Алла Фонтанова
Методика работы с научно-познавательным текстом
УРОК
Фонтанова
международный
тренер-сертификатор
технологии РКМЧП
Сейчас уже можно без преувеличения сказать, что многие поколения учителей первое своё знакомство с технологией «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) начинают с модельного урока, который называется «Работа с научно-познавательным текстом». И по традиции в качестве научно-познавательного текста выступает статья Кита Г. Хэя «Морские черепахи». Собственно урок начинается примерно так.
Сегодня тема нашего урока – «Морские черепахи». Нам предстоит прочитать статью с таким названием. Но, прежде чем вы начнёте читать статью, давайте подумаем о них. Возьмите листок бумаги и ручку и в течение двух-трёх минут запишите всё, что вы знаете или думаете, что знаете, о морских черепахах. Важно писать всё, что приходит в голову, не заботясь о том, соответствуют ли действительности ваши представления.
После того, как вы записали всё, что знаете или думаете, что знаете, повернитесь к своему партнёру (или группе) и поделитесь своими соображениями. Даже если у вас возникнут разногласия, запишите все соображения. Причём разногласия отметьте. Возможно, чтение статьи прояснит многие из них.
В это время учитель на доске может изобразить следующую схему:
После обсуждения в парах (или группах) учитель просит поделиться своими знаниями со всем классом. Выслушивая все группы по очереди, учитель на доске записывает все предложенные идеи, заостряя внимание на сходстве и разногласиях. На этом этапе важно записать всё, что предлагают ученики, независимо от того, насколько это верно.
Когда обсуждение иссякнет, наступает время для чтения статьи. Перед тем как приступить к чтению, учитель просит в процессе чтения делать на полях следующие пометки.
Вы ставите:
v, если то, что вы читаете, было известно вам ещё до чтения текста;
– , если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы думали;
+ , если вы узнали нечто совсем новое, то, о чём даже не задумывались;
? , если то, что вы читаете, непонятно или вы хотели бы знать об этом больше.
Необязательно отмечать каждую строчку или идею. У читателя может оказаться одна или две пометки на абзац, а иногда две пометки могут стоять рядом.
После того как все закончат читать, необходимо вернуться к первоначальному «списку знаний».
Подумайте, какие из ваших первоначальных представлений подтвердились, а какие оказались ложными? Найдите в тексте фрагменты, которые оказались для вас новыми, неожиданными, какие идеи представляют для вас дальнейший интерес.
Часто бывает полезно после этой работы заполнить индивидуальную маркировочную таблицу, которая может выглядеть примерно так:
v |
– |
+ |
? |
Самые большие в мире |
Достигают веса 600 кг |
Проплывают тысячи миль |
Как находят тот же самый пляж для гнездования? |
Откладывают яйца на берегу |
Питаются рыбой |
Заплывают в реки |
Почему не изменились за миллионы лет? |
Теперь можно вернуться к схеме, изображённой на доске, систематизировать вновь полученные знания, оставляя первоначальные идеи, соответствующие тексту, дополняя новыми идеями, изменяя те, которые не подтвердились. Обсуждая статью, вы возвращаетесь к тексту, выявляете разногласия, для разрешения которых, возможно, требуются другие источники.
На этом обсуждении заканчивается урок, после описания которого хотелось бы остановиться на основных его этапах и тех задачах, которые они реализуют.
ЧТО ЗА КУЛИСАМИ?
На первом этапе урока ученики самостоятельно вспоминали, записывали свои мысли, делились ими с партнёрами по группе и с классом в целом. Учитель внимательно выслушивал все мнения, фиксируя их на доске.
Можно сказать, что происходила некоторая инвентаризация знаний и представлений, которые уже имеются.
Этот первый этап называют стадией вызова. Задачами стадии вызова являются:
- актуализация прежних знаний: ведь то, что мы узнаём, определяется тем, что мы уже знаем;
- активизация учеников: ведь обучение может быть только активным (нельзя знания «вложить», если обучаемый сам их не присваивает);
- мотивация учеников: ведь гораздо интереснее получать ответы на собственные вопросы, чем на те, которые ты не задавал.
Второй этап – это непосредственное взаимодействие с новым знанием (в нашем случае это было чтение статьи). Эту стадию называют осмыслением содержания, и основной её целью является не только принятие нового знания, но и отслеживание своего понимания. Это происходит благодаря тому, что мы даём задание ставить в тексте пометки. Это побуждает читателя в самом процессе чтения останавливаться, обдумывать прочитанное, возвращаться к предыдущим фрагментам. Мы знаем, что многие хорошие читатели сами интуитивно приходят к такому способу чтения, но так происходит далеко не со всеми.
Третий этап – составление индивидуальной маркировочной таблицы, обсуждение статьи, систематизация вновь полученных знаний. Этот этап называют стадией размышления или рефлексии. Его цели: выявление нового знания (что нового я узнал?), включение его в уже существующую систему знаний (как это соотносится с тем, что я знал раньше?), постановка новых целей (что ещё я хотел бы узнать?).
Использование трёх стадий позволяет педагогу стимулировать учеников думать, живо и активно обсуждать предмет. В ходе занятия у ребят не получается «отсидеться». Разные точки зрения заставляют учеников спорить. В процессе общения с партнёром возникает собственная цель узнать больше о предмете обсуждения. Учитель предоставляет им возможность думать, осознавать, что же они действительно знают, признавая, что нормально чего-то не знать и в то же время приятно узнавать что-то новое. Ученики получают навыки работы с материалом и учатся анализировать процесс познания и мышления. На уроке необходимо создать обстановку, когда разнообразие мнений не пресекается, когда приветствуется наличие у учеников своих идей, высказывание их, защита своего мнения и при этом терпимость к иному взгляду.
«Критический мыслитель» – это человек, демонстрирующий свободное, самостоятельное мышление, не принимающий на веру всё, что услышано и прочитано, ищущий всему доказательства, а при защите своей точки зрения умеющий слушать и слышать другие мнения и приводящий обоснованные аргументы.
«Критический мыслитель» всегда задает себе вопросы:
– Что я думаю об этом?
– Как это соотносится с тем, что я уже знаю?
– Меняются ли мои представления в связи с этим новым знанием?
– Что я буду делать, получив это новое знание, что я изменю в себе?