно, крестьяне.

Королевский посланец предлагает всем собравшимся высказаться по этому поводу.

Каждый говорящий рассказывает, кто он и что думает о балладах: разрешить петь их или запретить все на корню, а если разрешить, то полностью или частично. В идеале высказаться должен каждый, но если мало времени или кто-то очень боится, настаивать на участии всех необязательно.

На этом этапе очень важна динамика игры. Ведущий должен избегать пауз и в случае затруднений помогать ребятам наводящими вопросами (при этом говорить и вести себя нужно так, как вёл бы себя настоящий посланник короля, т.е. ни на минуту не выходить из роли).

Будет интересно, если параллельно с разговором о балладах возникнет игра между отдельными людьми – вдруг всплывёт старый спор между каким-то феодалом и его вилланами, бойкая трактирщица обвинит в чём-либо стрелков шерифа («Нет на вас Робин Гуда!»). Небольшие диалоги, перепалки очень оживят игру, позволят ребятам придумывать, импровизировать (спровоцировать их на сочинение и разыгрывание таких историй могут ведущие групп). Тем не менее ведущий игры должен следить, чтобы игра не ушла слишком далеко от темы, и записывать все предложения участников.

Этот этап игры займёт (в идеале) не более 30–40 минут. Когда все высказались, чиновник подводит итоги и перечисляет все прозвучавшие предложения. Затем необходимо провести голосование по каждому из них, чтобы король узнал, что думают его подданные. После голосования вдруг даёт о себе знать четвёртая группа.

4. Работа группы историков

Ребята из этой группы вместе с ведущим группы должны будут анализировать выступления других игроков, а потом попытаться представить себе дальнейший ход истории.

Известно, что часто в важных случаях (особенно – когда дело касается политики) люди говорят не то, что думают. Красивыми фразами они прикрывают свои настоящие, иногда не очень красивые намерения. Постараться понять, где правда, а где ложь, опираясь на свои знания об этой эпохе, и должны будут историки. Это первая их задача, а вторая – после каждого нового предложения попытаться выдвинуть гипотезу о том, как оно может повлиять на развитие страны в будущем. Предположим, все баллады запрещены. Со временем появляется и растёт тенденция карать любое проявление инакомыслия, любое «новое веяние». Торжествует закрытый тип общества, технический прогресс также замедляется. В общем, всё во власти знаний, представлений и воображения играющих.

Когда общее обсуждение заканчивается, историки представляются (до этого никто даже не подозревает, кто они такие) и рассказывают вначале о реальных интересах каждой группы (чем она руководствовалась, поддерживая ту или иную точку зрения), а затем о том, что произошло (в соответствии с одной из гипотез этой группы) в Англии после принятия решения, к которому пришло «благородное собрание» (король, который, конечно же, всегда с народом, утвердил это решение).

5. Заключительный этап

После выступления группы историков нужно поговорить о том, почему развитие страны пошло именно таким путем. Через некоторое время ведущий плавно переводит дискуссию на тему свободы информации вообще.

Послеигровое обсуждение
(относится к обеим играм)

После того как рядовые участники игры и дети, готовившие свои роли заранее, выскажут свои первые впечатления, учитель предлагает для обсуж­дения вопросы.

Светлана Дьячкова, Анастасия Луховицкая,
Всеволод Луховицкий, сотрудники
РОО «Молодежный центр прав человека
и правовой культуры», Москва


СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ И БИБЛИОТЕКА

Задачи

Дети должны

План занятия

  1. Объяснение темы и постановка основной проблемы урока.
  2. История библиотечной цензуры.
  3. Проблема общедоступности информации в нашей стране.
  4. Проблема общедоступности информации в США.
  5. Подведение итогов: роль библиотеки в демократическом обществе.

Ход урока

1. Объяснение темы и постановка основной проблемы

Урок начинается с чтения отрывка из рассказа Ф.Д.Крюкова «Из дневника учителя Васюхина» (приложение 1). Дети сразу же проводят параллели с ситуацией в игре «Книга». Учитель обращает внимание учеников на то, что библиотеки всегда играли особую роль в распространении знаний и поэтому всегда пользовались особым вниманием властей (духовных и светских), стремившихся через них регулировать и контролировать информацию.

2. Лекция учителя «Из истории библиотечной цензуры»

В кратком историческом обзоре можно обратиться к событиям мировой истории (например, уничтожение арабами книг в Александрийской библиотеке: «Если книги не содержат то, что записано в Коране, они никому не нужны. Если они содержат иное, то, следовательно, они опасны и их необходимо сжечь»). Правда, если учитель выберет этот пример, необходимо «для равновесия» привести аналогичный пример уничтожения книг христианскими священнослужителями, например рассказать о том, что в сентябре 1994 г. епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон публично сжигал книги А.Меня и других известных религиозных авторов (см.: Верховский А. М. Национализм и ксенофобия в российском обществе / А. М. Верховский, В. В. Прибыловский, Е. В. Михайловская. – М. : Панорама, 1998). Можно ограничиться историей библиотечной цензуры в России, в которой государство всегда брало на себя функцию «защиты читателя от дурного влияния» (учреждение Екатериной II в 1796 г. первого светского органа цензуры, указы Павла I и Николая I, «спецхран» и уничтожение «неправильных» книг при советской власти).

3. Проблема общедоступности информации в нашей стране

Можно ли сказать, что сейчас наши библиотеки обеспечивают свободный доступ к информации? Уже нет списков «нерекомендованных» книг, не уничтожается «устаревшая по содержанию» литература. Но проблем остаётся немало, и над некоторыми из них предлагается подумать ученикам, объединившимся в микрогруппы по три человека. Возможные ситуации для обсуждения в группах:

Выполняя задания, дети замечают случаи скрытой цензуры и пытаются найти оптимальные способы действий. Во многих случаях причина невозможности реализовать свое право – отсутствие необходимого (и положенного по закону) бюджетного финансирования. Можно предложить детям подумать о том, правильно ли относить проблемы библиотек к разряду «непервоочередных».

4. Чтение и обсуждение «Билля о правах библиотеки», принятого Американской библиотечной ассоциацией

После обсуждения предложенных ситуаций учитель раздаёт отксерокопированный текст «Билля о правах библиотеки» (приложение 2). Учитель может не только обсудить его с детьми, но и рассказать о том, как реализуется в США право гражданина на получение информации. Можно предложить ученикам в каждом случае сравнивать с ситуацией в РФ и думать, можно ли улучшить положение немедленно, без больших капиталовложений.

5. Обобщение и подведение итогов

Подводя итоги всего разговора, учитель говорит о том, что библиотеки в демократическом обществе должны развиваться на принципах интеллектуальной свободы и неограниченного доступа к информации на прочной правовой основе.

«Публичная библиотека должна давать детям, молодёжи, мужчинам и женщинам возможность идти в ногу со временем во всех областях, нелицеприятно представляя в их распоряжение труды, выражающие различные точки зрения. Таким образом она помогает им составить собственное мнение и играть в обществе критическую и конструктивную роль, без чего нет свободы» (А.Моруа).


Приложение 1

Из дневника учителя Васюхина
(картины станичной жизни)

12 октября

Был инспектор. Подготовкой новичков остался доволен. Проверял библиотеку. Отыскал книги, не допущенные каталогом министерства, и придрался. Я показал ему им же данное разрешение, и он несколько даже изумился.

– Гм… это по недосмотру, – сказал он, строго посмотревши сначала на меня, а потом на книги.

После минутного размышления он всё-таки прибавил:

– Вы бы их куда-нибудь в уголок, что ль… подальше. А то как бы батя не донёс. И вообще, молодой человек, я вам советую: поосторожней с этим…

При ревизиях библиотеки мне приходится переживать и тревожные, и весёлые минуты. Кажется, всякий ревизующий уверен, что непременно он разыщет крамолу среди этих благонамеренных, серьёзных и молчаливых рядов книг, тесно сжавших друг друга, а в иных местах братски похилившихся друг на дружку…

В прошлом году проверял библиотеку наш полицейский заседатель, Касьян Иваныч Пташкин, титулярный советник. Благодушный человек. Сначала взялся за дело ретиво, а потом видит – книг много, а проверка туго подвигается вперёд, стал действовать наскоком. Выхватил брошюрку в тесной обложке: «Тмин и его разведение».

– Это что за тмин такой? – подозрительно и строго спрашивает он у меня.

– Растение такое.

– Гм, растение?..

Он прищурил левый глаз, поднял правую бровь и искоса посмотрел на книжечку, которая выглядела так нарядно, весело и даже легкомысленно.

– Растение… «Тмин и его разведение»… Не слыхал. Шестой десяток существую на свете – не слыхал.

– Может быть, водку тминную пили когда-нибудь? – сказал я, пытаясь вывести из подозрения злополучную брошюрку.

– Нет, не пил такой, – сухо возразил Касьян Иванович. – Разные пивал водки, а такой даже не слыхивал. Бог с ней!.. А вот скажите: в каталоге значится это «разведение»-то?

– Ей-богу, не знаю. Не справлялся. Книжка по сельскому хозяйству…

– Тэ-эк-с! Значит, нет. Уж я знаю… Так вы, голубчик, вот что: разведенье это бросьте! Это нам не по климату… да-с! Куда-нибудь подальше… А то разведения-то эти, бывает, и нехорошо кончаются. И вам влетит, да и мне за недосмотр тоже… да-с! Вы-то холостой человек, а у меня пять дочерей, голубчик мой. Так-то-с…

Фёдор Крюков


Приложение 2

Билль о правах библиотеки

Американская библиотечная ассоциация заявляет, что все библиотеки являются источником информации и идей и что их деятельность должна быть подчинена следующим основополагающим принципам:

Первое. Книжные и иные фонды, имеющиеся в библиотеках, должны служить интересам всех членов общества, обеспечивая каждому из них свободный доступ к информации и знаниям. Ни происхождение, ни положение в обществе, ни точка зрения авторов не может явиться причиной для каких бы то ни было ограничений на чтение написанных ими книг и других печатных материалов.

Второе. Библиотеки должны предоставлять своим читателям издания и информацию, представляющие все точки зрения на проблемы исторического характера, а также современной жизни. Ни одно издание не может быть запрещено для выдачи или выведено из фондов библиотек по причинам неприятия выраженных в нём взглядов, даже если они расходятся с общепринятыми.

Третье. Библиотеки должны всеми силами противостоять попыткам введения цензуры или каких бы то ни было запретов, которые бы шли вразрез с возложенной на них ответственностью за предоставление полной информации для членов общества и их просветительской миссией в целом.

Четвёртое. Библиотеки должны сотрудничать со всеми гражданами и организациями в их противостоянии любым попыткам ограничения свободы слова или свободного доступа к информации.

Пятое. Ни один член общества не может быть ограничен в своих правах на пользование библиотеками (или лишён их вовсе), вне зависимости от возраста, происхождения, деятельности в прошлом или политических и иных взглядов.

Шестое. Библиотеки, имеющие в своем распоряжении помещения для выставок или проведения различных собраний, обязаны на справедливой основе предоставлять последние в распоряжение любого лица или группы лиц вне зависимости от их убеждений.

Виктория Колесникова,
детская районная библиотека, Новочеркасск


1 Луховицкий В. Преподавание прав человека : Книга для учителя / В. Луховицкий, А. Луховицкая, С. Дьячкова. – Т. 2. – М., 2000. – С. 134.

2 Луховицкий В. Преподавание прав человека : Книга для учителя / В. Луховицкий, А. Луховицкая, С. Дьячкова. – Т. 2. – М., 2000. – С. 137.