Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2008

Ольга Степанькова

Размышления над книгой «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»

ПОДГОТОВКА

Степанькова
Ольга Николаевна Степанькова
учитель словесности
и заведующая библиотекой
средней школы № 3,
станица Динская Краснодарского края

По-разному книги приходят в библиотеку в последние годы, и самый распространённый их путь – подарки. У всех, наверное, так. Для нас особенно значимым стал подаренный друзьями сборник «Мы разные – но мы дружим»1: на базе библиотеки в «Школе толерантности» уже много лет проходят занятия с различными группами читателей. Больше всего в этой книге нам понравилось произведение Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?».

Решили познакомить с ним наших читателей, поделиться своими впечатлениями, узнать их мнение. К сотрудничеству привлекли активных членов совета библиотеки: учителя Валентину Ивановну Шутенко и бывшую сотрудницу школы Галину Леонидовну Струлёву. Галина Леонидовна уже давно работает в районном управлении образования, но, по-прежнему являясь членом совета, интересуется нашими делами.

Для первого знакомства с книгой выбрали учеников Валентины Ивановны Шутенко – 3-й класс: они члены клуба вдумчивых читателей «Зёрнышко». На заседание пригласили бабушек, активно принимающих участие в жизни класса и библиотеки школы, – Нину Ивановну Путилину и Светлану Фёдоровну Кличановскую.

Ребятам ничего заранее не рассказывали. Просто пригласили их вместе с их бабушками и дедушками на заседание клуба. Старшее поколение знало только то, что будет обсуждение одной интересной книги.

Мы с Галиной Леонидовной решили использовать свою любимую технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», выбрав стратегию «чтение с остановками».

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА

Мы представили детям сборник «Мы разные – но мы дружим» и спросили их: «О чём могут рассказывать произведения, помещённые в этом сборнике?»

Получили множество вариантов ответов. Уточнили, почему мы разные, с каких точек зрения разные и мешает ли нам это?

А потом сообщили, что сегодня поговорим только об одном произведении из этого сборника. Написал его известный шведский писатель Ульф Старк. А назвал – «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». На доске поместили портрет автора, написали его имя и название рассказа и нарисовали две забавные мальчишечьи мордашки.

Ульф Старк Книга Дети

Как вы полагаете, о чём это произведение?

Дети высказали разные предположения. Они думали, что речь пойдёт о мальчишках и, наверное, о девчонке по имени Йоханна, которую они научили свистеть.

* * *

Потом начали чтение текста, а попутно стали задавать вопросы, которые возникали из текста произведения.

Уже из первого абзаца стало понятно, что одного из героев зовут Берра. Так и написали на доске. И попросили внимательно следить за текстом, чтобы узнать имя другого мальчика. В процессе чтения выяснилось, что у Берры никогда не было дедушки и он понятия не имеет, чем же они занимаются.

Первая остановка

Чем же они вообще занимаются – дедушки?

Каких только ответов мы не услышали от ребят. Были среди детей и те, у которых дедушек не было, и они, как и герой, не знали, чем же те занимаются.

* * *

И тогда друг Берры (ребята пока не знают, как его зовут) предлагает показать ему место, где их видимо-невидимо и где он мог бы выбрать себе одного.

Вторая остановка

Как вы думаете, куда отправились ребята, чтобы найти дедушку для Берры?

Дети догадываются, что мальчики отправятся в дом престарелых. Мы беседуем с ними о том, почему некоторые старики вынуждены жить в домах престарелых.

* * *

Затаив дыхание, они слушают о трогательной встрече мальчиков и дедушки Нильса. Из этого же отрывка дети узнают, что второго мальчика зовут Ульф. Замечают, что его зовут так же, как автора произведения. И предполагают, что в произведении есть что-то автобиографическое.

На доске пишем имя второго мальчика и рисуем дедушку с пластырем на подбородке, такой же пластырь пририсовываем и Берре.

Из описания комнаты выделяем деталь – фотографию большеглазой тётеньки в шляпе.

Третья остановка

Кто эта тётенька на фотографии? Кем она может приходиться Нильсу?

Дети догадываются, что это очень близкий дедушке человек, наверное, его жена.

* * *

Нильс представляет нового внука своим товарищам. Все отмечают их поразительное сходство.

Обращаем внимание детей на фразу: «Да, приятно, когда тебя навещают».

И совсем уж неожиданно при прощании Берра вдруг восклицает: «Да, совсем забыл!»

Четвёртая остановка

О чём же забыл Берра?

Дети высказывают разные предположения…

Оказывается, дедушка должен подарить монетку-другую, потому что дедушка Ульфа всегда так поступает.

По ходу рассуждаем, хорошо ли это – при каждой встрече просить у дедушек деньги?

* * *

Читаем о второй встрече дедушки с Ульфом и Беррой. Узнаём, что дедушка не может пойти с ребятами на рыбалку, потому что ему нельзя уходить далеко, потеряться может…

Нильс обещал что-нибудь придумать.

Пятая остановка

Что мог придумать старый, больной дедушка?

Ребята высказывают свои предположения…

* * *

При чтении следующего отрывка – о прогулке в парк, мы обращаем внимание ребят на фразу Нильса: «Я и забыл, как прекрасен мир!!!» И на его наказ мальчишкам: «Никогда, ребятки, об этом не забывайте».

Дети с дедушкой делают воздушного змея из красивой шёлковой шали, когда-то подаренной Нильсом своей жене Йоханне. Дед насвистывает замечательную мелодию «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?».

Берра мечтает научиться свистеть. Запустить змея не удалось: не было ветра.

В следующий визит они застают дедушку лежащим в постели… «А ты вот лежишь-полёживаешь. Хорошо тебе!»

Шестая остановка

Было ли дедушке хорошо на самом деле?

Догадываются, что дедушке не так уж и хорошо, как предполагают его юные друзья.

* * *

Ребята решили отпраздновать дедушкин день рождения в следующую пятницу и хорошенько к нему подготовиться.

Седьмая остановка

Что могли сделать дети, чтобы хорошо подготовиться к дню рождения?

Ребята стараются угадать, что должны сделать мальчишки, чтобы порадовать дедушку. Говорят, что сами смогли бы сделать в таких случаях.

* * *

И всё это время, наряду с другими хлопотами, Берра учился свистеть любимую дедушкину мелодию. И может, это было самое сложное для него в жизни…

День рождения удался на славу.

Правда, дети немного забыли о наказе медсестры – беречь дедушкино сердце, ведь они считали, что «у него самое лучшее сердце на свете…»

И мальчишечьи шалости, которые пришлось пережить дедушке в этот день, были, наверное, самым сильным впечатлением последних лет его жизни. Не всё прошло гладко, да разве когда-нибудь мальчишки задумываются о последствиях своих поступков?!

А какие подарки получил Нильс!

Восьмая остановка

Обращаем внимание ребят на слова:

«– Вот какой у меня внучек нашёлся! – проговорил он наконец.

– А у меня дедушка! – подхватил Берра».

* * *

А потом – самый сложный момент.

Говорить с детьми о смерти всегда трудно. А о смерти близких людей – невыносимо. Поэтому последний отрывок мы читали, не комментируя и не задавая вопросов. И по тишине, наступившей в классе, по выражению глаз ребят поняли, что поступили верно. Мы предоставили им возможность пережить этот момент вместе с автором.

Пауза.

После паузы попросили ребят высказать своё мнение о произведении.

Получился добрый, задушевный разговор. Надеюсь, что запомнился он ребятам надолго. Слова попросили бабушки: Нина Ивановна и Светлана Фёдоровна. Они не просто высказали своё мнение о произведении, но и нашли для внуков особые задушевные слова, какие могут найти только любящие бабушки. А потом была сделана общая фотография на память.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

По ходу чтения мы обращали внимание ребят и на рисунки, сделанные Анной Вронской. Многим захотелось сделать свои иллюстрации. Через несколько дней у нас в библиотеке была оформлена выставка рисунков по этой книге.

А спустя какое-то время нас стали приглашать с этим произведением и в другие классы, как в младшие, так и в старшие. Хотя особой рекламы мы не делали. Просто рисунки ребят привлекали внимание. Было много вопросов и приглашений. Мы не отказывали никому. Читали рассказ вместе с ребятами и взрослыми.

Были некоторые нюансы в обсуждении в разных классах, да иначе и быть не может: в каждой аудитории – свой разговор.

Мы не разбивали текст специально на какие-то определённые части: вопросы вытекали из текста и приглашали нас к разговору с детьми, а иногда паузы мы делали на каких-то особенных фразах, к которым хотели привлечь внимание, например – о красоте мира.

Мы заостряли внимание детей на деталях (фотографии в комнате дедушки, повторяющиеся фразы героев). Но оставили без комментариев финал произведения: любые слова здесь были бы лишними.

По-разному мы проводили и рефлексию: всё зависело от возраста детей.

Не забывали напоминать ребятам о том, что в школе действует клуб «Ветеран», в котором активное участие принимают наши коллеги, ушедшие на заслуженный отдых. Они не только встречаются по случаю разных дат: дней рождения, праздников, юбилеев, но и вместе с учащимися собирают богатый материал для музея истории школы, который был открыт к её пятидесятилетию. Библиотека вместе со своими читателями принимает активное участие в работе по созданию этого музея. А руководит всей работой, которая объединяет и учащихся, и ветеранов, Галина Николаевна Пронина, первой в нашей школе получившая в 2006 году звание «Лучший учитель России». Любовно мы величаем её Президентом клуба. Надо заметить, что аналогов подобного клуба у нас в районе нет.

И обсуждение книги, и совместное исследовательское творчество в клубе «Ветеран», и занятия в «Школе толерантности», много лет работающей на базе библиотеки, формируют у наших читателей уважительное отношение к старшему поколению. Детям нужно говорить об этом: к сожалению, не во всех семьях они видят достойный пример. Всех проблем мы решить, конечно же, не можем, но научить ребёнка задуматься над прочитанным и сделать свои выводы – вполне реально.


1 М.: Институт толерантности ВГБИЛ им. М.И.Рудомино, 2003.