Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2008

Людмила Сухова

По страницам наших газет за январь 2008 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Абрамова Т. «Спортивные сказки» / Т. Абрамова // Управление школой. – 2008. – № 2. – С. 42–47. – (Заместителю директора по ВР. Сценарии мероприятий).

Белик М. И. Растения в государственной символике : Интегрированный урок-семинар по биологии и географии, 10-й класс / М. И. Белик // Биология. – 2008. – № 2. – С. 9–15. – (Я иду на урок).

Гончарова Т. Н. «Звёздный час» : Занимательная игра о растениях для 7-х классов / Т. Н. Гончарова // Биология. – 2008. – № 1. – С. 38–39. – (Я иду на урок).

Грибова Н. «Народов дружная семья» / Н. Грибова, О. Пушкина // Управление школой. – 2008. – № 2. – С. 30–35. – (Заместителю директора по ВР. Сценарии мероприятий).

Сценарий школьного праздника.

Дацковская Н. Мы за будущее России без... / Н. Дацковская // Начальная школа. – 2008. – № 2. – С. 16–19. – (Учителю на заметку).

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Мы за будущее России без туберкулёза».

Дорожкина Н. От Андрея Первозванного до победителей ГКЧП / Н. Дорожкина // История. – 2008. – № 1. – С. 32–39. – (Я иду на урок).

Сценарий проведения устного журнала «Современные награды России».

Земцова М. В. Детектив-шоу / М. В. Земцова // Физика. – 2008. – № 1. – С. 15–18. – (Встречи и конкурсы).

Интеллектуальная игра для учащихся 9–11-х классов.

Калужская М. «Сказка про поступальные яблоки» / М. Калужская // Управление школой. – 2008. – № 2. – С. 23–29. – (Заместителю директора по ВР. Сценарии мероприятий).

Карташов В. Беседы Урании и Клио : Астрономия на уроках истории / В. Карташов // История. – 2008. – № 1. – С. 19–30. – (Тематическая вкладка).

Кахиани И. «Мой милый, если б не было войны...» : Литературно-музыкальная композиция / И.Кахиани, М. Кособок, Н. Лисицына // Управление школой. – 2008. – № 2. – С. 12–18. – (Заместителю директора по ВР. Сценарии мероприятий).

Конышева Н. «Посвящение в гимназисты» // Н. Конышева, О. Дмитриева // Управление школой. – 2008. – № 2. – С. 36–41. – (Заместителю директора по ВР. Сценарии мероприятий).

Корчагина Н. Н. «Знаете, каким он парнем был?!» / Н. Н. Корчагина // Физика. – 2008. – № 2. – С. 20–22. – (Нижегородский выпуск № 2).

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Ю.А.Гагарину.

Назарова И. Креативный менеджер : Творческие игры для старшеклассников / И. Назарова // Школьный психолог. – 2008. – № 1. – С. 46–47. – (Игротека).

Задачи игры: тренировка умений для групповой творческой работы; развитие тактильных ощущений; формирование спонтанности и беглости мышления.

Овчинникова И. КВН по английскому языку в 6-м классе / И. Овчинникова // Английский язык. – 2008. – № 2. – С. 41–42. – (Classroom Activities).

Ольтециан И. Гений войны и жёлтый карлик / И. Ольтециан // История. – 2008. – № 1. – С. 6–18. – (Забытый сюжет).

Материал для подготовки викторин, познавательных игр по теме «Быт и образ жизни народов Европы и Азии».

Подкопаева А. Рыцарский турнир : Праздник «День защитника Отечества» 3–4 классы / А. Подкопаева // Начальная школа. – 2008. – № 2. – С. 34–35. – (Праздники).

Родионова Н. «Признание в любви России» / Н. Родионова // Управление школой. – 2008. – № 2. – С. 4–5. – (Заместителю директора по ВР. Сценарии мероприятий).

Литературно-музыкальная композиция.

Сафонова Н. Опрос общественного мнения / Н. Сафонова // Математика. – 2008. – № 1. – С. 11–12. – (Открытый урок).

Цель: познакомить учащихся с простейшими методами социологических опросов, привить интерес к исследовательской работе, научить получать данные, представлять их в удобном виде, анализировать информацию, делать выводы.

Ширинская О. «Учёные – фронту» / О. Ширинская, Т. Кузнецова // Управление школой. – 2008. – № 2. – С. 6–11. – (Заместителю директора по ВР. Сценарии мероприятий).

Сценарий театрализованного представления.

Якупова Н. Самое большое богатство : Цикл бесед о здоровье с детьми младшего школьного возраста / Н. Якупова // Здоровье детей. – 2008. – № 2. – С. 28–35. – (Технология).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Блюмкина Н. Как помочь ребенку в период подростковых изменений / Н. Блюмкина // Школьный психолог. – 2008. – № 1. – С. 18–22. – (Методическая копилка).

Болсуновская Н. Должны ли родители учить с детьми уроки? / Н. Болсуновская // Первое сентября. – 2008. – № 1. – С. 17. – (Детный мир).

Зайцева В. Дети и мобильник / В. Зайцева // Здоровье детей. – 2008. – № 2. – С. 8–9. – (Взгляд физиолога).

В каком возрасте можно подарить ребенку радиотелефон?

Каменский С. Такой большой, а боится всякой ерунды! : Причины болезненных детских страхов и способы избавления от них / С. Каменский // Первое сентября. – 2008. – № 1. – С. 19. – (Детный мир. Парадоксы воспитания).

Кислицына Г. Кто понесёт портфель? : Сценарий родительского собрания в 5-м классе / Г. Кислицына // Школьный психолог. – 2008. – № 2. – С. 37–39. – (Вместе с родителями).

Тема собрания «Роль родителей в выполнении домашних заданий учащимися 5-го класса».

Корчагина Ю. Агрессивные дети / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 2. – С. 37–40. – (Вместе с психологом).

Что делать, если ваш ребёнок: сквернословит; дразнит других детей; постоянно спорит и дерзит; устраивает истерики?

Как правильно реагировать на детскую истерику?

Путляева Л. Почему агрессивны наши дети? / Л. Путляева // Начальная школа. – 2008. – № 2. – С. 27–31. – (В союзе с психологией).

Чтобы воспрепятствовать возникновению агрессивности, надо понимать её природу и нейтрализовать истоки. Попробуем разобраться.

Мартинкевич Э. Супермама : Программа занятий с родителями по изменению проблемного поведения детей / Э. Мартинкевич // Школьный психолог. – 2008. – № 1. – С. 23–32. – (Методическая копилка).

Украинская М. Простые способы закаливания / М. Украинская // Здоровье детей. – 2008. – № 2. – С. 20–22. – (Нам пишут).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Бабаянц Н. «Учитель-экспериментатор – это...» : Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей / Н. Бабаянц, Г. Савельева // Школьный психолог. – 2008. – № 2. – С. 40–41. – (Вместе с учителем).

Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях эксперимента.

Губкина Т. «Я умею быть счастливым человеком» : Психологическая азбука / Т. Губкина // Школьный психолог. – 2008. – № 2. – С. 14–15. – (Психолог у доски).

Конспект открытого урока для учащихся 3-го класса. Цель урока: формирование у детей способности быть удовлетворенными жизнью.

Тимакин А. Здоровый образ жизни / А. Тимакин // Школьный психолог. – 2008. – № 2. – С. 46–47. – (Игротека).

Сценарий игры для учащихся 10–11-х классов. Цели: формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни; выработка у участников осознанной социальной позиции по отношению к социальным явлениям «здоровой/нездоровой» жизни.

ПОДРОСТОК

Гобова Е. ППП в масштабах одной страны / Е. Гобова, О. Игнатова // Школьный психолог. – 2008. – № 1. – С. 36–39. – (Наши дети).

О предстоящем исследовании представлений подростков о себе и своём будущем, его задачах О.Гобова и Е.Игнатова рассказывали в статье «Психологический портрет поколения. Типология представлений о себе» («Школьный психолог», № 6–2007). В этом материале представлены его результаты.

Каретникова А. Неформальный лидер – фигура знаковая : [Беседа с детским психологом Анной Каретниковой] / записала Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2008. – № 1. – С. 18. – (Детный мир. Психология взросления).

Что делать учителю, если он хочет переменить этот знак с минуса на плюс?

Кузнецова Л. Ответ на незаданный вопрос : Из опыта работы с трудными подростками / Л. Кузнецова // Школьный психолог. – 2008. – № 1. – С. 11–13. – (Психолог у доски).

Методическая разработка занятия с трудными подростками (тема «Домыслы»).

Цель: формирование у воспитанников представления о субъективности восприятия, её проявлениях и роли.

ПРОБЛЕМА

Дмитриева У. Увлечение или диагноз? : Психологическое сопровождение проблемы компьютерной зависимости / У. Дмитриева // Школьный психолог. – 2008. – № 1. – С. 8–10; № 2. – С. 10–12. – (Метод в теории и на практике).

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Резапкина Г. Уроки самоопределения : Профориентационные занятия в 5–9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 38–43. – (Работа с классом. Профориентация школьников).

«Мои профессиональные интересы» – пятый урок в 5-м классе.

«Интересы и склонности в выборе профессии» – пятый урок в 6-м классе.

ОСОБЫЙ РЕБЁНОК

Букатов В. Трудный ученик как предлог для профессионала : Комментарии к рассказу учительницы NN из Костромской обл. / В. Букатов, А. Ершова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 29–33. – (Работа с уче­никами. Особые дети).

Мурашова Е. Соринка в глазу учителя : Штрихи к портрету гиперактивного школьника и обычные пути развития его ситуации в школе / Е. Мурашова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 24–27. – (Работа с учениками. Особые дети).

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Балабан О. «Знаниевая» школа и компетентностный подход: попытка интеграции : Работа с учебными материалами как средство формирования компетенций / О. Балабан // Первое сентября. – 2008. – № 1. – С. 12. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).

Белик В. Мотивация, освоение знаний, развитие формальной логики : Эти задачи стоят перед каждым учителем-предметником. Сегодня мы рассматриваем общие принципы их решения на примере математики / В. Белик // Первое сентября. – 2008. – № 1. – С. 13–14. – (Школьное дело. Педагогический практикум).

Белик В. Преодолеваем учебные препятствия вместе с учеником : Пять этапов деятельности учителя / В. Белик // Первое сентября. – 2008. – № 1. – С. 13. – (Школьное дело. Педагогический практикум).

Букатов В. Секреты рабочего настроя : Об ученической собранности и учительской настойчивости / В. Букатов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 13–16. – (Работа с классом. Проблемы дисциплины).

Букатов В. Урок физики как модель деловой режиссуры / В. Букатов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 1. – С. 23–24. – (Взаимодействие с коллегами. Педсовет).

Речь в этом материале идёт об уроке, но стиль работы по группам и способы её проведения могут быть, по мнению редакции, с успехом использованы для организации любого неформального, заинтересованного обсуждения, в том числе между педагогами – будь то педсовет, методобъединение, подготовка мероприятия, летучка и т.д.

Букатов В. Ученическая галёрка : экстренные меры : Игровая неотложка в девяти подсказках / В. Букатов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 16–18. – (Работа с классом. Проблемы дисциплины).

«Игры-разминки, – может подумать кто-нибудь из наших читателей, – это, конечно, хорошо. Но у меня программа. Мне некогда заниматься такими пустяками. Каждая минута на счету!» Если это действительно так, то остаётся ему позавидовать. Ну а если каждая минута на счету только у него? А дети маются в ожидании звонка на перемену?

Булин-Соколова Е. Лаборатория, музей, информационная среда : Проект «Школа будущего» создаёт принципиально новое образовательное пространство / Е. Булин-Соколова, С. Ловягин // Первое сентября. – 2008. – № 1. – С. 11. – (Школьное дело. Задание на завтра).

Гуляев В. И педагоги, и исследователи, и консультанты... : Организация экспериментальной деятельности педагогов в условиях инновационного ОУ / В. Гуляев // Управление школой. – 2008. – № 1. – С. 26–30. – (Школьный уклад. НМР).

Дмитриева О. Чтобы праздник удался, продумайте... / О. Дмитриева // Управление школой. – 2008. – № 2. – С. 2.

Советы тем, кто собирается провести праздник в школе.

Ершова А. «Конфликт с классом – всегда расплата...» : Спорные размышления о спорных вопросах / А. Ершова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 1. – С. 31–34. – (Взаимодействие с коллегами. В роли конфликтолога).

Ершова А. Упражнения на внимание : Игровая профилактика галёрочных настроений / А. Ершова, В. Букатов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 18–20. – (Работа с классом. Проблемы дисциплины).

Предлагаемые упражнения проводятся на уроке или классном часе как универсальное подспорье в налаживании дисциплины. Упражнения-разминки замечательно переключают внимание учеников в начале всякого нового дела или при очередной смене заданий.

Калужская М. Как написать хороший сценарий для школьного праздника? : 10 советов закоренелого сценариста / М. Калужская // Управление школой. – 2008. – № 2. – С. 3.

Кожурина Л. «Не верю, когда говорят – дети плохие» : Может быть, с этих учительских слов и начинается культура школьного воспитания / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2008. – № 2. – С. 7. – (Школьное дело).

О проблемах школьного воспитания.

Кожурина Л. Учить со вкусом, или Что такое красивый урок : Образование случается тогда, когда знание приходит к человеку вместе с личным сопереживанием / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2008. – № 1. – С. 9. – (Школьное дело).

Коновалова Т. Скрытые причины болезней : Как именно и почему душевное состояние влияет на физическое / Т. Коновалова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 5–8. – (Здоровьесбережение. Профессиональный риск).

Кучер Н. Научная работа учителя – не самоцель : [беседа с директором лицея г. Троицка Николаем Кучером / записала С. Кириллова] // Управление школой. – 2008. – № 1. – С. 20–23. – (Школьный уклад. Научная деятельность).

В приложении дано «Положение о научном обществе учащихся».

Коновалова Т. Беда учительской авторитарности : О том, что в наших силах изменить / Т. Коновалова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 4. – (Здоровьесбережение. Профессиональный риск).

Кто возьмёт золото? // Здоровье детей. – 2008. – № 1. – С. 23–27. – (Технология).

Хотите узнать, насколько ваша школа способствует сохранению здоровья учеников? Ответьте на вопросы анкеты – и вы поймёте, на какую награду претендуете: на золото, серебро или бронзу.

Сенокосов А. И. Фотоликбез: пейзаж / А. И. Сенокосов // Информатика. – 2008. – № 1. – С. 10–15. – (Фотоконкурс «Мы учим и учимся информатике»).

Седельников А. Устав и иные локальные акты в ОУ : Создание в школе совета не противоречит законодательству / А. Седельников // Управление школой. – 2008. – № 1. – С. 11–14. – (Тема номера. Управляющие советы).

Слуцкий В. «Вы можете её простить?» : В поисках компромисса между «своим классом и предметниками» / В. Слуцкий // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 1. – С. 26–27. (Взаимодействие с коллегами. В роли конфликтолога).

К любому конфликту стоит отнестись творчески: как к возможности что-то изменить.

Филякина Л. «Живчики» на школьных уроках : Несколько подсказок в помощь учителю / Л. Филякина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 34–35. – (Работа с учениками. Особые дети).

«Что делать в трудной ситуации?» : Правовая культура детей и взрослых в повседневной жизни // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 44–45.

О Всероссийском проекте.

Штурбина Н. Конфликтная ситуация: выбираем алгоритм решения : Если он будет выбран верно, то и конфликт может стать средством развития школы / Н. Штурбина // Первое сентября. – 2008. – № 2. – С. 11. – (Школьное дело. Культура управления).

Юдина Н. Психотерапевтические упражнения / Н. Юдина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 8–9. – (Здоровьесбережение. Профессиональный риск).

Регулярное выполнение этих простых упражнений поможет учителю, с одной стороны, снять напряжение, а с другой – повысить внутреннюю собранность.

ИМЕНА

Белошапкина Я. Алексей Саврасов / Я. Белошапкина // Искусство. – 2008. – № 1. – С. 8–9. – (Арт-галерея).

Иванов М. Энциклопедист из Рославля / М. Иванов // История. – 2008. – № 2. – С. 22–29. – (Анфас и профиль).

Василий Петрович Андросов – личность незаурядная и неизученная. За два истекших столетия исследователи по-настоящему так и не проявили интереса к этому человеку, занимавшему в блестящей череде имён «Золотого века» русской культуры отнюдь не последнее место. Данное обстоятельство послужило причиной появления этой статьи, цель которой как раз и состоит в привлечении читательского внимания к этой незаслуженно забытой фигуре.

ЧАС ЧТЕНИЯ

Бухина О. Девочка-робинзон / О. Бухина // Библиотека в школе. – 2008. – № 2. – С. 26–27. – (Остров сокровищ. Книга подана).

О книге О’Делл «Остров голубых дельфинов.

Бухина О. Маленькая страна Голландия / О. Бухина // Библиотека в школе. – 2008. – № 1. – С. 24–25. – (Остров сокровищ. Книжная лоция).

О книге Мэри Мэйп Додж «Серебряные коньки».

Яснов М. Вечный мир в далёкой стране / М. Яснов // Библиотека в школе. – 2008. – № 2. – С. 27–28. – (Остров сокровищ. Книга подана).

О книге «Тяжба с ветром: Еврейская литературная сказка».