Ольга Степанькова
Размышления над книгой «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»
ПОДГОТОВКА
учитель словесности
и заведующая библиотекой
средней школы № 3,
станица Динская Краснодарского края
По-разному книги приходят в библиотеку в последние годы, и самый распространённый их путь – подарки. У всех, наверное, так. Для нас особенно значимым стал подаренный друзьями сборник «Мы разные – но мы дружим»1: на базе библиотеки в «Школе толерантности» уже много лет проходят занятия с различными группами читателей. Больше всего в этой книге нам понравилось произведение Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?».
Решили познакомить с ним наших читателей, поделиться своими впечатлениями, узнать их мнение. К сотрудничеству привлекли активных членов совета библиотеки: учителя Валентину Ивановну Шутенко и бывшую сотрудницу школы Галину Леонидовну Струлёву. Галина Леонидовна уже давно работает в районном управлении образования, но, по-прежнему являясь членом совета, интересуется нашими делами.
Для первого знакомства с книгой выбрали учеников Валентины Ивановны Шутенко – 3-й класс: они члены клуба вдумчивых читателей «Зёрнышко». На заседание пригласили бабушек, активно принимающих участие в жизни класса и библиотеки школы, – Нину Ивановну Путилину и Светлану Фёдоровну Кличановскую.
Ребятам ничего заранее не рассказывали. Просто пригласили их вместе с их бабушками и дедушками на заседание клуба. Старшее поколение знало только то, что будет обсуждение одной интересной книги.
Мы с Галиной Леонидовной решили использовать свою любимую технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», выбрав стратегию «чтение с остановками».
ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА
Мы представили детям сборник «Мы разные – но мы дружим» и спросили их: «О чём могут рассказывать произведения, помещённые в этом сборнике?»
Получили множество вариантов ответов. Уточнили, почему мы разные, с каких точек зрения разные и мешает ли нам это?
А потом сообщили, что сегодня поговорим только об одном произведении из этого сборника. Написал его известный шведский писатель Ульф Старк. А назвал – «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». На доске поместили портрет автора, написали его имя и название рассказа и нарисовали две забавные мальчишечьи мордашки.
Как вы полагаете, о чём это произведение?
Дети высказали разные предположения. Они думали, что речь пойдёт о мальчишках и, наверное, о девчонке по имени Йоханна, которую они научили свистеть.
* * *
Потом начали чтение текста, а попутно стали задавать вопросы, которые возникали из текста произведения.
Уже из первого абзаца стало понятно, что одного из героев зовут Берра. Так и написали на доске. И попросили внимательно следить за текстом, чтобы узнать имя другого мальчика. В процессе чтения выяснилось, что у Берры никогда не было дедушки и он понятия не имеет, чем же они занимаются.
Первая остановка
Чем же они вообще занимаются – дедушки?
Каких только ответов мы не услышали от ребят. Были среди детей и те, у которых дедушек не было, и они, как и герой, не знали, чем же те занимаются.
* * *
И тогда друг Берры (ребята пока не знают, как его зовут) предлагает показать ему место, где их видимо-невидимо и где он мог бы выбрать себе одного.
Вторая остановка
Как вы думаете, куда отправились ребята, чтобы найти дедушку для Берры?
Дети догадываются, что мальчики отправятся в дом престарелых. Мы беседуем с ними о том, почему некоторые старики вынуждены жить в домах престарелых.
* * *
Затаив дыхание, они слушают о трогательной встрече мальчиков и дедушки Нильса. Из этого же отрывка дети узнают, что второго мальчика зовут Ульф. Замечают, что его зовут так же, как автора произведения. И предполагают, что в произведении есть что-то автобиографическое.
На доске пишем имя второго мальчика и рисуем дедушку с пластырем на подбородке, такой же пластырь пририсовываем и Берре.
Из описания комнаты выделяем деталь – фотографию большеглазой тётеньки в шляпе.
Третья остановка
Кто эта тётенька на фотографии? Кем она может приходиться Нильсу?
Дети догадываются, что это очень близкий дедушке человек, наверное, его жена.
* * *
Нильс представляет нового внука своим товарищам. Все отмечают их поразительное сходство.
Обращаем внимание детей на фразу: «Да, приятно, когда тебя навещают».
И совсем уж неожиданно при прощании Берра вдруг восклицает: «Да, совсем забыл!»
Четвёртая остановка
О чём же забыл Берра?
Дети высказывают разные предположения…
Оказывается, дедушка должен подарить монетку-другую, потому что дедушка Ульфа всегда так поступает.
По ходу рассуждаем, хорошо ли это – при каждой встрече просить у дедушек деньги?
* * *
Читаем о второй встрече дедушки с Ульфом и Беррой. Узнаём, что дедушка не может пойти с ребятами на рыбалку, потому что ему нельзя уходить далеко, потеряться может…
Нильс обещал что-нибудь придумать.
Пятая остановка
Что мог придумать старый, больной дедушка?
Ребята высказывают свои предположения…
* * *
При чтении следующего отрывка – о прогулке в парк, мы обращаем внимание ребят на фразу Нильса: «Я и забыл, как прекрасен мир!!!» И на его наказ мальчишкам: «Никогда, ребятки, об этом не забывайте».
Дети с дедушкой делают воздушного змея из красивой шёлковой шали, когда-то подаренной Нильсом своей жене Йоханне. Дед насвистывает замечательную мелодию «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?».
Берра мечтает научиться свистеть. Запустить змея не удалось: не было ветра.
В следующий визит они застают дедушку лежащим в постели… «А ты вот лежишь-полёживаешь. Хорошо тебе!»
Шестая остановка
Было ли дедушке хорошо на самом деле?
Догадываются, что дедушке не так уж и хорошо, как предполагают его юные друзья.
* * *
Ребята решили отпраздновать дедушкин день рождения в следующую пятницу и хорошенько к нему подготовиться.
Седьмая остановка
Что могли сделать дети, чтобы хорошо подготовиться к дню рождения?
Ребята стараются угадать, что должны сделать мальчишки, чтобы порадовать дедушку. Говорят, что сами смогли бы сделать в таких случаях.
* * *
И всё это время, наряду с другими хлопотами, Берра учился свистеть любимую дедушкину мелодию. И может, это было самое сложное для него в жизни…
День рождения удался на славу.
Правда, дети немного забыли о наказе медсестры – беречь дедушкино сердце, ведь они считали, что «у него самое лучшее сердце на свете…»
И мальчишечьи шалости, которые пришлось пережить дедушке в этот день, были, наверное, самым сильным впечатлением последних лет его жизни. Не всё прошло гладко, да разве когда-нибудь мальчишки задумываются о последствиях своих поступков?!
А какие подарки получил Нильс!
Восьмая остановка
Обращаем внимание ребят на слова:
«– Вот какой у меня внучек нашёлся! – проговорил он наконец.
– А у меня дедушка! – подхватил Берра».
* * *
А потом – самый сложный момент.
Говорить с детьми о смерти всегда трудно. А о смерти близких людей – невыносимо. Поэтому последний отрывок мы читали, не комментируя и не задавая вопросов. И по тишине, наступившей в классе, по выражению глаз ребят поняли, что поступили верно. Мы предоставили им возможность пережить этот момент вместе с автором.
Пауза.
После паузы попросили ребят высказать своё мнение о произведении.
Получился добрый, задушевный разговор. Надеюсь, что запомнился он ребятам надолго. Слова попросили бабушки: Нина Ивановна и Светлана Фёдоровна. Они не просто высказали своё мнение о произведении, но и нашли для внуков особые задушевные слова, какие могут найти только любящие бабушки. А потом была сделана общая фотография на память.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
По ходу чтения мы обращали внимание ребят и на рисунки, сделанные Анной Вронской. Многим захотелось сделать свои иллюстрации. Через несколько дней у нас в библиотеке была оформлена выставка рисунков по этой книге.
А спустя какое-то время нас стали приглашать с этим произведением и в другие классы, как в младшие, так и в старшие. Хотя особой рекламы мы не делали. Просто рисунки ребят привлекали внимание. Было много вопросов и приглашений. Мы не отказывали никому. Читали рассказ вместе с ребятами и взрослыми.
Были некоторые нюансы в обсуждении в разных классах, да иначе и быть не может: в каждой аудитории – свой разговор.
Мы не разбивали текст специально на какие-то определённые части: вопросы вытекали из текста и приглашали нас к разговору с детьми, а иногда паузы мы делали на каких-то особенных фразах, к которым хотели привлечь внимание, например – о красоте мира.
Мы заостряли внимание детей на деталях (фотографии в комнате дедушки, повторяющиеся фразы героев). Но оставили без комментариев финал произведения: любые слова здесь были бы лишними.
По-разному мы проводили и рефлексию: всё зависело от возраста детей.
Не забывали напоминать ребятам о том, что в школе действует клуб «Ветеран», в котором активное участие принимают наши коллеги, ушедшие на заслуженный отдых. Они не только встречаются по случаю разных дат: дней рождения, праздников, юбилеев, но и вместе с учащимися собирают богатый материал для музея истории школы, который был открыт к её пятидесятилетию. Библиотека вместе со своими читателями принимает активное участие в работе по созданию этого музея. А руководит всей работой, которая объединяет и учащихся, и ветеранов, Галина Николаевна Пронина, первой в нашей школе получившая в 2006 году звание «Лучший учитель России». Любовно мы величаем её Президентом клуба. Надо заметить, что аналогов подобного клуба у нас в районе нет.
И обсуждение книги, и совместное исследовательское творчество в клубе «Ветеран», и занятия в «Школе толерантности», много лет работающей на базе библиотеки, формируют у наших читателей уважительное отношение к старшему поколению. Детям нужно говорить об этом: к сожалению, не во всех семьях они видят достойный пример. Всех проблем мы решить, конечно же, не можем, но научить ребёнка задуматься над прочитанным и сделать свои выводы – вполне реально.
1 М.: Институт толерантности ВГБИЛ им. М.И.Рудомино, 2003.