Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2008

Людмила Воронова

Полемические заметки на полях ЖЖ

Сегодня мы публикуем статью Людмилы Евгеньевны, которую уже трудно определить термином «лирика». Скорее это драма. Мнения редколлегии разделились. Но... такая точка зрения на сегодняшнее положение вещей в школьно-библиотечном деле имеет место быть. А значит, она тоже должна быть высказана на страницах газеты. Возможно, кто-то из вас захочет возразить автору, а кто-то поддержать и дополнить новыми аргументами. Ждём ваших писем. Новым читателям сообщаем, что «собака такса» – любимый псевдоним Людмилы Вороновой.

Хотя и в школе,
но всё же библиотека –
своя маленькая крепость
средь бушующего жёлтого дома.
http://underwoood.livejournal.com/86692.html

Этот востребованный умный журналист знает, что я – школьный библиотекарь. И с наступающим 2008 годом он поздравил меня так: Мне жаль именно Вас наводить на грустные размышления. На одном бессменном новосибирском уличном лозунге начертано: «Да здравствует то, благодаря чему мы несмотря ни на что!» Давайте в Новом году им руководствоваться!1

STROLLER по Рунету

(Бродяга по Internet)

Я вспомнила… первое появление читателя Шумова.

Он обводит взглядом мою библиотеку, пятиклассник Лёнька. Открытия сплошные. О! Пушкин… Взгляд падает на выставку про животных.

– Гиббон? Собаки?

Рисунок1

Резюме читателя: «Библиотека – зоопарк для книг». Жалобный вопрос:

– Их хоть здесь кормят?

Библиотекарь (я) достаёт банан из сумки:

– Это, Лёня, для Гиббона. Хочешь? Гиббон мало ест… Ему хватит и половины.

И мечтательно затем вздыхаю:

– Но особенно приятны ужины с Пушкиным…

Лёня смеётся:

– Прикольно здесь у вас, в библиотеке…

– У нас с Пушкиным? Да… Нормально…

А вот другое воспоминание: У нас была школьная библиотека маленькая-маленькая. Что там? Да три-четыре шкафа с книжками красивыми и новыми. Два стола. Да ещё диван. Сколько на этом диване мы КВНов придумали! А что? Чуть урока нет, нам велят: «Все идите в библиотеку». Мы и шли… Попугай в клетке кричал... Новые книги блестели… Мы дурака валяли…

Это мне Ленка рассказывает. Наша вожатая. Мне все всё рассказывают. От первоклассника Сидорова до плотника Иванова.

Сейчас я смотрю на Ленку и думаю: «А ведь имени библиотекаря она не помнит…»

Её рассказ сворачивает к очевидному для меня итогу. Догадались? Ну конечно же!

А как-то я осталась одна в библиотеке… А там ещё дверь была всегда закрытая для нас… Ну я её тихонько и отворила… И обомлела. Книги!!! Целая большая классная комната!!! До потолка, представляете, Людмила Евгеньевна… И ещё Брэм совсем старинный… Тот самый, где каждая картинка со зверем переложена шуршащей бумажкой… А мы-то все 10 лет учёбы в школе не знали, что в библиотеке есть это богатство… А май месяц был, Людмила Евгеньевна, мы уже школу заканчивали…

Лена побывала в ТОЙ комнате с книгами… Она-то читатель книг, не просто посетитель досугового центра под названием «библиотека».

Сегодня главное – не книги, главное – это читатель…

Правда?

Это очень современно. Покупатель (ой! читатель) – всегда прав. Главное – это заманить и увлечь. И «сделать красиво». Можно наряжать девочек принцессами. Можно проект придумать. Какой? Да любой! Выращивание морских свинок, скажем. Они забавные, эти свинки. Главное, чтобы дети по улице не шлялись и были под присмотром в тепле.

К чему допускать мысль о том, что чтение – это труд? Это работа души. Это длительный алхимический процесс. Чудо. Загадка. Личное дело каждого, наконец! И соревноваться в чтении нельзя. Бог не велит.

Бонус за Пушкина? В библиотеку не ходят строем, наверное.

Зря я это сказала. Это неправильно. Это вчерашний день.

Сегодня игра. Можно гадать – какому литературному герою принадлежит данная шляпка. Очень хороши громкие чтения со сцены. Главное (оно же видно) – библиотека работает! Привлекает! Есть чем отчитаться. Вот ещё – дефиле литературных героев. (Я согласна быть только собакой.)

РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ! Но без книг…

Вслушайтесь только: «Работа по организации истории…» Может быть? А почему организация чтения – это наша задача и наш отчёт о проделанной работе?

Дрейфующий хаос угрюмых обид,
Ходячая ртуть унижений…
И пробуешь вслух, как будто навзрыд,
Глотательные движенья2.

Как должна работать библиотека в школе, знают все. Конечно же! Как не знать! Ведь только нечитающее наше начальство могло издать потрясающий этот циркуляр «О проведении урока чтения» по всей России конкретно 9 октября в 10 утра по московскому времени…

Читают все! Ать-два!!!

Так решительно внедряли в нашей стране только кукурузу «от тайги до британских морей». Вот такая чиновничья Вандея. А что читают? Зачем читают? Хотят ли читать? Этими вопросами и не задаются…

Велено! Вот и читай… С указанием ответственных и привлечённых к… (кх! к чтению). Да! Да! Да! Литературное, ой! то есть библиотечное дело должно стать винтиком и колёсиком общепролетарского дела!

А тут некоторые и не захотели…

Но, сокрушаясь о гвозде,
Я не был винтиком нигде3.

Прекрасный, милостью божьей библиотекарь Тамара Сутягина из далёкого рабочего посёлка Сумкино так и напишет: «Не хочу быть винтиком». Да и положит заявление об уходе на стол своему директору. А та и подпишет, конечно же…

Тамара написала для «БШ» прекрасную статью о Владиславе Крапивине (см. статью «Держись “Каравелла”!», БШ № 1–2007).

Не однажды она говорила (надеюсь, и будет говорить!) с нами со страниц нашей «Библиотеки в школе» о самых главных вещах – понимании, терпении, любви к своему делу…

А тут иду и вижу: книжка валяется прямо на помойке. Поднимаю и читаю: «Летящие сказки»

Вл. Крапивин. Открываю. «Лётчик для особых поручений». И начинаю читать.

Сейчас вот вслух читать буду. Лично для Тамары Сутягиной. Пожалуй, это единственное массовое мероприятие, на которое я соглашусь без внутреннего содрогания от фальши. Слушайте.

Жил-был старый корабельный мастер,
Молчаливый, трубкою дымящий.
И однажды сделал он кораблик –
Маленький, но будто настоящий…

Был фрегат отделан весь, как чудо, –
От бизани до бушпритной сетки.
Но однажды старый мастер умер,
И корабль остался у соседки.
<…>
Среди шляпок, старых и затасканных.
Пыльных перьев и гнилого фетра,
Как он жил там, – парусная сказка,
Чайный клипер…
<…>
Что он видел тёмными ночами
Повернув бушприт к окну слепому...4

А ещё в «Летящих сказках» есть слова про Тамару Сутягину, про тебя и меня, про школьную библиотеку. Вот они: «Маленькие корабли учат большому мужеству». А Такса добавит «своё собачье»: cтарые мастера бессмертны. Правда-правда. А чайный клипер никогда не тонет. Капитаном на нём служит стойкий оловянный солдатик, которого не сожрёт ни одна на свете злая крыса. А с добрыми крысЯми и мышами мы и сами дружим…

***

Мужество нам пригодится, ибо живем мы с вами сейчас в трудное время.

Александр Исаевич Солженицын сказал:

«Так и мы не знаем, что творим здесь и сейчас. Как много перекрестков, на которых один в поле воин. И его выбор решит дело».

А ваше и мое заявление об уходе подпишут обязательно. Как говорила Марина Цветаева, «нас Родина не позовёт».

Активный, умный и творческий человек сегодня во многих школах мешает администрации. Он непереносим для начальства, перепуганного государственными инициативами на предмет библиотек.

А государственные структуры, в общем, мало представляют, что происходит с библиотеками в стране… Есть, конечно же, выход – спросить «низы»:

– Что тебе надо, библиотека? Какой ты хочешь быть? Что ты собираешься делать и что тебе для этого нужно?

Но это, как известно, не наш путь… Наш – это нечто невразумительно-пафосное, скажем – Президентская библиотека. (Как? Ещё одна структура? А мы? Смех в зале.)

Лучше совсем никакой государственной заботы, нежели такая.

Кончилось это всё понятным итогом – нас решили посчитать. Министерство культуры РФ и Росстат перепишет все библиотеки. А посчитают – начнут сокращать «расходы”. И первой падёт, конечно, библиография – наша книжная память. Библиотека – хранительница книг уходит «в прошлое». Книга как духовная ценность и потребность не понимается почти никем. Во всяком случае, уж не нашим начальством снизу доверху…

А если кем и понимается, то реакция следует незамедлительно – списать все старые книжки, дабы не портился внешний вид библиотеки.

Работать по детям!!!

О мыслях думали,
как о тиграх,
А тигры обязаны быть
за решётками5

И некому вступиться за книги… И библиотекарь – хранитель книг (ненужных вещей) уходит в прошлое.

Нужен не библиотекарь, нужен аниматор-затейник. Праздник флага, праздник чтения, весёлые старты, бонусы за знание того, что Гоголь это не только тянучка-конфетка, но и такой «прикольный» писатель. Да здравствует смычка библиотеки с префектурой и всеми городскими и сельскими делами по…

Но некоторые люди понимают, что библиотека не парк культуры и отдыха. И не зоопарк. И это утешает и даёт силы, мне, библиотекарю.

Благодаря чему мы несмотря ни на что.

Немного о стихах…

Рro domo sua

Это латинское выражение дословно переводится: «В защиту моего (своего) дома»… О себе. О личных обстоятельствах.

Это название книги Ильи Сельвинского, которая так и не вышла при его жизни.

Её напечатает ТОТ легендарный перестроечный «Огонек» в своей «библиотечке» № 52 в 1990 году.

Автор знал, что стихи не напечатают. Кстати, и в Интернете сегодня вы их тоже не найдете.

Только самые близкие люди знали отдельные строки из так называемой «синей папки». А сам Сельвинский пишет:

Большинство этих стихов я аккуратно носил по журналам, но так же аккуратно отовсюду их возвращали. Не моя вина, что накопился целый сборник. Ну что ж, – каждое правительство достойно своей литературы.

А от себя я добавлю: и своей библиотеки.

Порой мной овладевает отчаянье6, то самое, о котором писал Илья Сельвинский:

Ещё о тридцатом годе.
Я на глазах седел.
Отчего бы? Ведь ни при Ягоде,
Ни при Берии я не сидел.
Но засел мой любимый читатель,
Унося мою славу в склеп,
И брожу я, подобно цитате
Из кровавой книги судеб.
<…>
Прохожу через галочий рынок.
Им уже не вернуться домой.
Ты, как древний Акрополь в руинах,
О, казнённый читатель мой!
<…>
Среди новых брожу поселений;
Балалайка с притопом да свист.
Сколько нужно еще поколений,
Чтобы снова созрел «сельвинист»?

***

Рисунок2

Вот и я в который раз пишу заявление об уходе из школьной библиотеки… Не балалаечник я! И медлю – в последний момент что-то случается.

То самое «благодаря чему мы несмотря ни на что» имеет место явиться – не запылиться.

Услышат люди, что ты школьная «библиотечница» (детское слово), и вспыхнет в них чисто и светло воспоминание о детстве своём, о нас с вами, дорогие мои однополчане «идиотского нашего полка».

– Как же! И я был записан в детскую библиотеку на улице Ломоносова!

И скажут они мне и вам примерно так, как Аука7 сказал мне:

Знаю, кем служишь!

Напишу я как-нибудь, дай Бог, про одну библиотекаршу. Она меня, шестилетнего сопляка, в мир книжный посвятила. Я сдуру сам читать выучился, случайно как-то вышло. А вот вкус к чтению – это она. Заставляла меня пересказывать прочитанное. И не слово в слово, а «своими словами». А это ох как трудно, свои слова подобрать, когда Пушкина пересказываешь.

Отбивала меня у учительницы первой, которая в толк не могла взять, почему я на уроках скучаю. Деревенское дело, все друг друга знают. Убедила, что я уже к первому классу за «толстые книги» примерялся. Не дала сломать. Потом, конечно, умельцы появились половчее той учительницы, и библиотекарь та далеко была. Но недоломали видно...

Святому делу служишь.

Так-то вот:)))8


1 http://stroler.livejournal.com/341286.html

2 Сельвинский И. Л. PRO DOMO SUA. : Стихи. – М. : Правда, 1990.

3 Там же.

4 Цитируется по книге: Крапивин В. П. Избранное в 2 томах. – М. : Дет. лит., 1989. – Т. 2. – (Библиотечная серия). – Цитата с. 82–83.

5 Илья Сельвинский. «Синяя папка».

6 «Отчаянье». Стихотворение 1956 г. См.выше.

7 Псевдоним популярного автора книг по психологии.

8 http://auka.livejournal.com/276716.html