Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2008

Ольга Мяэотс

Рисунок
Рис. Екатерины Силиной

Требование нести полезные знания предъявлялось детской книге с самого момента её возникновения. Но преподноситься эти знания, конечно, должны в занимательной форме. Ныне, оглядываясь в прошлое, мы можем сказать, что советская детская книга была богата шедеврами научно-популярного жанра. Виталий Бианки, Михаил Ильин, Георгий Скребицкий, Святослав Сахарнов – эти имена прочно вошли в золотой фонд. Увлекательный мир науки открывали детям ведущие учёные и талантливейшие писатели. И каждая книга читалась как роман, а зачастую и была романом!

«Мне думается вот что: взрослые наглухо забывают своё детство. И потому забывают, что им трудно представить себе ощущения растущего человека, который не тот уже сегодня, кем был вчера; когда за месяц, бывает, перевернётся мир в его глазах и всё засветит по-новому, будто солнце взошло с другой стороны. Взрослому не понять, как это всего хочется сразу? Почему вдруг из тёплого дома потянуло удирать в тайгу, укравши со стены одностволку и пять патронов? Почему вчера хотелось стать лётчиком, а через неделю – “уйти, где диких зверей ловят”?» Эти слова принадлежат замечательному писателю Борису Житкову, который сохранил в себе то самое детское видение, детскую любознательность, а потому умел говорить с детьми о самых серьёзных вещах увлекательно и ярко.

Рисунок
Рис. Александра Дейнеки

Двадцатые-тридцатые годы прошлого века – трудная, но богатая свершениями эпоха в истории отечественной детской книги. Теперь её справедливо называют «золотой». Тогда в детской литературе были выработаны высочайшие критерии качества. Научно-популярные книги того времени с иллюстрациями Владимира Лебедева, Михаила Цехановского, Владимира Тамби, Давида Штернберга до сих пор поражают непревзойденным мастерством – и художника, и писателя – и до сих пор несут радость открытия. В 60-е годы, в период интеллектуальных дискуссий между физиками и лириками, в научно-популярную литературу пришли настоящие учёные. Книги той поры – сплав романтики первооткрывательства и точной науки. Даже названия каковы! Помните – «Чёрная маска из Альджебры»? Была такая математическая сказка.

Но всё же время требует перемен. В последние пятнадцать лет появился новый тип издания – яркие, красочно иллюстрированные энциклопедии, в основном – зарубежные. Поначалу новинки радовали – таких красивых книг мы ещё не видели, да и читались они легко. Но родители и учителя быстро забили тревогу: в новых книгах слишком мало текста, говорили они, а имели в виду то, что в них недостаточно (по меркам нашей российской культуры и образования) информации. Как же быть? Издатели снова перестроились и поспешили было вернуть назад классику прежних лет. Но их постигло разочарование: в отличие от классики художественной литературы, которая пользуется неизменным спросом, эти книги покупают (и читают!) теперь неохотно.

В чём причина? Думается, ответ на этот вопрос позволит нам понять и то, как вообще изменилось наше отношение к чтению и детской книге.

ГДЕ ЧЕЛОВЕК?

В Библиотеке иностранной литературы, где собрана большая коллекция научно-популярных книг и энциклопедий для детей, уже лет двадцать назад мы всячески приветствовали появление на русском рынке первых заморских гостей. Так хотелось, чтобы в трудное перестроечное время у детей появились красивые, интересные книги! Это был настоящий полиграфический прорыв! Привлекала наглядность в подаче информации: такого обилия иллюстраций отечественные издания, увы, не знали.

Большая эрудиция при недостатке обобщающих способностей может играть в известной мере отрицательную роль. Эрудиция укрепляет человека в его уверенности в собственной правоте, мешает его пониманию нового, непривычного. Чувство собственного превосходства над другими, которое развивает эрудиция, при недостатке творческих способностей может затруднять общение с людьми.

Дмитрий Лихачёв

В 1994 году в Москву приехал Питер Киндерсли, директор британского издательства «Дорлинг Киндерсли» (тогда в России только-только стали выходить первые их книжки). Он рассказал, как, будучи обычным книжным дизайнером и начав дело буквально с нуля, создал самое успешное издательство в мире. Это можно было бы посчитать «удивительной историей, похожей на сказку», но восхищение вызывало не чудо превращения «гадкого утенка»… уж и не знаю, то ли в лебедя, то ли в акулу бизнеса, а та продуманная концепция издания, которая и обеспечила возможность прорыва.

Питер Киндерсли привёл китайскую пословицу: «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю». Видите ли, объяснял издатель, все люди разные: у кого-то сильнее зрительная память, и он запоминает изображение, а кому-то важнее текст. А донести нашу информацию надо до каждого… Какая человечная и мудрая позиция: не давить грузом знаний и научным авторитетом, а дать читателю возможность в удобном ему темпе самому пройти по пути к знанию!

Книга2Команда «Дорлинг Киндерсли» попыталась создать такую книгу, где бы читатель стал соучастником открытия. Так возникли знаменитые на весь мир книжки в белых обложках из серии «Глазами очевидца» с удивительными запоминающимися фотографиями и ёмким, информационно насыщенным текстом, а позже – знаменитые «чудесные сечения», в мельчайших деталях представлявшие здания, самолёты, поезда, животных – снаружи и изнутри. Казалось бы – вот оно! Решение найдено. Создана книга, способная увлечь каждого процессом познания. Развивая успех, «ДК» уже начало выпуск своих книг на CD-ROM. Да и другие издательства – зарубежные, а потом и отечественные – наперегонки бросились издавать информационные книжки-альбомы.

Книга3

Надо бы только радоваться... но в какой-то момент вдруг стало ясно, что нам снова чего-то не хватает. Поначалу это было трудно сформулировать, а потом всё же выговорилось: нам не хватает не столько информации, сколько присутствия в книгах человека… Не людей вообще – как безликих творцов истории, а ярких личностей, талантом и трудом которых двигалась наука и культура, создавалась цивилизация.

И в самом деле, о чём бы ни писали авторы научно-популярных повестей и романов прежних лет, это всегда были книги о личностях – учёных, путешественниках, художниках. Самая популярная отечественная серия так и называется – «Жизнь замечательных людей». Герои этих книг представали именно героями, людьми, достойными восхищения. Им хотелось подражать. А для ребёнка это особенно важно. В любые времена вопрос «Делать жизнь с кого?» остаётся актуальным.

Книга1

Увы, ныне школьник без труда может узнать, как стать шоу-звездой или спортсменом-чемпионом. А вот путь к высотам науки и искусства представляется дорогой в неведомое. Нет, конечно, не всё так мрачно. Не обеднели мы дарованиями. И умненькие дети с увлечением развивают свои таланты в самых разных областях. Но вот совсем недавно учитель математики одной из самых лучших московских школ, где кропотливо «выращивают» особо одарённых детей, выступая по телевидению, на вопрос: «Чего недостаёт современным подросткам?» – во всеуслышание признался с экрана: «Нынешние дети стали менее развиты эмоционально. А не значит ли это, что мы растим будущих учителей, не способных услышать ребёнка; врачей, лишённых сострадания к больному; художников, для которых искусство лишь набор трюков; политиков, принимающих решения не задумываясь о том, как они отразятся на людях? Но главное – наши дети вырастают бездушными, утрачивают способность понимать и любить! А вот это уже потеря, ощутимая для каждого!»

Воспитывать чувства – главная задача литературы и искусства. Но тот же учитель на вопрос ведущего: «Что делать, если ребёнок не читает?» – поспешил ответить: «А ничего и не нужно делать. Не читают – и пусть!» Но не означает ли это не только признание своего собственного фиаско, но и признание полной девальвации душевных качеств человека?

Помнится, я читала, что в 70-е годы, кажется, в США, на медицинских факультетах ввели курс литературы (!). Чтобы воспитать в будущих врачах гуманистическое отношение к профессии – способность понимать пациента, сопереживать ему и беззаветно действовать в его интересах. А какие книги читают наши врачи?

РАЗУМ ИЛИ ЧУВСТВА?

Способна ли научно-популярная книга воспитывать и разум, и чувства? И должна ли она это делать? Авторы отечественной детской классики, конечно, ответили бы – да! Вспомните, как с замиранием сердца следили мы за приключениями Муравьишки: успеет ли он в муравейник до захода солнца или нет? Книги Виталия Бианки – гениальное соединение высокой литературы и научных знаний.

...самое важное качество научно-популярной литературы – она воспитывает любовь к миру и прославляет достижения Человека, направленные на его процветание.

А как увлекали нас книги (и конечно, знаменитая радиопередача!) о Клубе знаменитых капитанов? Здесь и романтика далёких странствий, и увлечение историей и научными открытиями, и конечно – увлекательнейшие приключения, которые от книжных полок вели прямо в мир настоящих подвигов.

Сколько поколений детей было воспитано на этой удивительной передаче! И среди них – замечательный писатель Марина Москвина. Может, не будь Клуба знаменитых капитанов, не пришла бы ей в голову идея написать свою книгу об увлекательных открытиях – «Приключения Олимпионика», куда вошли многие очерки, изначально написанные Мариной для журнала «Мурзилка». Увы, эту книгу теперь днём с огнём не найдёшь, она стала почти археологической редкостью.

Рисунок

Конечно, и сейчас выходит немало детских книг о великих людях – императорах, полководцах, первооткрывателях, художниках. Но и эти издания, увы, чаще всего представляют собой литературно оформленный набор фактов, а реальная жизнь – с её противоречиями, трудностями, борьбой, открытиями и ошибками, победами и разочарованиями – редко прорывается на эти страницы. Что это – недостаток таланта автора или желание «поберечь нервы читателя»? А может, отсутствие интереса к человеку вообще?

Автор популярнейшей серии книг «Чудесные сечения» английский художник Стефан Бисти, способный увидеть и изобразить весь мир «в разрезе», рассказывал, что рисунки, сколь бы тщательно он ни прорисовывал мельчайшие детали, долгое время не удовлетворяли его и не складывались в книгу… До тех пор, пока он не «поселил» в своих работах людей. Только с появлением человека книга ожила, и возник долгожданный диалог с читателем. Значит, хорошая научно-популярная книга – это книга о человеке. И тогда напрашивается ещё один вывод.

Питера Киндерсли как-то спросили: «Как ваши книги о растениях и животных содействуют защите природы?» Он не стал перечислять информационные достоинства своих изданий, а сказал: «Каждую книгу мы делаем так, чтобы читатель полюбил то, о чём читает. А вы ведь никогда не разрушите то, что полюбили».

Наверное, это и есть самое важное качество научно-популярной литературы – она воспитывает любовь к миру и прославляет достижения Человека, направленные на его процветание.

А задача наша, библиотекарей, сделать так, чтобы эти книги прочитали дети и не только усвоили из них перечень фактов, но и восприняли заключённый в них духовный импульс.