Ольга Леонтьева
Работа с дополнительной и научно-популярной литературой в классе и в библиотеке
Леонтьева
кандидат
педагогических
наук,
Москва
Приём, о котором пойдёт речь, можно использовать на уроке по любому учебному предмету и в читальном зале при работе с большой группой читателей, если библиотекарь или педагог формулирует основную цель работы с детьми как «развитие умения работать с дополнительной литературой». Дополнительные цели: развитие коммуникабельности, умения слушать, умения рассказывать; повышение интереса к изучаемому предмету.
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
Для того чтобы участвовать в совместной работе, каждый ученик должен найти интересный материал на заданную учителем тему. Тема задаётся довольно обширная, чтобы не ограничивать творчество, и может зависеть как от наличия возможностей данного учебного пространства (от того, какая литература есть в классе, в библиотеке, у кого-то дома), так и от программы, по которой занимаются дети.
Задание формулируется примерно так.
Нужно найти информацию по данной теме, которая заинтересует вас самих настолько, что ею захочется поделиться с одноклассниками. Когда такой материал будет найден, попробуйте сформулировать один или несколько вопросов по данному материалу, которые будут начинаться словами: «как ты думаешь?» Эти вопросы вы будете в начале своего выступления задавать тем, кто будет вас слушать (чтобы слушателям было интереснее). Например, вы нашли информацию о том, что есть рыба-пешеход, у которой очень интересный ареал обитания (приливно-отливная зона) и поэтому есть особенности в её строении. Вопрос может звучать, например, так: «Как ты думаешь, есть на земле рыбы, которые не умеют плавать?» Или: «Как ты думаешь, где живет рыба, которая в воде может утонуть, потому что её жабры устроены так, чтобы впитывать влагу из окружающего ее воздуха?» Вопрос должен заинтересовать слушающего, чтобы тот задумался и предложил свой вариант ответа. Только после этого начинается рассказ.
Даже если предполагается подготовка к работе дома, не следует ожидать, что все ребята выполнят задание. Для них в классе должна быть заранее подготовлена дополнительная литература по заданной теме, например детские научно-популярные журналы.
Стоит напомнить ученикам, что при подготовке не нужно переписывать или запоминать весь материал – во время рассказа можно будет использовать оригинал текста. Важно выделить в нём самое интересное, важное. Такое условие позволит детям обратить особое внимание именно на интересные факты, а не выбирать материал, исходя из простоты его запоминания, конспектирования или изложения.
Важно также напомнить (или специально обсудить – если дети впервые так работают) главные правила рассказчика. (В последней части данной статьи они рассмотрены подробнее. – Ред.)
ПЛАНИРОВАНИЕ
Если этот приём используется в рамках стандартного 45-минутного урока, работа организуется так, чтобы на обсуждение результатов и подведение итогов осталось не меньше 10 минут.
Когда задание приготовить рассказы даётся на дом, распределение времени урока примерно следующее:
2–3 минуты – организационная часть;
5–7 минут – вводная часть (организация пар, напоминание об условиях рассказа и смены пар, организация мест для тех, кто будет искать дополнительный материал во время урока);
25–27 минут – парная работа;
10 минут – подведение итогов.
Если же подготовка к работе идёт во время урока, на неё отводится от 10 до 15 минут, и это время берётся из времени парной работы, которая в этом случае длится от 10 до 17 минут. Не стоит ждать, что все ребята приготовятся одновременно. Пары можно создавать по мере готовности учеников.
РАССТАНОВКА ПАРТ
Эту работу удобно проводить, изменив привычную расстановку мебели в аудитории. Дело в том, что если останутся ряды и стулья, как обычно, будут стоять за столами, смена пар будет проходить очень шумно (стулья будут отодвигаться от столов, потом снова задвигаться) и долго (чтобы сменить пару, нужно будет обойти ряд). Если есть возможность передвинуть парты, я бы посоветовала расставить их по периметру класса, а стулья поставить по наименьшему радиусу, спинками – к партам.
Таким образом, во время оргмомента, вводной части и общего подведения итогов ребята и педагог будут сидеть в общем кругу (как на психологических тренингах), а парты останутся за ними. Во время парной работы стулья можно развернуть вполоборота к партам, чтобы на них можно было легко сесть, не передвигая, и общаться с партнёром лицом к лицу.
РАБОТА В ПАРАХ
Ребята, приготовившие материал, распределяются попарно (пары будут сменные, это нужно заранее объяснить детям). Именно своему партнёру нужно будет задать заранее придуманный вопрос, выслушать ответ и только после этого рассказать то, что было приготовлено. Потом рассказчик и слушатель меняются местами. Если количество рассказчиков непарное, учитель становится одним из них. Он, точно так же как и дети, выслушивает вопрос, дает свою версию ответа на него, слушает рассказ, а потом спрашивает и рассказывает сам. (А это значит, что он тоже должен готовиться!) Для иллюстрации рассказа можно использовать картинки и фотографии, которые были в том издании, по которому рассказ готовился, или дополнительно найденные, если ученик готовился дома и у него было много материалов.
Когда оба рассказа рассказаны, пара заканчивает работу, в знак чего поднимает руки и меняется партнёрами с другой парой, закончившей свои рассказы. За отведённое время нужно успеть рассказать свой рассказ нескольким людям. Как правило, это от трёх до пяти человек. Те, кто по каким-то причинам не готовился заранее и ищет интересную информацию во время урока, вступают в парную работу по мере её нахождения.
Часто ребята начинают рассказывать слишком громко, мешая работе остальных. Чтобы этого не происходило, можно заранее договориться с ними о некотором сигнале (хлопок в ладоши, свисток, музыкальная фраза), который будет означать только одно: «Пожалуйста, все говорите потише». Обычно это приходится делать раз пять за урок.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
При использовании такой формы работы с дополнительной литературой подведение итогов становится очень важной частью занятия. Его цель – не только поставить отметки, но и донести самую интересную информацию, рассказанную в парах на уроке, до всех учеников класса.
Все снова садятся в круг, и учитель спрашивает, чьи рассказы особенно понравились слушателям, заинтересовали их. Обычно называются несколько имён ребят и темы их рассказов. Тогда самым успешным рассказчикам предлагается задать всему классу те вопросы, которые они приготовили заранее и задавали в парах, но теперь – начиная со слов: «Как вы думаете?..» На этот раз над вариантами ответов думают все, включая учителя, и вслух высказывают свои соображения (те, кто уже слушал рассказ об этом, здесь не участвуют). Только после того, как «новички» сказали свои варианты ответов на заданный к рассказу вопрос, выслушивается сам рассказ. Но! Его рассказывают те, кто во время работы в парах его слушал и потом рекомендовал как интересный! Сам «автор» рассказа остаётся экспертом-консультантом, помогающим остальным, только если те допустили грубые ошибки или забыли что-то очень важное.
Часто возникают ситуации, когда бывшие «слушатели» не могут повторить то, что услышали, и рассказчик обвиняет их: «Вы плохо слушали! Я же говорил!» Учитель может ещё раз напомнить, как важно рассказывать интересно, стараясь привлечь внимание слушателя динамикой речи, интересными вопросами, иллюстрациями. В этот момент педагог ещё раз объясняет, как важно перед рассказом задать заинтересовавший слушателя вопрос, выслушать его точку зрения, а потом не просто пересказать текст, а выразить своё отношение к версии слушателя: «Представляешь, я тоже так думал, а всё, оказывается, совсем не так!» или «Ты почти догадался, за небольшим исключением. Дело в том, что…».
После таких занятий трудно выставлять отметки, так как результат у каждого будет индивидуальным, его и практически, и теоретически трудно измерить: никакого «эталонного» результата нет и быть не может. Как же быть?
Можно вообще не ставить отметки, дети поймут и примут такое условие. Можно поставить отметки за количество слушателей, которым была передана информация в течение одного урока: пяти – «пять»; четырём – «четыре»; а другие отметки не выставлять. Можно предложить ребятам в конце урока самим вслух (перед всем классом!) назвать отметку, которой они, по собственному мнению, заслуживают, и обосновать своё мнение.
Есть ещё множество вариантов оценивания, которые могут быть эффективными. Главное, чтобы при этом учитель не пытался сравнивать рассказы одних детей с другими, не говорил, что чья-то информация интереснее, чья-то – совсем скучная. В научно-популярной литературе каждому важно что-то своё, именно эту индивидуальность и нужно поддержать при оценивании.
Надежное и качественное оборудование для школы, это залог здорового и полноценного обучения и воспитания ребенка. Одним из важных составляющих в процессе обучения является школьная мебель. На сайте http://www.schoolgear.ru/ , вы сможете приобрести учебно лабораторное оборудование, учебно-наглядные пособия и интерактивное оборудование для школ. Все предлагаемые товары соответствуют самым строгим стандартам качества и сопровождаются гарантией и соответствующими сертификатами.