Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2008

Тамара Кардановская

С чего для вас начинается научно-популярная литература? Для меня – со старых добрых журналов: «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Техника – молодёжи», «Знание – сила». Но как же тяжело хранить и перелистывать их страницы в поисках нужной информации. Сразу начинают слезиться глаза, появляется неуправляемый чих и остальные признаки… сами знаете чего. Да и места много надо. Не так давно пришлось выбросить многие из них, собранные за долгие годы. И в библиотеках, особенно школьных, такие фонды приходится регулярно списывать… Грустно… Ведь большая часть информации в этих изданиях не устаревает так быстро. А по той, которая устарела, можно проследить историю движения научной мысли. Это же захватывающее исследование, иногда почти детектив. И вполне по силам детям, если их аккуратно к такой идее подвести, ничего не навязывая.

Казалось, что мы расстаёмся с этими возможностями навсегда. Но теперь это всё не прошлое, а будущее! Вот уже несколько лет я наблюдаю на осенних московских книжных ярмарках за компанией Controlling chaos technologies (Технологии управляемого хаоса). Этот очень интересный для нас коллектив специалистов поставил задачу научиться быстро и качественно создавать электронные архивы большого количества документов на бумажных носителях и обеспечить удобный доступ к этой информации. Надо сказать, что цены на их продукты в последнее время стали вполне доступными и приобрести оные достаточно просто, и потому я решила, что пора вас с ними познакомить.

Почему именно с этой компанией? Да потому, что каждый из представленных здесь дисков содержит большой массив информации (и воспроизводится она практически в факсимильном варианте), при этом позволяет вести удобный полнотекстовый поиск, создавая запросы на естественном языке, а также копировать необходимые фрагменты. Демоверсии некоторых новых дисков можно посмотреть в Интернете. Требования к системе: Windows: 2000/XP/Vista, Pentium III 700 МГц, 512 МБ оперативной памяти.

Качество воспроизведения текстов и иллюстраций очень высоко.

Разработчики постарались, чтобы архивы были доступны любым пользователям (независимо от их возраста и уровня владения компьютером) и создали удобный и понятный интерфейс.

Прежде всего представим электронные архивы журналов. Все диски содержат полные архивы за указанные годы. Найти их в другом варианте ныне уже практически невозможно.

Соросовский образовательный журнал. Архив статей. 1995–2001 гг. Соросовский образовательный журнал (СОЖ) был учрежден в 1995 г. Международной Соросовской программой образования в области точных наук (ISSEP). Когда-то он бесплатно рассылался по многим школам, но был недооценён. А ведь цель журнала – сделать доступными всем учителям, школьникам и студентам России последние успехи в области естественных наук – биологии, химии, наук о Земле, физики и математики. Поэтому основным требованием к авторам журнала было описание современной ситуации в той области знания, где они работают, не ограничиваясь лишь собственными результатами, причём делать его нужно было на понятном старшеклассникам и студентам уровне, объясняя специфичную для данной науки терминологию.

Физико-математический журнал «КВАНТ». Электронный архив с 1970 по 2006 г. Этот журнал не нуждается в особом представлении. В этом архиве организован тематический и алфавитный каталог (по фамилиям авторов статей журнала) для обеспечения наиболее эффективного поиска необходимой информации (например, конкретных статей, примечаний и т.п.) среди всех изданий.

Знание – сила. Электронный архив журнала за 20 лет.

Наука и жизнь. Архив журнала за 1990–2005 гг.

Химия и жизнь. Архив за 40 лет на одном диске.

Вот как представили его сами разработчики.

Темпы развития современной науки таковы, что происходит не только стремительное увеличение объёма научной информации, но и углубление специализации. Чтение же узкоспециализированной литературы доступно только тем, кто непосредственно работает в данной сфере. Таким образом, существует определённое несоответствие между уровнем изложения профильных изданий и возможностями освоить материал учащейся молодежью и специалистами смежных дисциплин. Эта проблема разрешается на страницах специализированных научно-популярных журналов, где подобная информация ориентирована на обычного «рядового» читателя со средним уровнем знаний.

«Химия и жизнь» – это не обычный научно-популярный журнал, а произведение искусства, которое заключает в себе сущность современного знания о нашем мире. Он в значительной мере ориентирован на преподавателей и школьников. В рамках обязательного образования невозможно в должной мере знакомить школьников с интереснейшей для них информацией, объём которой постоянно возрастает. В журнале публикуются статьи по проблемам образования и материалы, которые могут быть использованы как дополнительные к школьному курсу.

Чтение журнала является одной из возможностей как-то расширить свой кругозор и быть, как говорится, «в курсе», а также позволяет получать информацию из смежных областей науки и техники, что необходимо людям, занимающимся научной деятельностью.

Кроме журналов, хочу рассказать и о большом проекте, который ССТ осуществляет вместе с ГПНТБ. Они приступили к созданию серии дисков, посвящённых истории развития воздухоплавания. Уже подготовлены два продукта.

К.Э.Циолковский. Путь к звёздам

Особенности программы:

Можно посмотреть демоверсию.

Ф.А.Цандер. Взор, устремлённый в небо

Кроме всех научных трудов (лекции, описания изобретений, доклады, конспекты и т.п.) представлена биография, автобиография и информация о значимости трудов Ф.А.Цандера.

Можно посмотреть демоверсию.

Есть в багаже ССТ и другие издания, которые могут быть полезны детским и школьным библиотекам. Я не буду их детально комментировать (места мало). Приведу только небольшие отрывки из аннотаций самих создателей.

Наука и техника: история, теория, методология

Тематическое содержание курса:

В данном курсе наука и техника рассматриваются комплексно во взаимосвязях и охватывают большой исторический период. При этом учитываются социально-политические и экономические факторы. При рассмотрении каждого периода выделяются философские, методологические и организационные аспекты становления науки как специфического института деятельности: показываются исторические, научно-технические закономерности в развитии общества; делается попытка прогнозирования перспектив дальнейшего развития научно-технической мысли.

Росткова Т.Б. Электронный тренажёр для обучения физике

Электронный тренажёр предназначен для студентов вузов, изучающих раздел курса физики «Электричество и магнетизм». В его основу положен итерационный способ обучения и контроля успеваемости (ИСОК), подразумевающий подачу теоретических знаний отдельными порциями, последовательность которых определяется логикой решения конкретной задачи. Суть алгоритма состоит в том, что пользователю вместо описания готового решения задачи предлагается провести решение самостоятельно, следуя предложенной схеме, отражающей логику решения. При этом он должен ответить на теоретические вопросы (какие физические законы пригодны для решения, какой вид они имеют, какой физический смысл имеет данная физическая величина), составить определение физической величины из ключевых фраз и отдельных слов, произвести алгебраические преобразования, а также осуществить численные расчёты.

Электронный тренажёр содержит полный текст лекций по курсу, глоссарий, справочник, а также 46 задач. В нём предусмотрены два режима работы: «Режим обучения» и «Режим контроля».

А ещё К.Д.Ушинский. Избранные произведения. 11 томов; Павел Корин: картины, коллекция икон; Книга о вкусной и здоровой пище и многое другое.

По материалам сайтов
http://controlchaostech.com/
http://www.bolero.ru/product-48524785.html